Плюрализм теорий происхождения государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плюрализм теорий происхождения государства и права.



Плюрализм теорий происхождения государства и права.

1)Теологическая теория (Фома Аквинский)

Право и государство созданы по воле Бога. Данная теория не объясняет конкретных путей и способов, каким образом Бог создал государство, а лишь говорит о необходимости подчинения государственной власти как от Бога.

2)патриархальная теория (Аристотель, Платон, Михайловский)

Государство возникло из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства (монархом) и он является отцом всех подданных.

3)Теория насилия (Гумплович, Каутский, Дюринг)

Государство возникает в результате акта насилия, когда одно племя завоевывает другое и для того чтобы держать повиновение, порабощенное племя принимает законы и создаются государственные органы.

4)Договорная (Гобс, Руссо, Радищев)

Государство возникает на основе общественного договора, когда население добровольно объединяясь передает часть прав (право на защиту) государству.

5)Психологическая (Коркунов, Фрейд)

В данном случае происхождение государства и права обусловлено проявлением свойств человеческой психики (подчиняться, подражать)

6)Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин)

Государство возникло в результате общественно-исторического развития общества. Человек начинает больше производить, чем потреблять.

7)Органическая (Спенсер, Бормс)

Государство рассматривается, как общественный организм, который точно так же как организм животного состоит из клеток(из отдельных людей)

8)Теория гидравлическая (Фогель)

Появления государства в тех регионах, где без обеспечения водой люди были обречены на перемену места жительства, либо на вымирание.

 

2.Понятие, признаки, принципы и функции права.

Понятие, признаки, принципы и функции права.

Право в объективном смысле – это система взаимосвязанных и взаимовыгодных общеобязательных правил поведения установленных государством и охраняемых силой государственного поведения.

Право в субъективном смысле – право принадлежащее конкретному лицу.

Признаки:

1)Право – это система правил поведения, которые устанавливаются с помощью правовых норм. Все нормы права взаимодействуют между собой и всегда взаимосвязаны внутри этой системы.

2)Нормы права обладают хар-ми и распространяют свое действие на все субъекты без исключения.

3)Право обладает формальной определенностью и яв-ся и яв-ся официально установленными. Их отличает четкость. Однозначность и не двусмысленность.

Право представляет с собой определенную систему. Которая содержит 3 элемента:

1)Субъективное право (позитивное)

2)Естественное право

3)Право в объективном смысле

Принципы права – это основополагающие идеи на которых базируется вся правовая система.

Принципы:

1)Отраслевые

2)Межотраслевые

3)Общеправовые

-принцип справедливости

-принцип законности

-принцип уважения прав человека

-принцип равноправия

-принцип правосудия

Право – это система общеобязательных правил поведения в обществе установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.

Принцип разделения властей.

В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;

- органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:

- Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;

- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;

- Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

- районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Основные положения теории разделения властей следующие:

разделение властей закрепляется конституцией;

согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

23.Основы конституционного статуса Президента РФ.

Основы конституционного статуса Федерального Собрания РФ

1). Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп.

2). Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.

Федеральное Собрание, будучи представительным органом законодательной власти Российской Федерации, занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти.

 

25.Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия.

Судебная система РФ

В соот-вии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

В РФ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА установлена Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В настоящее время в судебную систему России входят суды трех категорий:

1. обычные суды (суды общей юрисдикции и военные суды);2. арбитражные суды;3. конституционные (уставные) суды.

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. К СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) - высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Организационно-структурная СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ строится на четырех уровнях.

1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (общее количество – 81). В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

2. Арбитражные апелляционные суды – суды по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

3. Федеральные арбитражные суды округов (общее количество – 10) – работают в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

 

27.Правоохранительные органы.

27.) Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.

Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Основные признаки правоохранительной деятельности:

правоохранительная деятельность осуществляется в определенном порядке, установленном законом;

правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными органами;

правоохранительная деятельность строго ограничена в применении мер государственного принуждения;

решения государственных правоохранительных органов обязательны для исполнения;

решения правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права граждан и организаций могут быть обжалованы в установленном порядке в прокуратуру и в суд;

должностные лица правоохранительных органов несут установленную законом ответственность за вред, причиненный своими неправомерными действиями.

