История аудита, стадии развития аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История аудита, стадии развития аудита



История аудита, стадии развития аудита

Родиной аудита считае-ся Англия.

В России развитие аудита дел-ся на 3 этапа:1) с 1987 – до декабря 1993 В связи с образованием СССР совместных п/п вышел з-н «Об иностр-х инвестициях в кот. уполномоченно о необ-ти проведения независимой проверки совместных п/п. В связи с этим была образована 1 ауд-ая орг-ия – ИНТЕРАУДИТ.

2) с декабря 1993 – по август 2001. 22 декабря 1993 указом президента РФ были утверждены временные правила ауд-ой деят-ти в РФ.Был утвержден порядок аттестации, лицензирование аудита. Были приняты первые ауд-ие стандарты. 3) с сентября 2001 – по сей день. Данный этап одномновался принятым ФЗ об АД РФ (№119 ФЗ от 7 августа 2001) Значение з-на сост-т в том что он потврдил окончательное становление аудита в России и создал перспективы для его дальнейшего раз-ия.

 

Виды аудита

Как в экономической литературе, так и на практике аудит подразделяют на два: вида внешний и внутренний. В то же время с понятием «аудит» связывают проверки, выполняемые аудитором в полной мере независимым от собственников, акционеров и исполнительных органов экономического субъекта с целью выражения объективного мнения о достоверности отчетности. Рассмотрим с этих позиций предлагаемые виды аудита. Внешний аудит проводится независимым аудитором, причем его независимость, как уже указывалось в предыдущем разделе, определяется как законодательными, так и этическими нормами. Руководствуясь целями, стоящими перед аудиторами и решаемыми ими задачами внешний аудит подразделяют на обязательный и инициативный.

Федеральный Закон об аудиторской деятельности определяет, что порядок, случаи и сроки проведения обязательного аудита. Инициативный же аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые определяются договором с аудируемой организацией.

При проведении обязательного аудита перед аудитором должна стоять единственная цель – формирование и последующее выражение мнения о достоверности во всех существенных аспектах аудируемой бухгалтерской отчетности. В процессе и для достижения стоящей цели аудитор может решать промежуточные задачи – определять соответствие совершаемых организацией сделок законодательству, проверять платежно-расчетные документы, налоговые расчеты и т.п. Однако, вне зависимости от круга решаемых аудитором задач цель обязательного аудита остается неизменной.

В ходе инициативного аудита аудитор решает любые задачи для достижения целей определенных договором. Такими задачами могут, например, быть – консультирование, анализ, обзорная проверка, поверки расчетов и т.п. Достигаемые при этом цели также могут быть многогранны – устранение выявленных недостатков, обучение персонала, стратегическое планирование и многое другое.

Внутреннему аудиту и решаемым им задачам даются следующие определения: «Организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов»1.

«Задача внутренней аудиторской службы состоит в помощи членам организации эффективно выполнять свои должностные обязанности – отдел внутреннего аудита является составной частью организации и функционирует в рамках политики, определенной руководством и правлением (советом директоров)»2.

Из приведенных трактовок, описывающих суть внутреннего аудита, следует, что он имеет существенные и кардинальные отличия от внешнего аудита:

1. Независимость внутреннего аудитора условна, поскольку определяется его подчиненностью в организации – непосредственно директору или его заместителю, правлению или собранию акционеров. Но в любом случае внутренний аудитор имеет перед организацией обязательства и финансовую заинтересованность, определяемые договором трудового найма и внутренним распорядком.

2. Главной задачей внутреннего аудита является не подтверждение достоверности отчетности, а обеспечение контрольных мер для предотвращения потери ресурсов.

Исходя из этих различий между внешним и внутренним аудитом представляется совершенно не верным объединение в одном определении имеющих сходство в определенных методах но различных по сути и решаемым задачам направлений деятельности. Более правильным исходя из задач, стоящих перед внутренним аудитом, дать ему определение внутреннего контроля, осуществляемого внутренними ревизорскими службами (отделами).

