Разгосударствление, национализация, приватизация. Особенности приватизации в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разгосударствление, национализация, приватизация. Особенности приватизации в России



Товар и труд, создающие товары. Противоречивость товара и товаропроизводства.

Производство прибавочной стоимости – узловая проблема первого тома «Капитала», фундаментальное положение теоретического анализа взаимоотношений двух основных классов: наемных рабочих и капиталистов – собственников средств производства.

1. По Марксу, товар, во-первых, способен удовлетворять потребности людей, т.е. обладает потребительной стоимостью; во-вторых, производится для обмена, способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью. В основе этого двуединого свойства лежит выдвинутое Марксом положение о двойственном характере труда. В условиях товарного производства труд производителей является, с одной стороны, конкретным трудом, создающим потребительную стоимость, а с другой стороны, абстрактным трудом, создающим стоимость. Труд – создатель стоимости – есть труд не для себя, а для других, для обмена, для продажи на рынке.

2. В основе стоимости товара лежит только один источник, один производственный фактор – труд наемных работников. Все товары являются продуктами человеческого труда. Измерителем ценности товаров служат затраты рабочего времени, причем не индивидуальные, а общественно необходимые, усредненные затраты.

3. Наемный рабочий получает за свой труд заработную плату. Заработная плата покрывает издержки, необходимые для поддержания и восстановления физических и моральных сил, для нормального функционирования работника.

Заработная плата оплачивает не труд, а специфический товар – «рабочую силу». Особенность рабочей силы заключается в том, что она имеет свойство создавать продукт (товар), стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы, т.

е. того, что необходимо для поддержания жизни рабочего и его семьи.

4. Итак, капиталист, нанимая рабочего, оплачивает его способность к труду и приобретает право заставить его трудиться сверх того времени, которое потребно рабочему для обеспечения некоторого минимума жизненных средств. В результате образуется разница между стоимостью произведенного трудом рабочего товара и стоимостью рабочей силы – заработной платой, оплачиваемой капиталистом в качестве «цены» товара «рабочая сила». Эта разница и представляет собой прибавочную стоимость – часть материализованного в товаре труда рабочего, безвозмездно присваиваемого владельцем предприятия.

«Тайна» эксплуатации, по Марксу, кроется в том, что рабочая сила, как любой товар, имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость. Прибавочная стоимость есть не «вычет из труда рабочего» (как считал Рикардо), а результат эквивалентного обмена. Рабочая сила продается и покупается по стоимости, но ее стоимость, или «цена», ниже, чем стоимость создаваемого ею продукта.

Все обоснование существа рассматриваемого процесса – логическое продолжение и «развертывание» исходных постулатов о двойственном характере труда и двух факторах товара.

5. Прибавочная стоимость лежит в основе доходов владельцев капитала – предпринимательской прибыли, торговой прибыли, процента.

Критики Маркса считают, что его теория прибавочной стоимости представляет своего рода теоретическую конструкцию, которая не учитывает, что предпринимательский труд, труд по управлению, организации производства также является источником ценности товара, создает доход.

Сущность и функции рынка

Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, на­пример, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают:

· местный (в пределах села, города, ре­гиона)

· национальный (внутренний)

· мировой рынки

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмот­реть его в рамках более широкой системы — товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: товарного производ­ства и рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и об­ратных связей.

Исходное звено общей системы — производство товаров — оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направ­лениям:

· в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен

· в самом производстве создается новая стоимость — ожида­емые доходы участников рыночных сделок

· в силу общественного разделения труда, на котором осно­вывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами

В свою очередь рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

Первая функция состоит в том, что рынок соединяет сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Другая функция рынка — выполнение роли главного контро­лера конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и ко­личество созданных продуктов соответствуют нуждам покупате­лей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по эконо­мике: для продавцов — доходно или убыточно продавать данные товары, для покупателей — разорительно или выгодно их приоб­ретать?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что ры­ночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интере­сов строится на принципе, который сформулировал А. Смит:

«Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…».

Это предполагает:

· обмен нужными друг другу полезностями

· эквивалентность (равноценность) рыночной сделки

Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее все­го, в начальный период его существования — в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом — слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товар­ного производства, поставлявшему для продажи сравнительно не­большое количество продуктов.

В рыночной экономике действуют три субъекта:

1. Домохозяйство, функционирующее в потребительской сфере экономики;

2. Бизнес или предпринимательство - это предприятия, функционирующие с целью получения прибыли;

3. Правительство (государство) представлено различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.

Взаимодействие этих субъектов осуществляется через рыночный механизм, который представляет собой спрос и предложение, цены и конкуренцию.

Условия возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда;

2. Экономическое обособление производителей;

3. Самостоятельность производителя, свободы предпринимательства.

Функции рынка:

1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров и услуг, которые поступают на рынок.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Только рынок позволяет сделать это и определить взаимную выгоду отношений.

3. Ценообразующая. Поступившие на рынок товары одинакового назначения содержат не одинаковое количество материальных и трудовых затрат. Рынок признает только затраты, которые согласен оплатить покупатель.

