Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные формы межвидовых связей в экосистемеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: Формы межвидовых связей (нейтрализм комменсализм протокоперация мутуализм хищнечество паразитизм) Принцип конкуретногто исключения Г.Ф. Гаузе. Правила 1% и 10 % энергии Линдемана. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме Цели и задачи занятияДать представление о том что межвидовая конкуренция один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Литература: Вронский В.А. Экология. словарь-справочник. 2002. Акимова Т.А. Экономика природы и человека. 2006 Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 Внутривидовые отношения — биотические связи между особями одного вида. Примеры: конкуренция между самцами из-за самки, борьба особей из-за лидерства в группе, забота родителей о потомстве, охрана самцами молодых животных и самок. Межвидовые отношения — биотические связи между особями разных видов (хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз).Хищничество — прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы уничтожаются другими организмами. Примеры: поедание лисицей зайцев, синицей — гусениц. Конкуренция — тип взаимоотношений, возникающий между видами со сходными экологическими потребностями из-за пищи, территории и др. Пример: конкуренция между лосями и зубрами, обитающими в одном лесу, из-за пищи. Отрицательное влияние конкуренции на оба конкурирующих вида (например, уменьшение численности лосей и зубров вследствие недостатка корма). Паразитизм — форма межвидовых отношений, при которых одни организмы существуют за счет других, питаясь их кровью, тканями или переваренной пищей. Многократное использование паразитом организма хозяина. Примеры паразитизма: гриб-трутовик и дерево, собака и клещ, паразитические черви и человек. Симбиоз — тип межвидовых отношений, при котором оба организма получают взаимную пользу. Примеры симбиоза: рак-отшельник и актиния, клубеньковые растения и бактерии, шляпочные грибы и деревья, лишайники (симбиоз гриба и водоросли). Роль биотических связей в экосистеме. Взаимосвязь организмов — производителей, потребителей и разрушителей в экосистеме — основа круговорота веществ и превращений энергии. Цепи питания — пути передачи веществ и энергии. Пример: растения —»- растительноядное животное (заяц) —»- хищник (волк). 10. Звенья круговорота веществ: поглощение производителями из окружающей среды неорганических веществ и создание ими органических веществ с использованием энергии солнечного света; потребление органических веществ и заключенной в них энергии организмами-потребителями (растительноядными животными, хищниками, паразитами); разрушение органических веществ до минеральных с освобождением заключенной в них энергии организмами-разрушителями (бактериями, грибами). Основные понятия Мутуализм – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе популяции, причем они полностью зависят друг от друга. Комменсализм – форма взаимодействия, при которой пользу получает одна из двух взаимодействующих популяций. Вид – естественная биологическая единица, всех членов которой связывает участие в общем генофонде. Аменсализм – форма взаимодействия, при которой одна популяция подавляет другую, но сама не испытывает отрицательного влияния. Тема 6 Трофическая структура биоценоза (1 час) План: Пищевые цепи и трофические уровни в экосистеме. Экологические пирамиды (численности биомассы и энергии). Естественное развитие экосистем; первичная и вторичная. Целостность и устойчивость экосистем.Цели и задачи занятия Рассмотреть как работают пищевые цепи и трофические уровни в экосистеме.1. Литература:
8. Сагимбаев Г.К. Экология и экономика –Алматы, 1997 г. производители — растения и некоторые бактерии, создающие органические вещества из неорганических;— потребители — животные, некоторые растения и бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами; — разрушители — грибы и некоторые бактерии, разрушающие органические вещества до неорганических. Пищевая цепь представляет собой связную линейную структуру из звеньев, каждое из которых связано с соседними звеньями отношениями «пища — потребитель». В качестве звеньев цепи выступают группы организмов, например, конкретные биологические виды. Связь между двумя звеньями устанавливается, если одна группа организмов выступает в роли пищи для другой группы. Первое звено цепи не имеет предшественника, то есть организмы из этой группы в качестве пищи не использует другие организмы, являясь продуцентами. Чаще всего на этом месте находятся растения, грибы, водоросли. Организмы последнего звена в цепи не выступают в роли пищи для других организмов.Каждый организм обладает некоторым запасом энергии, то есть можно говорить о том, что у каждого звена цепи есть своя потенциальная энергия. В процессе питания потенциальная энергия пищи переходит к её потребителю. При переносе потенциальной энергии от звена к звену до 80-90 % теряется в виде теплоты. Данный факт ограничивает длину цепи питания, которая в природе обычно не превышает 4-5 звеньев. Чем длиннее трофическая цепь, тем меньше продукция её последнего звена по отношению к продукции начального.Существует 2 основных типа трофических цепей — пастбищные и детритные. В пастбищной трофической цепи (цепь выедания) основу составляют автотрофные организмы, затем идут потребляющие их растительноядные животные (например, зоопланктон, питающийся фитопланктоном), потом хищники (консументы) 1-го порядка (например, рыбы, потребляющие зоопланктон), хищники 2-го порядка (например, щука, питающаяся другими рыбами). Особенно длинны трофические цепи в океане, где многие виды (например, тунцы) занимают место консументов 4-го порядка.В детритных трофических цепях (цепи разложения), наиболее распространенных в лесах, большая часть продукции растений не потребляется непосредственно растительноядными животными, а отмирает, подвергаясь затем разложению сапротрофными организмами и минерализации. Таким образом, детритные трофические цепи начинаются от детрита, идут к микроорганизмам, которые им питаются, а затем к детритофагам и к их потребителям — хищникам. В водных экосистемах (особенно в эвтрофных водоемах и на больших глубинах океана) часть продукции растений и животных также поступает в детритные трофические цепи. Литература: Горелов А.А. Экология. 2002
