Предмет, метод, функции, структура экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод, функции, структура экономической теории.



Методы экономической теории.

Метод любой науки - это пути, способы и приемы познания окружающего мира. Методы экономической теории подразделяются на общенаучные и частные:

1. метод сравнительного анализа, состоит в сопоставлении частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучших результатов.

2. метод научной абстракции состоит в отвлечении процесса познания внешних явлений несущественных сторон и выделения наиболее глубокой сущности предмета.

3. метод графических изображений. Широко используется в экономике в виде графиков, помогает воспринимать соотношения между различными экономическими показателями, оценивать их результаты под влиянием изменений экономической ситуации.

4. метод математического моделирования, описание экономического явления с помощью математических символов и других различных знаков.

5. метод наблюдения и исследования экономических процессов.

6. метод эксперимента, открытие чего – то нового и внедрение в экономику.

7. метод анализа и синтеза, предполагает изучение социально – экономических явлений по частям (анализ) и в целом (синтез).

8. метод индукции и дедукции. Это 2 противоположных и тесно связанных метода рассуждения. Движение мысли от частного к общему виду это индукция или обобщение (от лат. Induction - неведение), а рассуждение в обратном направлении от общего к частному – дедукция.

 

 

БИЛЕТ №2.

Функции, законы, категория экономической теории.

1. познавательная. Изучение сущности экономических явлений и процессов, является общей для всех наук.

2. методологическая. Это выявление общими принципами поведения экономических субъектов и применение общих принципов.

3. образовательная. Людям, обладающим экономическими знаниями эта функция помогает принимать оптимальные решения в жизненных ситуациях.

4. теоретическая. Изучение и объяснение экономических явлений, раскрытие законов движения экономики.

5. практическая. Разработка примеров и способов рационального хозяйства.

6. критическая. Все явления рассматриваются критически, выявляя преимущества, достоинства и целесообразность использования.

Экономическая категория.

Экономическая категория – это логическое понятие, отражающее наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, спрос, предложение, издержки, зарплата.

Экономические законы.

Экономические законы – постоянная устойчивая связь между экономическими явлениями. Действуют до тех пор, пока сохраняются производства. Они потребляются в человеческом обществе, поэтому относятся к социальным, общественным. Этим они отличаются от законов природы. Естественные законы вечны, а экономические носят исторический ограниченный характер. В зависимости от продолжительности действия экономические законы делятся на: общие и специфические.

 

БИЛЕТ №3.

Закон денежного обращения.

Количество денег в обращении (или масса) равно отношению суммы цен товаров к числу оборотов денежной массы в год.

М·V=Р·у

у – количество товара, объем выпуска

Р – цены

М – количество денег в обращении

V – скорость обращения

 

БИЛЕТ №14

Организационно – правовые формы предприятий.

Виды предприятия имущество ответсвенность
1. индивидуальные предприятия Находится в личной собственности предпринимателя   неограниченная
2.товарищество По доле между участниками Ограниченная и неограниченная
3.акционерное общество Разделено на части в соот – и с акциями Ограниченная
4. унитарные предприятия Гос-ое или муницип-ое имущество ограниченная

БИЛЕТ №16

Оценка ОПФ.

Оценка фондов осуществляется двумя способами:

1. натуральный – оценка дается по каждому элементу отдельно и в тех единицах, которые присуще этому элементу. Этот метод используется при заполнении паспорта на предприятии, при разработке графиков ухода за ОФ, при инвентаризации, при расчете производственной мощности предприятия.

2. стоимостной – оценка ОФ в денежном выражении, используется:

- при оценке эффективности использования ОФ;

- при сравнении ОФ различных предприятий;

- при отражении финансовых результатов рабочего предприятия;

Первоначальная стоимость (балансовая) – это стоимость ОФ, с которой они были приняты на баланс предприятия:

Фп = Зоб + Зт + Зм

где Зоб – стоимость оборудования,

Зт – затраты на транспортировку,

Зм – затраты на монтаж или строительные работы.