4. Санирующая. Жесткая конкуренция на рынке очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Он оставляет лишь эффективно-предприимчивых, что повышает уровень производства и эффективность отношений между покупателем и продавцом.

5. Регулирующая. Самая важная функция, связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Воздействие оказываются рыночным механизмом.

 

Рыночный механизм

Рыночный механизм представляет совокупность взаимообусловленных методов и рычагов воздействия экономического характера на производство, обмен, распределение и потребление в системе законов рынка и товарно-денежных отношений.

Знаменитые американские экономисты Самуэльсон и Нордхаус определяют рыночный механизм регулирования экономики как форму организации хозяйства, когда индивидуальные потребители и производители посредством рынка взаимодействуют с целью решения общих экономических проблем.

Польский экономист Бальцерович видит рыночный механизм как способ удержания равновесия, необходимого между спросом и предложением в горизонтальном направлении. По его мнению, рыночной системой можно называть только такие экономические системы, в которых рыночный механизм является главным способом распределения и координации товаров.

Рынок, свободно функционирующий в реальности, несет элементы свободного. В нем действуют естественные и неестественные образования монополистического типа, которые стремятся к удержанию высоких цен и поэтому мешают свободному перемещению ресурсов, что приводит к ограничению доступа на рынки.

Искажение процессов рынка может наступать под влиянием инфляции, неверной политики государства в области экономики, просчетов предпринимателей, недостаточности коммерческой информированности и другим причинам.

Развитие искажений в этом направлении может продолжаться до момента начала работы рыночного механизма. В этом случае он выступает пределом. Под его влиянием, несмотря на все искажения и деформации, цены будут меняться из-за влияния на них спроса и предложения, а инвестиционные потоки, движение ресурсов будут продолжать ориентироваться на колебания спроса. Остаются неприкосновенными и другие звенья рыночного механизма, что сохраняет жизнеспособность рынка.

Рыночный механизм (рыночная экономика) функционирует благодаря наличию в этой системе важных составных элементов, которые в целом и составляют механизм рынка. К этим важнейшим элементам относятся, прежде всего, производители и потребители. Взаимодействие между ними устанавливается как обмен результатами деятельности. Производители выступают поставщиками нового товара, потребители – его покупателями. Потребление представляет собой логическое продолжение процесса производства, при котором товар перерабатывается пользователями.

Следующий элемент – это экономическая обособленность, обусловленная частной формой собственности или смешанной. Третий элемент – цены. Это важнейший элемент, поскольку именно цены отражают суть взаимного развития спроса и предложения на рынке. Четвертый элемент – спрос и предложение. Они, как и цены, выступают основными элементами рынка, обеспечивая связь между потребителями товаров и их производителями. Пятый элемент – конкуренция. Она максимизирует прибыль и способствует расширению производства.

Конкурентный рыночный механизм это способ взаимодействия субъектов рыночных отношений и механизм свободного регулирования его пропорций. Экономист А.Смит называл конкуренцию «невидимой рукой» рынка. Главная функция конкуренция заключается в определении величины экономических регуляторов, таких как цена, норма процента, норма прибыли и другие.

Конкуренция – это свобода участия экономических единиц в любой экономической отрасли. Такая свобода необходима для адаптации экономики к изменениям технологий, предложения ресурсов или вкусов потребителей. Главное преимущество рынка заключается в том, что эффективность ее производства постоянно стимулируется. Объектом конкуренции выступает цена и издержки производства, дизайн и качество продукции. Конкуренция характеризуется способностью развития научно-технического прогресса, реагирования на изменения спроса, выравнивания нормы прибыли и уровня заработной платы в отраслях народной экономики.

 

Прибавочная стоимость

Теория прибавочной стоимости, разработанная К.Марксом, раскрывала отношения жесточайшей эксплуатации рабочего класса буржуазией. Она вскрыла антагонизм двух классов - порабощенного и поработителя. Теория прибавочной стоимости базировалась на трудовой стоимости классической политической экономики У. Петти, А.Смита и Д. Рикардо.

Рассматривая теорию прибавочной стоимости, обратим внимание, прежде всего на два решающих методологических приема К. Маркса, с помощью которых ему удалось раскрыть отношения эксплуатации.

Первый связан с введением понятий конкретного труда и абстрактного труда. И дело не в самих терминах, ведь эти категории уже были известны: в научный оборот они были введены ещё Г. Гегелем.

Вторым важным приемом являлось разграничение двух категорий: труда и рабочей силы. Исходя именно из того, наёмный работник продает рабочую силу, а предприниматель, купив её, начинает использовать её функцию - труд, К.Марксу удалось выявить источник создания стоимости, превышающей стоимость рабочей силы, - неоплаченный труд. Причем рабочая сила, наравне с другими частями капитала, на время найма становятся собственностью капиталиста.

Разгосударствление, национализация, приватизация. Особенности приватизации в России

Приватизация - процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные.

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.
Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.
Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В современной России приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.
1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.
2. Созданы две государственные структуры. Первая - комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Вторая - фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.
3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.
Приватизация является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей....



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.023 с.)