Вронский В.А. Экология. словарь-справочник. 2002. Акимова Т.А. Экономика природы и человека. 2006 Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 Учение о биосфере и ноосфере сложилось в результате проведенного В.И. Вернадским глубочайшего анализа всех явлений жизни в их взаимной связи между собою и с косным веществом планеты на всем пути их исторического развития.
Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу. С именем В.И. Вернадского связано вхождение в науку революционных научных представлений, намного опередивших свое время и послуживших основой их плодотворного развития в наши дни. В 1945 году, незадолго до смерти, этот крупнейший ученый внес выдающийся вклад в развитие современной картины мира. В те годы его идеи о превращении биосферы Земли в сознательно организуемую и управляемую человеком ноосферу не были оценены по достоинству. Но со временем, когда предсказанные им явления стали нарастать с головокружительной быстротой, значение учения о ноосфере, об органическом единстве природы и общества, о том, что в условиях возросшего технологического могущества людей природа уже не может существовать и развиваться без сознательного управления ее жизнью со стороны человечества, стало очевидным.Концепция биосферы – ноосферы представляет итог всего научного творчества ученого, его мировоззрение. Она служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы. Особую ценность для философии представляет результат большой работы В.И. Вернадского по соотношению форм движения материи. В учении о биосфере и ноосфере нашли отражение его мысли о воздействии высшей формы движения материи на низшие, о подчинении низших форм более развитым. Формы движения материи, по В.И. Вернадскому, неразрывно связаны с пространством, временем и налагают свой отпечаток на эти коренные условия бытия. Благодаря работам В.И. Вернадского и дальнейшим исследованиям поставленных им вопросов сегодня каждый ученый, вооруженный геохимическими и космохимическими знаниями, видит эволюцию Земли и Космоса, как исторический процесс развития, который охватывает во взаимосвязи все явления живой и неживой природы. При совместном их рассмотрении возникает особая позиция естествоиспытателя в отношении развития явлений жизни. В.И. Вернадский дал миру своеобразное философское направление общечеловеческого значения: активно-эволюционную, ноосферную, космическую мысль. Выбор данной темы обусловлен тем, что меня заинтересовала происходящая в наши дни перестройка картины мира, которая отвечает реально происходящим в мире изменениям. В.И. Вернадский, развивая учение о биосфере, придавал понятию ноосферы глубоко научное содержание, которое должно учитываться в процессе перестройки среды и общества. В этом отношении ноосферу следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развития и развивая технику до самого высокого уровня ее возможностей, становится крупной планетарной силой, превышающей по своим масштабам все известные геологические процессы вместе взятые. При этом человечество оказывает решающее влияние на протекание всех процессов в биосфере, глубоко изменяя ее своим трудом. Научное и практическое значение деятельности В.И. Вернадского – основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые во всеоружии знаний глубоко обосновал единства человека и биосферы. Сама живая материя как носитель разума составляет небольшую часть биосферы по весу. Возникновение человека и человеческого общества явилось результатом живого вещества в пределах биосферы. Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления В.И. Вернадский пришел к следующим выводам: 1. «Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет. 2. Это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли. 3. Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс. 4. А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты – биосфера, то вхождение в ходе ее геологически длительного существования нового фактора ее изменения – научной работы человечества – есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние – в ноосферу. 5. В переживаемый нами исторический момент мы видим это более ясно, чем могли видеть раньше. Здесь вскрывается перед нами «закон природы». Новые науки – геохимия и биохимия – дают возможность выразить некоторые важные черты процесса математически. Основные понятия: Неолит (от греч. «neos» - новый, «litos» - камень) – новый каменный век (10-6 тыс. лет назад). Неолитическая революция – коренное изменение в способе ведения хозяйства, выразившееся в переходе от охотничье-собирательного хозяйства к земледельческо-скотоводческому. Ниша экологическая – совокупность условий, необходимых для существования данного вида. Ноосфера (от греч. «noos» - разум, «sphaire» - шар) – сфера разума, возникающая в результате появления человека на Земле и его взаимодействия с природным окружением. Коэволюция – совместная эволюция двух или нескольких видов жизни. Биологическая разнообразие – количество живых организмов, видов и экосистем. Биомасса – суммарная масса особей вида, группы видов, отнесенная к площади или объему местообитания. Биосфера (от греч. «bios» - жизни, «sphire» - шар) – оболочка Земли, в которой живое взаимодействует с неживым.
