ТОП 10:

Почему в отношениях между Россией и ЕС столь важное значение приобретают международные региональные связи?



Развитие международных связей регионов и региональ­ной интеграции — важный фактор современной системы международных отношений. В стремительно глобализи­рующемся мире международные связи регионов позволя­ют находить и использовать новые формы политической кооперации, экономической интеграции и межкультурных взаимодействий, что открывает мировому сообществу но­вые перспективы. В определенном смысле развитие между­народных связей регионов свидетельствует о новой тен­денции в эволюции современной системы международных отношенийстирании граней между внутренней и внешней политикой современных государств, когда стратегии раз­вития регионального сотрудничества становятся важным фактором формирования внешнеполитического курса.

Российская Федерация и Европейский Союз являются ближайшими соседями, поэтому развитие международных связей регионов и региональной интеграции в последние годы становится важнейшим элементом российско-европейского сотрудничества. Россию и ЕС объединяет общая заинтересо­ванность в строительстве процветающей Европы без разделительных линий.

Российские политики и дипломаты не раз заявляли о том, что Россия стремится активно участвовать в развитии международных связей регионов в европейском направлении, добиваться более тесного сотрудничества в ра­боте различных международных структур и региональных организаций. В свою очередь, европейские политики также выражают заинтересованность в развитии более тесного ре­гионального сотрудничества с Россией.

В настоящее время действует целый ряд договоров и соглашений, регламентирующих отношений российско-европейского регионального сотрудничества. Так, еще в 1994 г. в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудниче­стве (ст. 73) было заявлено о намерении России и ЕС разви­вать прямые контакты между регионами и государственны­ми структурами, ответственными за региональное развитие, уделяя особое внимание повышению уровня жизни и оздо­ровлению экономики проблемных регионов.

Несколько поз­же, в Стратегии развития отношений Российской Федера­ции с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 гг.), была поставлена задача использовать уд­линившуюся границу России и ЕС для повышения транс­граничного межрегионального сотрудничества и развития регионов обеих сторон до уровня стандартов еврорегионов.

В 2001 г. вступила в силу Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, которая определила цели и принципы деятельности региональных властей в этом направлении. Наконец, 22 июля 2002 г. был принят Федеральный закон № 91-ФЗ «О ратификации Европей­ской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», который открыл новые возможности для трансграничных региональных кон­тактов между российскими и европейскими регионами.

В Европейском Союзе создана целая сеть институтов, организаций и фондов, призванных способствовать между­народному региональному сотрудничеству. Так, с 1985 г. действует Ассамблея европейских регионов (АЕР), объ­единяющая в настоящее время около 300 европейских регионов из 33 стран, а также межрегиональные органи­зации. Россию в ней представляют Ингушетия, Карелия, Самарская область в качестве членов и Архангельская область в качестве наблюдателя.

В принятой Ассамблеей «Стратегии-2000» определены следующие приоритетные задачи этой организации:

Ø ускорить процесс развития регионализации на Евро­пейском континенте с целью создания «Европы регионов»;

Ø способствовать развитию межрегионального сотруд­ничества, культурных, экономических и партнерских свя­зей между регионами Европы путем передачи ноу-хау и об­мена опытом.Деятельность АЕР включает целый ряд программ:

«ЦЕНТУРИО» — программа, направленная на совместное обучение кадров и обмен опытом;

«ЕВРООДИССЕЙ» — программа, направленная на предоставление молодежи воз­можности интегрироваться в рынок труда благодаря опыту работы за рубежом;

«Летняя школа» — форум по обмену опытом в области регионального развития в Европе.

Крупнейшей европейской организацией, объединяющей более 50 национальных ассоциаций городов, муниципали­тетов и регионов (районов) из 37 стран, является Совет европейских муниципалитетов и регионов (СЕМР). Эта организация, основанная в 1951 г., отстаивает право регио­нальных властей участвовать в формировании политики Европейского Союза и Совета Европы, развивает отноше­ния между местными и региональными властями через со­трудничество и породнение, занимается развитием связей между регионами европейских стран.

В 1975 г. была создана Ассоциация европейских при­граничных регионов (АЕПР), которая по своему статусу является единственной общеевропейской организацией, объединяющей и представляющей интересы приграничных регионов стран Европы. Членами АЕПР в настоящее время являются 90 из 115 реально действующих еврорегионов. В своей деятельности АЕПР решает следующие задачи:

Ø анализирует проблемы, представляющие общий ин­терес для приграничных регионов;

Ø представляет интересы приграничных регионов в Ев­росоюзе и Совете Европы;

Ø координирует сотрудничество приграничных регионов;

Ø осуществляет обмен опытом и информацией по проблемам сотрудничества сопредельных регионов.

Что касается финансовой поддержки международного сотрудничества европейских регионов, то она осуществля­ется с помощью многочисленных программ и фондов ЕС и Совета Европы. В частности, в рамках ЕС были разработа­ны программы, призванные стимулировать трансграничное сотрудничество:

ИНТЕРРЕГ - Трансевропейское сотруд­ничество для сбалансированного развития (Trans-European Co-operation For Balanced Development - INTERREG);

ТАСИС (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States - TACIS; Техническая помощь Содру­жеству Независимых Государств) - программа Европей­ского Союза по содействию ускорению процесса экономи­ческих реформ в СНГ.

Например, на период 2000—2006 гг. была принята программа ИНТЕРРЕГ III с бюджетом около 5 млрд. евро. Среди других фондов, обеспечивающих фи­нансирование сотрудничества регионов, можно назвать Ев­ропейский фонд регионального сотрудничества(FEDER), имеющим также весьма солидный бюджет.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.004 с.)