Факторы повышения прибыли и рентабельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы повышения прибыли и рентабельности



При обосновании и анализе прибыли и рентабельности пред­приятия разрабатывают мероприятия, способствующие росту прибы­ли, на которые оказывают влияние три главных фактора: снижение себестоимости продукции; повышение качества продукции и связан­ной с ним цены изделия; увеличение масштабов производства. Меро­приятия, воздействующие на указанные факторы, подразделяются на внутрипроизводственные (контролируемые) и внешние (неконтроли­руемые).

Внутрипроизводственные мероприятия характеризуют имею­щиеся на предприятии резервы снижения себестоимости, повышения качества, роста объема производства. Реализация этих мероприятий зависит непосредственно от деятельности предприятия, их внедрение планируют и контролируют. К внутрипроизводственным мероприя­тиям относятся: внедрение новой техники и технологии, механизация и автоматизация производства, применение более дешевых и легко­обрабатываемых материалов, стандартизация и унификация изде­лий, наиболее полная пропорциональная загрузка оборудования по времени и мощности, внедрение современных средств пооперацион­ного контроля, рациональная специализация цехов, участков и рабо­чих мест, автоматизация управленческого труда, совершенствование материально-технического снабжения.

Внешние мероприятия предприятие не может планировать к реализации и предотвращать. Оно может их учесть, предположить, спрогнозировать. К ним относятся: изменение спроса на продукцию, решения правительства по уровню минимальной заработной платы, платежеспособность населения, изменение цен на сырье, материалы, топливо, энергоносители, изменение курса валют и банковского про­цента по кредиту, изменение системы налогообложения.

Финансовая система республики состоит из централизованных (государственных) финансов, отраслевых, финансов рынков, пред­приятий, организаций, физических лиц и др.

 

 


Тема 12: ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ

  1. Производственная программа (ПП), ее содержание

И методы измерения

План производства и реализации продукции определяет произ­водственную программу предприятия и является важнейшей состав­ной частью, ведущим разделом любого плана предприятия. Все дру­гие разделы плана разрабатываются на основе производствен­ной программой и направлены на обеспечение ее выполнения. Не зная производственной программы, невозможно разработать план МТО производства, рассчитать трудо­вые доходы коллектива, составить другие разделы. Например, чтобы определить, сколько потребуется материалов, топлива, оборудования, рабочей силы, надо, прежде всего, знать, какую продукцию, в каком количестве и какого качества должно изготавливать предприятие в пред­стоящий год.

Производственная программа - это возможный объем производства и продаж продукции в плановом периоде по номенклатуре, ассортименту и качеству. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производ­ственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, фи­нансовым планом.

В производственной программе устанавливается ряд заданий:

1. Объем выпуска продукции в стоимостном выражении по укруп­ненным группам изделий и общий объем выпуска продукции.

2. Номенклатура и ассортимент продукции, т.е. перечень конкрет­ных типов, сортов размеров, моделей продукции на основе заключен­ных договоров с потребителями, заказчиками с учетом спроса на от­дельные виды изделии.

3. Сроки выпуска отдельных изделий с учетом заключенных договоров на поставку продукции.

4. Объем поставок сторонним организациям.

5. Пла­нирование кооперации работы цехов, хозяйств и служб предприятия.

6. Показатели качества продукции.

Номенклатура – это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием.

Ассортимент – состав продукции в разрезе номенклатуры по типам видам, размерам, сортам и т.д. Например, номенклатура мужских пальто: осенние, демисезонные, зимние. Каждая из этих групп подразделяется по фасонам, размерам, цвету ткани и т.д.

Предприятия формируют производственную программу на основе:

1) договоров с потребителями (план поставки продукции),

2) наличия производственных мощностей,

3) возможности приобретения материальных ресурсов,

4) наличия квалифицированных кадров.

При составлении производственной программы применяются сл. измерители:

  1. Натуральные. Разновидность – условно-натуральные, т, м, кг, и т.д.
  2. Трудовые, применяются во внутризаводском планировании, н.-ч., н.-дн., ч.-ч.
  3. Стоимостные. В денежном выражении рассчитывается объем производства, запасы готовой продукции, стоимость незавершенного производства.
  1. Показатели производственной программы

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: товарная, валовая, реализованная, и чистая продукция.