Остаточная стоимость - отражает стоимость ОПФ за вычетом той их части, которая уже перенесена на стоимость готовой продукции:

Фост = Фп – ΣА (амортизация)

Ликвидационная – ОФ полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции и их оценивают по ликвидационной стоимости.

Восстановительная – заключается в определении денежного выражения ОФ в условиях годовой оценки, т.е. с учетом изменения цен и тарифов; этот вид оценки требует значительных затрат по созданию оценочной и инвентаризационной комиссий. Поэтому это оценка производится редко.

В централизованном порядке были проведены след. оценки:

1. 1 января 1960 г. в связи с денежной реформой

2. 1 января 1978 г. в связи с внедрением НТП

3. 1 июля 1992 г. в связи с приватизацией

4. 1 января 1994 г. в связи с переходом к рыночным ценам

5. 1 августа 1998 г. в связи с деноминацией.

Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, которая может быть установлена по договоренности между продавцом и покупателем.

Износ ОПФ и амортизация.

По мере эксплуатации ОС претерпевают потерю качеств, потерю их эффективности их использования.

На физический износ влияет:

Ø Температурно – влажностный режим

Ø Срок эксплуатации

Ø Эффективность эксплуатации

Ø Качество основных фондов

Ø Конструкция ОФ

Ø Уход за ОФ

Моральный наступает из – за снижения эффективности использования ОФ по двум причинам:

1- моральный износ первого рода наступает, когда в серийном производстве появляются ОФ аналогичного назначения со значительно большей производительностью, но не с большим отличием в цене.

2- Моральный износ 2ого рода наступает, когда в серийном производстве появляются ОФ того же назначения и той же эффективностью, но с меньшей стоимостью.

Амортизация – это перенесение по частям стоимости ОФ на произведенный с их помощью продукт.

Амортизация осуществляется для накопления денежных средств с целью последующего восстановления и воспроизводства ОФ.

Амортизационные отчисления – это денежное выражение размера амортизации, т.е. часть стоимости ОФ, которая уже перенесена на стоимость готовой продукции.

Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и реализуются при ее продаже.

Списание стоимости ОФ происходит с помощью установленной нормы амортизации:

А (д. ед. – руб.)

НА (%) – норма амортизации показывает какую долю в процентах от первоначальной стоимости ОПФ следует ежегодно перечислять на стоимость готовой продукции.

Тн – нормативный срок службы ОФ

Способы амортизации ОПФ:

1. линейный. Амортизационные отчисления определяется исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из нормативного срока службы.

2. уменьшаемого остатка. Амортизационные отчисления определяются исходя из остаточной стоимости на начало года и нормы амортизации, начисленной исходя из нормативного срока службы и коэффициента ускорения, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ 1÷3.

3. способ списания стоимости по сумме чисел лет нормативного срока службы. Амортизационные отчисления определяются исходя из первоначальной стоимости и годового соотношения, где числитель – число лет, а знаменатель – сумма чисел числа лет нормативного срока службы.

Нормирование ОС.

Это определение технически обоснованных норм расхода материальных ресурсов, норм и нормативов их запаса.

Величина производственных запасов должна обеспечивать бесперебойность производственного процесса. В процессе нормирования ОС разработаны нормы и нормативы.

Норма оборотных средств – это минимальная величина запасов товарно – материальных ценностей, обеспечивает бесперебойность производства, устанавливается в днях.

Норматив ОС – это минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающая бесперебойность производства, в денежных единицах.

Субъекты рынка.

1. Домашнее хозяйство или потребители. Оно может быть представлено одним или несколькими лицами, которые:

ü Обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала.

ü Самостоятельно принимают решения.

ü Являются собственниками какого – либо фактора производства и могут продать или сдать в аренду.

ü Стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

2. Фирма и производитель. Используют факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Стремятся к максимизации прибыли. Самостоятельно принимают решения.

3. Государство. Это правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйствующими субъектами для достижения общих целей.

 

 

БИЛЕТ №19

Преимущества и недостатки.

Преимущества:

· Способствует эффективному распределению ресурсов;

· Стимулирует разработку и внедрение достижений НТП;

· Создает материальную заинтересованность производителей в производстве качественного товара.