Функции внутреннего контроля должны выполнять непосредственно работники организации, занимаясь этим не эпизодически, а ежедневно. Поэтому предположение о том, что внутренним контролем могут заниматься не только работники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы, вероятно, является ошибочным.

Неверным представляется также подразделение внутреннего контроля на виды – управленческий производственный, хозяйственной деятельности, соответствия требованиям и т.п. Это не виды, а отдельные задачи или элементы, направленные на решение общей цели, стоящей перед внутренним контролем – способствовать оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности организации.

 

Сопутствующие аудиту услуги

1. Поставка, восстановление и ведение бухгалтерского учета.

2. Составление финансовой бухгалтерской отчетности

3. Бухгалтерское консультирование.

4. Налоговое консультирование.

5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование.

6. Управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией организаций.

7. Правовое консультирование, а также представительство в судебных органах по налоговым и таможенным спорам.

8. Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий.

9. Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков.

10. Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

11. Проведение маркетинговых исследований.

12. Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространение их результатов в том числе на бумажных и электронных носителях.

13. Обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

14. Оказание услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Аудиторские организации не могут заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и сопутствующих услуг.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве сотрудника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, или в качестве индивидуально предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор может проводить аудит (необязательный аудит) и оказывать сопутствующие аудиту услуги, но не может осуществлять другие виды предпринимательской деятельности.

 

Субъекты аудита. Требования к аудиторским организациям

Аудиторская деятельность может распространяться на все экономические субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, включая предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по критериям (системе показателей) деятельности, о которых говорилось в п. 1.8.

В Российской Федерации обязательная аудиторская проверка может проводиться аудиторами и аудиторскими фирмами по поручению государственных органов. Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев

Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.

С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.

Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.

Если у экономического субъекта нет достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства), то предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств бюджета Российской Федерации с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).

В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств бюджета Российской Федерации аудитор (аудиторская фирма) либо по ее ходатайству соответствующий прокурор могут обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.

Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов производятся только за счет средств бюджета Российской Федерации и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.

При проведении такого рода проверок аудитору и аудиторской фирме целесообразно руководствоваться Инструкцией о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции. Подбор таких специалистов, утверждение их состава и порядка их деятельности осуществляются руководителем экспертного учреждения.

Судебно-бухгалтерские экспертизы имеют существенные особенности, отличающие их от аудита. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Судебно-бухгалтерские экспертизы производятся в помещениях экспертных учреждений. В случае необходимости место проведения экспертизы определяется экспертом по согласованию с органом, назначавшим экспертизу.

Объектами судебно-бухгалтерской экспертизы являются первичные и сводные документы бухгалтерского учета, содержащие фактические данные, необходимые для формулирования заключения. В процессе исследования могут использоваться сведения, содержащиеся в актах документальных ревизий, заключениях экспертов других специальностей, показаниях обвиняемых, свидетелей и других материалах дела, если эти сведения представляются в качестве исходных данных и использование их связано с исследованием бухгалтерских документов.

В процессе производства судебно-бухгалтерской экспертизы разрешаются вопросы по установлению:

фактических данных, связанных с недостачей либо излишками товарно-материальных ценностей, денежных средств и суммой материального ущерба;

правильности документального оформления операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей и движения денежных средств;

соответствия отражения в бухгалтерских документах хозяйственно-финансовых операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам, а равно соответствия или несоответствия показаний проходящих по делу лиц данным бухгалтерского учета;

документальной обоснованности оприходования, отпуска и списания материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств; размеров и стоимости неучтенной продукции, определяемых с учетом заключений технологов, товароведов, других специалистов, и иных материалов дела;

документальной обоснованности размеров сумм по искам, разрешаемым в порядке гражданского судопроизводства;

круга лиц, за которыми по документальным данным в период образования недостачи либо излишков числились товарно-материальные ценности или денежные средства, а также лиц, обязанных обеспечивать выполнение требований бухгалтерского учета и контроля, наблюдение которых установлено в процессе производства экспертизы;

недостатков в организации ведения бухгалтерского учета и контроля, которые способствовали образованию материального ущерба или препятствовали его своевременному выявлению.