Тема 9 Концепция Устойчивого развития (1 час) План занятия: История возникновения понятия Устойчивое развитие. Факторы Устойчивого развития. Уровни Устойчивого развития. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития. Цели и задачи занятияРассмотреть пути Устойчивое развитие Литература: Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006
Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, а в СССР — Всесоюзный институт системных исследований.Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» — экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности — приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний. Удельная энергоемкость хозяйственной деятельности продолжает снижаться, хотя общее энергопотребление пока растет.Значительное большинство международных организаций системы ООН включило в свою деятельность существенную экологическую составляющую, ориентированную на переход к устойчивому развитию. Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост — или по крайней мере неуменьшение — во времени всех этих активов (и не только экономический рост!). Для рационального управления экономикой страны применяется та же логика, что используется для рационального управления личной собственностью.В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой — инвестиции в людей — один из самых ценных активов любой страны. При переходе на вычисление истинных темпов сбережений (инвестиций) этот недостаток исправляется корректировкой рассчитываемых традиционными методами темпов сбережений: в сторону уменьшения — путем оценки истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды (потеря природного капитала), и в сторону увеличения — путем учета возрастания человеческого капитала (прежде всего из-за инвестиций в образование и базовое медицинское обслуживание) Триединая концепция устойчивого развития Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала). Урбанизация – процесс роста количества городов и увеличение числа городских жителей. Устойчивое развитие- удовлетворение потребностей настоящего поколения не угрожая будущему поколению удовлетворять свои потребности.
Тема 10 Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития (1 час) План занятия: Оптимизация окружающей среды как теоретическая основа рационального природопользования. Классификация природных ресурсов; исчерпаемые неисчерпаемые возобновимые и невозобновимые. Охрана природы. Рациональное природопользование малоотходные и безотходные технологии. Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества. Цели и задачи занятия: Охарактеризовать природные ресурсы Земли: литосферы гидросферы атмосферы. Рассмотреть виды природных ресурсов, причины их неравномерного распределения Литература: Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 Учет ресурсов - это натуральное выявление количества и качества природных ресурсов. При учете ресурсы можно инвентаризировать по какой-то классификации в пределах ее градации.Учет необходим для оценки природных богатств и степени обеспеченности ими территорий страны, анализа динамики использования ресурсов, оценки их состояния, планирования и прогнозирования использования и воспроизводства, технико-экономического обоснования развития и размещения производства и т.д.Различают два вида учета: подробный (проводимый предприятиями- пользователями) и государственный (единовременный по всей стране). Vк =Vн +Z-О, где Vк - конечный запас биоресурса за отчетный год; Vн - начальный объем биоресурса за базовый год; Z - прирост биоресурса; О - естественное отмирание биоресурса Для баланса воды формула имеет вид: Vк =Vн +О-И, где Vк - конечный запас воды в водохозяйственной системе за отчетный год; Vн - начальный объем воды в системе в базисном году; О - приток воды в виде осадков атмосферы за год; И - испарение воды за год. В России формируется государственная информационная система сбора, хранения, систематизации и обработки информации о состоянии, с одной стороны, окружающей среды, с другой—~ прнродно-ресурсного потенциала для создания банка данных о природной среде и ее ресурсах, экологических карт, фиксирующих состояние ресурсов; для.деления кадастров природных ресурсов, прогнозирования их состояния; для обмена Информацией и обеспечения ею всех органов управления, научных и общественных организаций с целью реализации приоритетного направления в пользовании ресурсами — ресурсосбережения и принципов рациональности в этой сфере деятельности. Суть их состоит в следующем: 1) природные ресурсы подлежат охране независимо от того, вовлечены они в хозяйственный оборот или нет, 2) право пользования ресурсами определяется законом о собственности, о земле, лесах, недрах и т.