Недостатки:

· Рынок не дает права на труд и доход;

· Распределение доходов происходит по результатам конкуренции.

· Рынок не решает проблем, связанных с побочными издержками (дополнительными затратами).

Рыночная система характеризуется господством, частной собственности, общим разделением труда, широким развитием обменных отношений, осуществляемых с помощью денег. Как и любая социальная система она постоянно развивается. Возникнув в традиционном обществе, рынок постепенно возвращается в целостную капиталистическую систему, которое опирается на частное предпринимательство, характеризуется многотоварностью, высокоразвитыми технологиями.

Рынок – это совокупность сделок купли – продажи товаров. Самым важным элементом рынка является сделка и ее участники. Рыночный механизм имеет сложную структуру.

Единый рынок включает в себя отдельные элементы, отдельные рынки, их виды и подвиды.

Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные, соответствующие единой рыночной системе. Это характер конкуренции, объекты купли – продажи, объекты рынка, характер продаж, уровень насыщения товаров массой, степень удовлетворенности спроса, соответствие законодательству и т.д.

По характеру объектов купли – продажи различают рынки:

- потребительский (рынок товаров и услуг);

- средств производства (земли, недвижимости, рабочей силы);

- фондовый, страховой, интеллектуальной собственности;

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночного хозяйства.

 

БИЛЕТ №20

Значение конкуренции.

1. расширение ассортимента товара;

2. снижение цены

3. превышение количества товара

4. развитие и внедрение НТП

 

 

БИЛЕТ №21

Спрос и законы спроса.

Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен.

Одним из важнейших законов, управляющих процессом товара – обмена и ценообразования на конкурентном рынке выступает закон спроса.

Спрос является двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой.

Закон спроса – это математическая зависимость между ценой и спросом. Была сформулирована Александром Гуко в 1838 году:

При прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от изменения цены. Между уровнем цены м величиной спроса на него существует обратная зависимость, т.е. выше цена и ниже спрос.

Закон спроса действует по двум причинам:

Ø эффект дохода. При снижении цены потребитель может на свой доход купить больше товара.

Ø Эффект замещения. Товар при снижении на него цены дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгодно.

Закон спроса не действует, если:

ü При спросе, вызванном ожидаемым повышением цен (ажиотажный спрос).

ü Для некоторых редких дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег или капитала (золото, антиквариат).

ü При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Предложение – то количество товаров и услуг, которые готовы предложить производители по определенной цене за определенный период.

Законы предложения. Чем выше цена, тем больше предложение товара, т.е. зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая.

 

Р1=(20;1)

Р2=(40;2)

Р3=(55;3)

Р4=(68;4)

Р5=(80;5)

 

 

Горизонтальная ось - число товаров.

 

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется точкой, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Т. А – точка равновесия, а цена – равновесная. Только в этой единственной точке цена устраивает продавцов и покупателей.

Эластичность спроса.

Ожидание потребителей относительно будущих цен, наличие и возможность изменения доходов способны изменять спрос.

Если ожидается повышение цен или повышение доходов, то потребители покупают товары впрок и увеличивают текущие расходы.

Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Для определения чувствительности одного из рассматриваемых факторов в результате воздействия на него другого используется понятие эластичность.

Эластичность - это мера реакции одной величины на изменение другой.

Показатель ценовой эластичности спроса рассчитывается как отношение изменения объема продаж товаров в процентах к изменению цены в процентах.

Ценовая эластичность спроса показывает насколько процентов изменяется спрос на товар вследствие изменения его цены на один процент.

В практике существует несколько различных вариантов ценовой эластичности:

1. спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно повышается.

2. спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж.

3. спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно.

4. спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар.

5. спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от их цены.

БИЛЕТ №26

Равновесная цена.

Установление равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием общих тенденций и специфических особенностей как спроса так и предложения.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, из-за чего цена и количество товара, продаваемого по этой цене выступает, как результат равновесия спроса и предложения.

При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать. Точка пересечения кривых спроса и предложения это точка равновесия цены, которая устраивает и продавцов и покупателей.

