ТОП 10:

Главные направления развития международного сотрудничества



-углубление широкомасштабного сотрудничества с ближайшими соседями – партнерами по СНГ, которое было отмечено в прошедшем году весомыми результатами: создан и начал функционировать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, наметилась реальная перспектива создания Евразийского экономического союза; координация в ОДКБ и ЕврАзЭС; сделаны серьезные шаги вперед в развитии партнерства с Украиной (включая вопрос о продлении аренды базы ЧФ), Белоруссией и Казахстаном.

-подписание российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), а также договора о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, согласование условий вступления РФ в ВТО и, в целом, – позитивная «перезагрузка» российско-американских отношений в партнерстве с администрацией президента Б.Обамы в различных областях (противодействие международному терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия, включая т.н. иранскую ядерную программу, начало пересмотра стратегической концепции взаимоотношений Россия-НАТО, ситуация на Корейском полуострове и т.д.).

- была запущена широкая дискуссия по предложенному Президентом России Д.А.Медведевым проекту Договора о европейской безопасности (ДЕБ), а также по теме модернизации режима контроля за обычными вооружениями в Европе. Данный комплекс проблем имеет жизненно важное значение и для Молдавии, хотя в Москве до сих пор не получили от Кишинева развернутого ответа на наш проект ДЕБ. Мы выступаем за превращение ОБСЕ в универсальную региональную организацию в Европе, настаиваем на принятии ее Устава (проект внесен Россией).

- По-прежнему актуальной сферой работы российской дипломатии остается вывод из тупика ситуации вокруг Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). В 2007 году Россия объявила и сохраняет мораторий на выполнение своих обязательств по адаптированному ДОВСЕ, она выполнила все свои т.н. «стамбульские обязательства» по этому договору в отношении Грузии и в отношении вооружений и военной техники в РМ (Молдавия при этом соглашение об адаптации ДОВСЕ не ратифицировала.) «Недовыполненным» осталось только намерение вывезти боеприпасы со складов в приднестровском с.Колбасна, поскольку из-за позиции Кишинева в 2003 году прекратились политические переговоры по приднестровскому урегулированию, а Тирасполь заявил о том, что воспрепятствует дальнейшей эвакуации боеприпасов. Выход из ситуации с ДОВСЕ мы видим на пути адекватного учета реалий, сложившихся на европейском континенте (расширение НАТО, создание американских баз в Румынии, Болгарии, Косово и т.д.), прежде всего, в плане отмены «фланговых ограничений» для РФ.

 

10) Почему геополитика постсоветского пространства обладает приоритетным значением дляРоссии?
В российском обществе еще не сложился консенсус относитель­но предпочтительной политики в вопросах мироустройства и опре­деления места, которое должна занять Россия в складывающейся системе международных отношений. Вместе с тем обозначились основные приоритеты. Первостепенное значение для геостратегии России имеет пе­риметр границ бывшего Советского Союза.1)по истори­ческим и географическим причинам ближнее зарубежье более зна­чимо для безопасности России, чем для других великих держав. 2)положение миллионов людей русской культуры в стра­нах ближнего зарубежья является не только сугубо внутренним делом правительств этих стран, но и естественным основанием для пристального внимания Российского государства. Национальные интересы России во взаимоотношениях с незави­симыми государствами постсоветского пространства заключаются: 1) в их дружественной позиции независимо от того, кто находится у власти;2) в предотвращении «транзитных» угроз своей безопасности, возникающих за пределами постсоветского пространства;3) во внутренней стабильности и отсутствии конфликтов между этими странами, чреватых включением в них России.В отношениях с каждым из постсоветских государств реализа­ция российских интересов должна иметь свою специфику. Страте­гически же России следует стремиться к формированию на постсоветском пространстве социально сбалансированных, динамично развивающихся демократических государств, образующих пояс добрососедства и безопасности по периметру ее границ. Приоритетной задачей внешней политики России в ближнем за­рубежье должна быть экономическая интеграция с Украиной, Бело­руссией и Казахстаном, поскольку именно эти государства являют­ся для нее наиболее важными с геополитической точки зрения. Сотрудничество со странами ближнего зарубежья как направ­ление внешней политики России перспективно потому, что откры­вает перед ней возможность стать одним из мировых центров ин­теграции. Отношения России со странами СНГ должны органически встра­иваться в курс на создание единого экономического пространства с Европейским союзом и формирование партнерства с НАТО в об­ласти безопасности. Стремление России сохранить свое влияние на пост­советском пространстве сталкивается сегодня с интере­сами крупнейших мировых держав: Европейского Союза и США — на западе, Турции, Ирана и Китая — павостоке. В это соперничество косвенным образом вовлечены Паки­стан и Индия . На постсоветском пространстве сосредоточе­ны огромные запасы газа, нефти, золота, никеля и других цветных металлов. В недрах регионов Центральной Азии и бассейна Каспийского моря хранятся запасы природно­го газа и нефти, превосходящие месторождения Кувейта, Мексиканского залива и Северного моря. Именно поэтому таким важным является вопрос о про­кладке трубопроводов и средств коммуникации через Ев­разию. Политический прагматизм России в ближнем зарубежье возмо­жен и в форме отказа от сохранения СНГ ввиду деградации этого образования. Более целесообразным может оказаться создание новой структуры из числа государств, заинтересованных в интег­рации. С учетом прогнозируемого экспертами постепенного снижения роли постсоветского пространства как целостного объекта россий­ской политики неизбежны ее регионализация, фокусирование вни­мания на отдельных геополитических направлениях, группах стран и отдельных государствах. Предстоит обеспечить защиту своих ин­вестиций в странах-соседях, ограничить негативные последствия вероятных локаль­ных конфликтов на территориях, прилегающих к границам России. Проблематичны сценарии расширения России путем доброволь­ного присоединения к ней Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Попытки реализации таких сценариев имели бы своим результатом увеличение зоны конфликтности внутри самой РФ, на постсовет­ском пространстве и в отношениях с Западом.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.004 с.)