Товарная продукция (ТП) – стоимость всех видов готовой продукции (ГП), работ промышленного характера и услуг (РУ), предназначенных для реализации на сторону; полуфабрикатов (ПФ), узлов, деталей собственного производства для реализации на сторону; ремонта, изделий и запасных частей для своего капитального строительства (КС).

ТП = ГП + РУ + ПФ + КС.

Валовая продукция (ВП) – это объем всей произведенной за планируемый период продукции, независимо от степени ее готовности. Она включает в себя товарную продукцию и изменение остатков незавершенного производства.

ВП = ТП + (НЗПКГ - НЗПНГ).

Реализованная продукция (РП) – это продукция отгруженная и оплаченная потребителем. Она рассчитывается с учетом остатков готовой продукции на складах предприятия:

РП = ТП + ГПНГ – ГПКГ.

Чистая продукция – характеризует вновь созданную продукцию.

ЧП = ТП – МЗ – А.

МЗ – материальные затраты;

А – амортизационные отчисления.

 

  1. Этапы разработки производственной программы

Разработка производственной программы включает 3 этапа:

1) Определяется максимально возможный выпуск продукции на базе имеющихся производственных мощностей.

2) Исследуется возможность наращивания производственных мощностей за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный выпуск продукции. Если суммарный (с учетом доп. выпуска) объем пр-ва окажется недостаточным для выполнения производственной программы, необходимо перейти к 3-му этапу.

3) Разрабатывается план технического перевооружения и реконструкции предприятия.

 


Тема 13: ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ

 

Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции при полном использовании оборудования. она измеряется в натуральных единицах. При многономенклатурном производстве производственная мощность измеряется в денежном выражении и определяется по формуле

ПМ = ∑ВПi * Цi,

ВПi – максимально возможный выпуск продукции i-го вида, ед.,

Цi – цена i-го вида продукции.

Разница между производственной мощностью и производственной программой – резерв предприятия по наращиванию объема выпуска продукции.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, в цехах – по ведущим участкам или обору­дованию. Ведущим оборудованием считается оборудование, на котором выполняются основные, наиболее трудоемкие операции. Если на участке или в цеху несколько групп обору­дования, то мощность определяется по той группе, где обра­ботка деталей наиболее трудоемкая. Производственная мощ­ность определяется в тех же единицах измерения, в которых устанавливается объем выпуска продукции (в натуральных и стоимостных измерителях).

ПМ ведущих подразделений определяется по формуле

ПМ = п * П * Фвр * Квн,

п – количество однотипного оборудования, ед.,

П – производительность единицы оборудования в час,

Фвр – фонд времени работы оборудования, час,

Квн – коэффициент выполнения норм.

Фвр = Др * с * tсм * ,

Др – количество рабочих дней в периоде,

с – количество смен,

tсм – продолжительность смены, ч.

%пр – плановый % простоев на ремонт оборудования.

Мощность однородного оборудования рассчитывается по формуле:

ПМ = ,

Те.ед – трудоемкость обработки единицы продукции.

Коэффициент загрузки оборудования можно рассчитать по формуле:

Кз = .

ПМ сборочных цехов рассчитывается по формуле

ПМсб = ,

SЦ – площадь цеха,

SЕД – площадь сборки единицы продукции,

ТеЕД – время сборки единицы продукции,

Квн - коэффициент выполнения норм.

Различают входную, выходную и среднегодовую производственную мощность.

Входная мощность – это мощность на начало года (ПМвх). В течение года предприятие вводит новое оборудование и ликвидирует старое, поэтому к концу периода будет получена выходная мощность (ПМвых).

ПМвых = ПМвх + ПМвв – ПМвыб.

Для расчетов используют среднегодовую производственную мощность

ПМср.г. = ПМвх + .

В целях увязки планируемых объемов производства с необ­ходимыми производственными мощностями на предприятиях разрабатываются балансы производственных мощностей, где учитывается их возможное изменение в течение планового пе­риода. Баланс составляется по всем типам изделий или видам продукции, предусмотренным в номенклатурном плане, незави­симо от того, является эта продукция для предприятия основной или непрофильной.