 

 

БИЛЕТ №29

Себестоимость продукции.

В хозяйственной практике нашей страны для определения издержек производства используется категория себестоимости.

Себестоимость отражает в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции. В состав себестоимости не включаются разовые расходы, затраты не связанные с производством продукции, а т.ж. убытки от стихийных бедствий, штрафы и неустойки.

Уровень себестоимости зависит от факторов:

1 Факторы, не зависящие от предприятия: природные условия, территориальная отдаленность от источников сырья, уровень цен на сырье и материалы, территориальные ставки по оплате труда, тарифы на электроэнергию, работу транспорта и связь.

2 Факторы, зависящие от предприятия: организация труда и производства, планирование и учет, способы использования рабочего времени, сырья и материалов, топлива и энергии.

Виды себестоимости:

1. индивидуальная себестоимость – это затраты отдельных предприятий на производство и реализацию продукции.

2. отраслевая себестоимость – включает затраты на производство и реализацию продукции в целом по отрасли.

3. производственная – включает затраты только на производство продукции.

4. полная себестоимость – включает затраты на производство и реализацию продукции.

Себестоимость включает затраты, которые группируются по экономическому содержанию или по экономическим элементам:

1. материальные затраты – это стоимость сырья и материалов, работ и услуг производственного характера, топлива всех видов, тара и упаковка.

2. затраты на оплату труда – это заработная плата основного производственного персонала, компенсационные и стимулирующие выплаты, стоимость продукции, выделяемой в порядке натуральной оплаты.

3. отчисления на социальные нужды – отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.

4. амортизация основных фондов – это сумма амортизационных отчислений, используемая на восстановление ОФ.

5. прочие затраты – платежи за выбросы загрязняющих веществ, вознаграждение за изобретательство и рационализаторство, оплата процентов по кредитам, командировочные, подготовка переподготовка кадров и другие статьи.

Закон Оукена.

Если фактический уровень безработицы превышает естественный, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление национальных потерь продукции и затрат в результате роста безработицы осуществляется на основе закона сформулированным американским экономистом Артуром Оукеном. Согласно этого закона превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВНП по срванению с потенциально возможным ВНП в среднем на 2.5 %.

Qн.з - уровень выпуска продукции при полной занятости.

Qф –фактический выпуск продукции.

Qф –фактически уровень безработицы.

Uн.б –норма безрабтицы

а –коэффициент в среднем 2.5%

Уровень безработицы рассчитывается так:

 

БИЛЕТ №49.

Кривая Лаффера.

Американский профессор Лаффер – сторонник теории предложения доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко понижается деловая активность, т.к. предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, расширению национального производства и дохода.

В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налогов будут ниже.

Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями называется кривой Лаффера

БИЛЕТ №58

международная торговля, ее причины и значение

Мировое хозяйство – это глобальная экономика, связывающая национальное хозяйство в единую систему международным разделением труда.

В мировом хозяйстве складываются следующие экономические отношения (формы):

Ø международная торговля

Ø вывоз капитала и международный кредит

Ø международные валютные отношения

Ø международная миграция рабочей силы

Ø международный обмен в области науки и техники

Международная торговля.

Это форма меджународный эк. отношений, осуществляемая посредством экспорта товаров и услуг.

Причины международной торговли:

1. Неравномерность распределения обеспеченности экономическими ресурсами различных стран.

2. Наличие разного уровня эффективности различных технологий в разных странах.

Значение международной торговли:

1. преодоление ограниченности национальной ресурсной базы.

2. расширение емкости внутреннего рынка и установление связи национального рынка с мировым.

3. Обеспечение получения дополнительного дохода за счет разницы нац. издержек производства.

4. Расширение масштабов производства за счет привлечения иностранных ресурсов.

Объем международной торговли выражается следующими показателями: экспорт и импорт товаров и услуг.

Отношение каждого из этих показателей к ВНП показывает место в национальной экономике и динамику роста.

Выгодность международной торговли в различных экономических школах оценивается по-разному.

1. Меркантилисты отстаивали принципы превышения импорта денег и товаров над экспортом.

