Оценка эффективности знаний, полученных во сне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности знаний, полученных во сне



Данная оценка строится на основании работ [9, 10]. В них показана принципиальная возможность низкоуровневых исследований процессов, происходящих в мозге во время сна. В частности в работе [9] на основании МРТ коры головного мозга рассчитывались вероятности того, как человек поступит в ситуации, обучение которой он прошёл.

Но для правильной оценки таких знаний человека надо поместить в такую ситуацию, где он мог бы их правильно применить, так как знания сна, как уже было сказано выше, откладываются в основном на сверх- и подсознательном уровнях.

Вариант моделирования такой оценки представлен ниже:

Рис. 37. Моделирование эффективности знаний, полученных во сне

На рисунке выше представлены 2 процесса. Первый процесс – это непосредственно сон. Второй процесс – моделирование похожих ситуаций. Очевидно, что человек не может пребывать одновременно в двух состояниях, поэтому здесь применена модель захвата. Любой переход приводит к тому, что другой переход блокируется.

Сон в философии Турья

За основу этой части курсового проекта была взята концепция Турьи [12]. Идея концепции в том, что существует состояние сознания как целого, которое реализуется в четырёх состояниях целого сознания (в широком смысле), но отрицает разделение на объект-субъектную модель и на уровни сознания. Итак, в данной философии есть 4 состояния сознания:

1) джаграт (бодрствование);

2) свапна (сон);

3) сушупти (глубокий сон без сновидений);

4) турья (трансцендентальное чистое бытие вне трех предыдущих).

Затем из данных состояний создаются комбинации, например джаграт-свапна или джаграт-джаграт.

Мышление в данной философии продвигается от низшего – образного к высшему – словесному и наивысшему – мышления по достижению состояния турья. В современной индийской философии считается, что настоящий человек не способен к достижению турьи, соответственно соответствующий тип мышления для нас потерян. Но остальные состояния позволяют нам искать новые способы и методы получения знаний при существующих типах мышления.

Медитационная практика и практика так называемых осознанных сновидений даёт возможность применять различные типы мышления для решения задач на глубинных метафизических и метапсихологических уровнях. Вначале я уже приводил пример о том, что практика сновидений помогает пианисту запоминать свои партии. Но можно сказать и о том, что многие области творчества могут реализовать свои потребности через сон. Единственная проблема сновидений состоит в том, что их очень мало кто помнит. Скорее всего это происходит потому, что управляющие процессы мозговых механизмов на уровне сознания вызывают сброс состояния памяти. То есть, грубо говоря, работает следующая ветка сознательного уровня:

Выходной информацией является ключ к стиранию памяти, в том числе кратковременной. А весь опыт, полученный во сне, реализуется только на уровне сверхсознания.

Поэтому очень важно сохранить память о сновидении. Сделать это можно только с опытом, который должен начинаться с малого. Все высшие состояния человеку недоступны. Реально большинство людей пребывают либо в состояниях джаграт-джаграт, либо свапна. Вопреки распространённому мнению и отсутствию у большинства людей воспоминаний о сне, настоящее состояние сушупти (глубокий сон без сновидений) достигается только после длительных медитативных практик.

Три состояния сознания в той или иной степени зависимы от материального влияния и сохраняют единство — в бодрствующем состоянии непосредственно (раджо-гуна), в состоянии сна со сновидениями сознание продолжает оперировать идеями, полученных от материального опыта (саттва-гуна), а после пробуждения от глубокого сна остаётся память об этом состоянии (тамо-гуна). Состояние глубокого сна, когда влияние внешнего минимально, а сознание остаётся, в какой-то мере является ключом к пониманию турьи, которое представляет собой сознание, свободное от материального влияния, но в то же время неотделимое от трёх других. В виде сети Петри это представимо следующим образом:

Рис. 38. Работа состояний сознания

В схеме на рис. 38 для состояний джаграт и свапна использована модель захвата. И только после того, как отработают оба состояния, а также при наличии достаточной мотивации у индивида, он сможет перейти в состояние сушупти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.004 с.)