Cпрос и предложение на рынке и их эластичность
1.Понятие спроса и кривая спроса. Основными элементами рыночного механизма являются цены, спрос и предложение. Изменение относительных цен служит ориентиром для производителя, влияет на выбор технологии, определяет группу потребителей, которая приобретает данный продукт. Важнейшим фактором, влияющим на спрос, являются потребности. Спектр потребностей и степень их интенсивности постоянно меняются. Поскольку количественно потребности не изменяются, экономическая наука учитывает только те из них, которые обеспечены деньгами. Спрос - денежное выражение потребности в данном товаре. Он определяется количеством товара, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Выражает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. Количество товара, на которое предъявлен спрос, называется объемом спроса. Графически спрос можно представить в виде следующей кривой. Кривая спроса - это геометрическое место точек, фиксирующих цены, которые обеспечивают сбыт без очередей и без затоваривания (полный сбыт) различных объемов данного товара. Факторы, обеспечивающие параллельный перенос кривой спроса:
· общий объем рынка;
· уровень среднего дохода;
· наличие товаров - заменителей;
· вкус;
· мода.
2.Понятие предложения и кривая предложения. Предложение - количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене, или физический объем поставок товаров на рынок при данной цене. Выражает прямую зависимость между ценой и количеством товара. Объем предложения - это количество товаров или услуг, которое может быть предложено для реализации в определенный промежуток времени по данной цене. Более высокие цены увеличивают доход от реализации продукции, стимулируя тем самым выпуск дополнительной. Кроме того, по мере роста объема предложения рост средних и предельных издержек производства вызывает необходимость повышения цен. Таким образом, закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой и объемом предложения. Графически предложение изображается следующей кривой. Главным фактором, определяющим изменение характера кривой предложения, являются издержки производства, которые в свою очередь определяются:
· уровнем развития научно-технического прогресса;
· режимом экономии;
· уровнем организации и управления производством и некоторыми другими.
3.Цена равновесия Взаимодействуя спрос и предложение определяют рыночную цену и количество товара, которое продается и покупается на рынке в данный момент времени. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количеств предлагаемых и продаваемых товаров. Другими словами, рынок будет находиться в равновесии при условии, что цена товара установится такой, что спрос покупателей будет равен предложению со стороны производителей товара. Цена равновесия - цена, при которой спрос и предложение совпадают по своей величине. При этой цене покупается то количество продукции, которое поставляется на рынок. Графически это выглядит следующим образом.
Рыночная цена всегда колеблется около цены равновесия, стремясь к ней. Чтобы доказать это, рассмотрим два случая: 1) Пусть р1 < pr. В этом случае спрос > предложения, т.е. имеет место недостаток или дефицит товара, следовательно, цена повышается. 2) Пусть p2 > pr. В этом случае предложение > спроса, т.е. имеет место избыток товара и, следовательно, цена снижается. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное равновесие характеризуется редкими нарушениями и быстрым восстановлением равновесного состояния. Нестабильное равновесие отличается глубокими нарушениями и длительным их сохранением. В условиях нестабильного рыночного равновесия выделяют рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (продавца). Первый отличается устойчивым превышением предложения над спросом, конкуренцией производителей за лучшее удовлетворение потребностей покупателей. На рынке производителя в конкуренцию между собой вступают покупатели товара, так как этот рынок отличается устойчивым превышением спроса над предложением товара. 4.Эластичность спроса (предложения) - степень реакции изменения спроса(предложения) на изменение цены. Если эта реакция незначительна, говорят, что спрос неэластичен. Неэластичный спрос имеет место на товары первой необходимости. Эластичный спрос - на товары роскоши (драгоценные металлы, автомобили, квартиры, недвижимость). Неэластичный спрос графически изображается смещением кривой спроса к оси цен.
Эластичный спрос графически изображается смещением кривой спроса по оси спроса.
Случай когда спрос и цена изменяются пропорционально, называется единичной эластичностью.
Здесь кривая спроса располагается симметрично относительно осей координат. Все сказанное относительно эластичности спроса легко переносится на предложение.
|