Аудитор как эксперт-бухгалтер может решать и другие вопросы, связанные с соблюдением требований бухгалтерского учета и контроля, финансовой, кассовой и расчетной дисциплины, если для этого необходимо применение его специальных знаний.

Процессуальные права, обязанности и ответственность экспертов при производстве судебных экспертиз, а также порядок предупреждения эксперта об уголовной ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения определяются законодательством Российской Федерации.

Аудитор, выполняющий функции эксперта-бухгалтера, обязан:

давать обоснованное заключение по вопросам, поставленным перед ним, на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями; он несет личную ответственность за данное им заключение;

исследовать представленные на экспертизу материалы, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя бы часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах невозможности решить другие вопросы;

по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда (судьи) являться на допрос для разъяснения или дополнения данного им заключения;

заявлять самоотвод при наличии оснований, указанных в законе;

не разглашать данных предварительного расследования без разрешения органа, назначившего экспертизу;

обеспечить сохранность полученных для исследования материалов дела;

устанавливать как по заданию органа, назначившего экспертизу, так и по собственной инициативе обстоятельства, способствующие совершению и сокрытию правонарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности, если для этого имеются необходимые данные, требующие использования бухгалтерских познаний.

Права аудитора как эксперта-бухгалтера:

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;

заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных материалов (исходных данных), необходимых для дачи заключения;

присутствовать с разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (судьи) при производстве допросов и других следственных и судебных действий, задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;

указывать в заключении на установленные в ходе экспертного исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы;

заявлять ходатайства суду о сокращении срока его участия в судебном заседании временем, необходимым для исследования обстоятельств, имеющих отношение к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;

обжаловать в установленном законом порядке действия или решения лица, производящего расследование, прокурора, суда (судьи), если они нарушают права или законные интересы эксперта.

Эксперт-бухгалтер имеет также право на вознаграждение за выполнение своих обязанностей.

Эксперт-бухгалтер и аудитор, выполняющий эту функцию, не вправе:

принимать к производству экспертизы без письменного указания руководства экспертного учреждения (структурного подразделения);

исследовать материалы дела, не указанные в постановлении (определении) о назначении экспертизы и не являющиеся объектами исследования;

самостоятельно собирать и использовать данные, не представленные ему в установленном законом порядке;

решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компетенции;

проводить ревизию, участвовать в инвентаризации, производить экспертизу, связанную с исследованием документов учреждений, предприятий, организаций, в которых он состоял (состоит) на службе;

привлекать других лиц к участию в производстве порученной ему экспертизы;

хранить материалы уголовного или гражданского дела, по которым производится экспертиза, вне служебного помещения.

 

Оплата труда аудиторов

Уровень заработной платы аудиторов (в зависимости от опыта и репутации) колеблется, в среднем, от 13000 (помощник аудитора) до 25000 рублей, однако квалифицированные специалисты с большим опытом работы могут получать намного больше, иногда на порядок. В силу специфики работы, оплата труда аудитора определяется по времени, затраченному на работу (почасовые ставки) и его опыта и квалификации.

История аудита, стадии развития аудита

Родиной аудита считае-ся Англия.

В России развитие аудита дел-ся на 3 этапа:1) с 1987 – до декабря 1993 В связи с образованием СССР совместных п/п вышел з-н «Об иностр-х инвестициях в кот. уполномоченно о необ-ти проведения независимой проверки совместных п/п. В связи с этим была образована 1 ауд-ая орг-ия – ИНТЕРАУДИТ.

2) с декабря 1993 – по август 2001. 22 декабря 1993 указом президента РФ были утверждены временные правила ауд-ой деят-ти в РФ.Был утвержден порядок аттестации, лицензирование аудита. Были приняты первые ауд-ие стандарты. 3) с сентября 2001 – по сей день. Данный этап одномновался принятым ФЗ об АД РФ (№119 ФЗ от 7 августа 2001) Значение з-на сост-т в том что он потврдил окончательное становление аудита в России и создал перспективы для его дальнейшего раз-ия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.042 с.)