2. А. Смит высказывал свои соображения, что покупать надо те товары, которые другая страна производит по более низкой цене. В литературе эта теория носит название теории абсолютных преимуществ.

3. Д. Рикардо разработал теорию сравнительных преимуществ: совокупный объем выпускаемой продукции станет максимальным тогда, когда каждый товар будет производится той страной, в которой ниже издержки.

БИЛЕТ №59

Предмет, метод, функции, структура экономической теории.

Экономика берет начало от слова «economic», что означает ecos- дом, хозяйство, nomos – закон, правило и переводится как, искусство управления домашним хозяйством.

Аристотель дал следующее определение экономике: экономика – искусство ведения дом. хоз – ва.

Сохраняя первоначальный смысл, этот термин используется более широко:

1. сфера общественной жизни, обеспечивающая людей необходимыми благами;

2. национальное хоз – во страны, региона или всего мира;

3. наука, изучающая экономические отношения и хоз – ые связи.

В русском языке слово экономика не прижилось, и ученые говорят об экономической теории.

Любая экономика базируется на двух аксиомах:

1. потребности общества, его индивидов и институтов безграничны и неутомимы.

2. экономические ресурсы для их удовлетворения редки и ограничены.

Ресурсы и потребности связаны посредством производства, распределения, обмена и потребления.

Производство – процесс воздействия человеку на природу с целью создания материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей. Это сфера экономики, где соединяются ресурсы, и появляется продукт.

Производство предполагает взаимодействие 4х факторов:

* труд,

* земля,

* капитал,

* предпринимательская способность.

Распределение – это определение доли каждого участника производства в созданном продукте. Принципы, на которых осуществляется распределение, могут быть различными: поровну, по внесенному капиталу, по потребностям, по труду, по результатам труда.

Обмен – предполагает обмен не только продуктами, но и информацией и деятельностью. Обмен носит производственный характер, т.е. увеличивает общественное богатство.

Потребление – удовлетворение потребностей, которые являются конечной целью производства. Различают личное потребление, в процессе которого разрушается полезность вещи и производительное потребление (средств производств), в результате которого создается новый продукт.

Потребность – состояние неудовлетворенности, которое человек стремится преодолеть (желание покупателей приобрести товары и услуги, которые им полезны).

Рост потребностей постоянно подстегивает производство. Необходимо производить только то, что нужно потребителям, иначе экономический смысл расходования ресурсов теряется.

Производственные отношения – объективные отношения между людьми, складывающиеся при производстве, распределении, обмене, потреблении жизненных благ.

Основная проблема эк-ой теории и практики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это и есть проблема выбора.

Отражением проблемы выбора является постановка трех основных задач эк-ой теории:Что? Как? Для кого?

Понимая основную проблему стоящую перед эк – ой теорией можно сформулировать понятие предмет экономической теории – поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей с целью расширения возможностей человека.

Экономическая теория – это база всех экономических дисциплин:

· отраслевые эк. науки (эк-ка с/х, пищевых предприятий.);

· функциональные (бух. Уч., налоги);

· интегрированные (межотраслевые) (эк – кая география, эк. статистика).

Структура эк. теории вкл. в себя такие разделы как микро – и макроэкономика.

Микроэкономика изучает поведение отдельных субъектов, отдельных фирм, отраслей.

Отличие микроэк-ки в том, что она больше тяготеет к стабильности и равновесию, а макроэк-ка к динамике и росту.

В микроэк-ке два основных субъекта: фирма и домохозяйство, а в макроэк-ке к ним присоединяется государство.

Макроэкономика – раздел общей эк- кой теории, изучающий закономерности функционирования экономики в целом, т.е. всего народ. хозяйства. При этом используются агрегированные (суммированные) показатели. (ВВП, ВНП, НД, ЧП).

Полученные показатели макроэк-ки образуют систему национальных щитов.

Разделение на микро и макроэк-ку принято считать с 30х годов. Основатель Джон Кейнс (1883 – 1946 гг). Он доказал, что макроэк-ка это особое состояние народ. хоз-ва, поэтому закономерности на уровне фирмы и всей экономики совпасть не могут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.128 с.)