Основными признаками правоохранительных органов являются:1) Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. 2) Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности. 3) В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности. 4) Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.

К государственным правоохранительным органам относятся:

- суд;

- прокуратура;

- органы юстиции;

- органы внутренних дел;

- органы предварительного расследования;

- таможенные органы;

- служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

- органы обеспечения безопасности

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Понятие и виды сделок

Сделка является наиболее распространенным основанием возникновения гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Принято выделять четыре признака, присущие сделкам:
1) Сделка - это юридический факт;
2) Сделка - это правомерное действие;
3) Сделка - это волевой акт лица, совершающего действия;
4) Сделка характеризуется особой направленностью, т.е. действия направлены на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.
Действующее законодательство проводит определенную классификацию сделок, подразделяя их на определенные виды, что имеет определенное теоретическое и практическое значение. В основу классификации положены различные критерии:
а) В зависимости от числа сторон, для совершающих сделки, их можно подразделить на односторонние, двусторонние и многосторонние (ст. 154 ГК РФ).
Односторонней признается сделка, для совершения которой достаточно воли, исходящей от одной стороны (завещание, отказ от наследства и т.д.)
Двусторонней сделкой признается сделка, для совершения которой необходима согласованная воля двух сторон, участвующих в сделке сторон (купля-продажа, имущественный заем и т.д.).
Многосторонняя сделка - это сделка, в которой участвует согласованная воля более двух участников.
Двух- и многосторонние сделки называются договорами.
б) По отношению возникающих из сделки прав и обязанностей сторон различают возмездные и безвозмездные сделки.
Возмездная сделка порождает правоотношение, в силу которого каждая из сторон вправе требовать от другой стороны определенного имущественного предоставления (купля-продажа, мена и т.д.).
Безвозмездная сделка - это правоотношение, по которому имущественное предоставление лежит лишь на стороне, которой никакого встречного удовлетворения не причитается (дарение, безвозмездное пользование имуществом и др.)
в) С учетом момента, к которому приравнивается совершение сделки, различают консенсуальные и реальные сделки.
Консенсуальная сделка считается совершенной с момента достижения соглашения между сторонами, участвующими в сделке (купля-продажа, аренда и др.).
Реальной называется сделка, для совершения которой, наряду с достижением соглашения между сторонами, требуется также передача имущества (заем, хранение между гражданами).
г) По значению цели, для которой совершается сделка, они подразделяются на каузальные и абстрактные. Цель в сделке - это намерения лица достигнуть конкретного правового результата. Такие сделки, в которых очевидна цель ее совершения, именуются каузальными. К их числу относятся почти все сделки, заключаемые участниками гражданского оборота (при совершении купли-продажи стороны имеют цель передать возмездно имущество в собственность от продавца к покупателю), по договору имущественного найма основанием является переход имущества на время пользования от наймодателя к нанимателю.
В абстрактной сделке основание не указывается, цель ее совершения - неясна. Примером абстрактной сделки является вексель.
д) Обычные и условные сделки.
В обычных сделках наступление прав и обязанностей происходит в момент совершения сделки, либо через известный промежуток времени.
В условных сделках это зависит от наступления каких-либо обстоятельств (условий). Само условие характеризуется неопределенностью его наступления и сторонам в сделке не должно быть известно наступит или нет в будущем обстоятельство, включенное в сделку в качестве условия.
Различают условные сделки под отлагательным или отменительным условиями.
Совершенная под отлагательным условием считается сделка, в которой возникновение прав и обязанностей поставлены в зависимость от наступления или не наступления каких-либо обстоятельств. Например, Н. обязуется продать К.земельный участок, если он купит машину.
Сделка под отменительным условием предполагает прекращение прав и обязанностей с наступлением или не наступлением какого-либо обстоятельства. Например, А. заключил с Б. договор жилищного найма с условием, что он прекратится, как только приедут родственники наймодателя (ст. 157 ГК).

Гражданско-правовой договор – это соглашение между физическим лицом (физическими лицами) c другим физическим лицом (физическими лицами) либо с юридическим лицом (юридическими лицами), определяющее порядок возникновения, изменения, прекращения обязательств между ними.

По содержанию гражданско-правовые договоры делятся на:
1. Имущественные:

договоры, направленные на передачу имущества (купле/продажа, дарение, мена, поставка);

договоры о выполнении работ (строительный подряд);

договоры об оказании услуг (страхование, перевозка, хранение).