Уровень использования производственной мощности харак­теризуется рядом показателей. Основной из них - коэффициент использования производственной мощности. Он определяется отношением объема продукции, произведенной за определенный период времени, к среднегодовой производственной мощности за этот же период:

Кисп.пм =

Данный показатель может оценивать использование мощно­сти фактически или по плану, при этом в числителе формулы будет стоять соответствующий (плановый либо фактиче­ский) объем продукции.

Использование производственной мощности можно оценить и с помощью коэффициента загрузки оборудования, который выявляет излишнее или недостающее оборудование. Он рассчи­тывается как отношение фактически используемого фонда вре­мени всего оборудования или его групп к на­личному фонду времени по тому же кругу оборудования за тот же период.

Эффективное использование производственных мощностей является важнейшей задачей предприятия. Решение этой задачи означает увеличение производства необходимой продукции, по­вышение отдачи созданного производственного потенциала, бо­лее полное удовлетворение потребностей населения, улучшение баланса оборудования, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства и накоплений предприятия.

Более полное использование производственных мощностей приводит к уменьшению потребностей во вводе новых мощностей при изменениях объемов производства, а следова­тельно, к лучшему использованию прибыли предприятия (уве­личению доли отчислений от прибыли в фонд потребления, на­правлению большей части фонда накопления на механизацию и автоматизацию технологических процессов) и т. д.

Для улучшения использования и дальнейшего наращивания производственных мощностей необходимо:

• сокращать внутрисменные и целосменные простои парка основного технологического оборудования;

• уменьшать количество излишнего оборудования и быстро вовлекать в производство неустановленное оборудование;

• повышать фондоотдачу путем внедрения новых, более прогрессивных средств труда и технологии;

• модернизировать действующий парк основного техноло­гического оборудования;

• совершенствовать структуру основных производственных фондов.

Обоснование производственной программы производственными мощностямиосуществляется в 4 этапа:

1) Анализируется коэффициент использования производственной мощности, который не может быть больше 1.

2) Планируется рост Кисп.пм. Он основывается на выявлении внутрипроизводственных резервов увеличения выпуска продукции без дополнительного ввода производственных мощностей.

3) Выявляются возможности выполнения производственной программы в краткосрочном периоде. Для этого определяется возможный выпуск продукции с действующих ввода производственных мощностей путем умножения их величины на плановый Кисп.пм. затем этот выпуск сопоставляется с плановым заданием. Производственная программа будет выполнена, если возможный объем выпуска продукции с действующих производственных мощностей будет больше или равен планируемому объему.

4) Производится расчет необходимого ввода в действие новых мощностей.


Тема 14: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТЯ

 

Понятие и виды инвестиций

Чтобы предприятие могло успешно работать, повышать качество продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности, повышать конкурентоспособность своей продукции и укреплять свои позиции на рынке – оно должно вкладывать капитал, и вкладывать выгодно.

Для сохранения и развития производственного потенциала предприятию необходимо осуществлять инвестиционную деятельность.

Инвестиции –денежные средства, банковские вклады, акции и др. ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое др. имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской или другие виды деятельности для получения прибыли или достижения социального эффекта.

С финансовой точки зрения инвестиции – это все виды активов, вкладываемые в хозяйственную деятельность с целью получения прибыли. С экономической – это расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала (т.е. кап. вложения).

Термин «инвестиции» произошел от латинского слова «инвест», что означает «вкладывать».

Все инвестиции можно разделить на две большие группы: прямые и портфельные. Первые вкладываются в развитие производства, капитальное строительство; вторые – на приобретение ценных бумаг.

Прямые инвестиции – капитальные вложения, в которые включаются затраты на новое строительство; расширение действующих предприятий; реконструкцию; техническое перевооружение.

Новое строительство – строительство новых предприятий на новых площадях.

Расширение действующих предприятий – сооружение вторых и последующих очередей, введение в строй дополнительных цехов и производств, расширение действующих основных и вспомогательных цехов и производств.

Реконструкция частичное или полное переустройство производства (без прерывания деятельности), напр., строительство новых цехов взамен ликвидированных.

Техническое перевооружение – повышение технического уровня отдельных участков производства и агрегатов путем внедрения новой техники и технологий, механизации и автоматизации, модернизации изношенного оборудования.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.023 с.)