2. Организационные:

учредительные договоры об образовании юридических лиц;

соглашение между коммерческими организациями и органами местного самоуправления;

генеральные договоры.

Гражданско-правовым договором может считаться любой договор, заключенный в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Частью 2 ГК РФ предусмотрены отдельные виды гражданско-правовых договоров. Вместе с тем, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством. Основное правило при заключении договора состоит в том, чтобы его условия не противоречили закону.

 

32.Правовые основы защиты государственной тайны.

32) Законодатель так определяет понятие государственной тайны: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно–розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает Закон “О государственной тайне”, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.В области государственной тайны применяются следующие понятия:

- носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;- система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов зашиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;- допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;- доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;- гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;- средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;- перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;- отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание – введение в предусмотренном Законом «О государственной тайне» порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям;- рассекречивание сведений и их носителей – снятие ранее введенных в предусмотренном Законом «О государственной тайне» порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.

 

 

33.Понятие, система и основные институты финансового права.

33) Финансовое право- одна из отраслей публичного права представляющая совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства.

Система финансового права состоит из двух частей: общей и особенной. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В ней определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования, т. е. регулирует определенный круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной разносторонней финансовой деятельности государства. Финансовый институт объединяет в группу однородные экономические отношения, взаимосвязанные по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Применительно к институтам финансового права можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Источниками финансового права являются:

Конституция РФ;

Кодексы РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс);

законы;

Указы Президента и Постановления Правительства;

акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции;

нормативные акты Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, органов государственных внебюджетных фондов, Банка России и др.;

решения Конституционного Суда Российской Федерации;

международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими государствами.

 

34.Бюджетное право как подотрасль финансового права.

34) Бюджетное право – подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ определил бюджет как форму образования и рас­ходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обес­печения задач и функций государства и местного самоуправления.

Под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

формировании доходов бюджетов;

расходах бюджетов;

осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;

проведении бюджетного контроля;

применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Источник бюджетного права - нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права.

Основным источником бюджетного права в РФ является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Важнейшими источниками бюджетного права являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс на своем уровне. Помимо этого, в систему источников бюджетного права входят законы и подзаконные акты, регламентирующие процесс распределения доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также деятельность отдельных органов и организаций.

Составление, рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль за исполнением бюджетов осуществляется в порядке, регулируемом бюджетным за­конодательством.Основы правового регулирования бюджетных отношений определены Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года.

К иным нормативно правовым актам, регулирующим бюджетные право­отношения относятся федеральные законы о федеральном бюджете на соответ­ствующий год, законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Россий­ской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов ме­стного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.

Все указанные нормативные правовые акты не могут противоречить Бюджетному кодексу.

 

35.Налоговое право как подотрасль финансового права.

35) Налоговое право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере установления введения и взимания налогов, осуществления налогового контроля, защиты прав налогоплательщиков и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения при­надлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера­тивного управления денежных средств в целях финансового обеспечения дея­тельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в от­ношении плательщиков сборов государственными органами, органами местно­го самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными ли­цами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Выделяют 2 основных вида норм налогового права: материальные и процессуальные.

Материальные нормы о налогообложении юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых налоговым правом финансовых отношений. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна действовать налоговая система.Материальные нормы налогового права определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере.

Процессуальные налоговые нормы регламентируют государственное управление и связанные с ним управленческие отношения. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков; порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального налогового права в рамках регулируемых налоговых отношений.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим налоговые от­ношения, является Налоговый кодекс РФ.В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы.

Действующее законода­тельство предусматривает систему организационных мер,предназначенных для осуществления финансового контроля.Одной из функций налоговых органов является налоговый контроль (ст. 82 НК РФ). Это один из важнейших институтов налогового законодательства. Он может быть определен как контроль за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов.

Существует несколько видов налогового контроля: предварительный, те­кущий, последующий. Они различаются по временному критерию.

Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов. Объект налогового контроля - отношения, связанные с ис­числением и уплатой налогов и сборов. Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия

 

36.Государственное регулирование и управление в сфере экономики.

35 Государственное регулирование и управление в сфере экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.082 с.)