д.; 3) выбор экономического использования должен быть увязав с научными основами {природопользования; 4) создание экономических стимулов должно учитывать бережное отношение к ресурсам; необходимо внедрение экономического и правового механизма о взаимодействии властей и пользователей ресурсами. В основе формирования экономического механизма в ресурсопользовании лежит экономическая оценка ресурсов— их стоимостное выражение. Они отражает опосредованную трудом стоимость ресурса и его потребительскую стоимость, фиксирует действенность - закона стоимости при товарно-денежных отношениях. Кроме того, через нее осуществляются отношения по поводу воспроизводства ресурсов, их восстановления, использования (экономии, перерасхода и т.д.). Без экономической оценки ресурсов невозможны реализация важнейших законопроектов по переходу экономики страны на рыночные условия хозяйствования, создание равных условий деятельности предприятий независимо от форм собственности; учет экологического ущерба, обоснование нормативов по извлечению ресурсов; разработка мер экономического стимулирования, мер по охране ресурсов.Величина экономической оценки непостоянна. Она напрямую зависит от условий и факторов, складывающихся на разных этапах развития производства. Эта концепция получила широкое распространение в практических расчетах. З = С + Ен К; С – себестоимость единицы продукции, К - капитальные затраты на производство единицы продукции, Ен - коэффициент приведения затрат в сопоставимый вид. Коэффициент приведения используется для того, чтобы при учете расходов на добычу сырья и доставку его потребителю в перспективе привести прирост экономической оценки ресурса к начальному периоду. На первый взгляд, "эатратный" метод, основанный на теории К.Маркса о трудовой стоимости, правомерен. Но образование стоимости связано. как правило, с процессом, в результате которого создается продукт труда: в данном случае речь идет только о труде по изъятию уже готового продукта природы. И поэтому затраты по выявлению этих продуктов не наделяют их тон стоимостью, которая устанавливается на них в обществе. 'Этот подход к определению экономической оценки нельзя признать совершенным, ведь в каждом "частном" случае эти затраты сильно колеблются и самое главное, при оценке тех или иных благ необходимо соизмерять их полезные эффекты. В противовес затратному подходу в экономической литературе появилась результативная концепция оценки природных ресурсов. Согласно ей в качестве оценки природного ресурса используются: 1) денежное выражение продукции, полученной с этого участка; 2) доход, исчисляемый из суммы, являющейся денежным выражением продукта за вычетом текущих затрат. В первом случае оценка будет выражаться формулой: P = g.l.?S, где l = L/S l - интенсивность обработки земли, равная частному от деления материально- трудовых ресурсов, предназначенных для обработки (L) участка, на размер площади, S; Р - денежная оценка единицы сельскохозяйственной продукции; g - отдача единицы площади; ?S - площадь участка, выбываемого из производства, Во втором случае оценка будет выражена доводом, полученным при эксплуатации ресурса. Его можно определить по формуле: d = p-c, где d - доход, полученный от произведенной продукции, руб.; р - денежная оценка сельскохозяйственной продукции, руб.; с - затраты на производство сельскохозяйственной продукции, руб. Ни первый, ни второй показатели не являются оценкой самого участка. Основные понятия: Природно-ассимиляционный потенциал – способность природной среды без ущерба для себя (т.е. для механизмов своего функционирования и самовосстановления) отдавать необходимую для человека продукцию и производить полезную для него работу. Природно-ресурсный потенциал – часть природных ресурсов, которое может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека. Рекреационные ресурсы – все явления, которые могут быть использованы для отдыха: климатические, водные, гидроминеральные, лесные, горные и т.д. Продуктивность – суммарное количество биомассы, образующееся за данный период времени. Биогеохимические циклы – круговороты веществ; обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер. Кризис – (от греч. «krisis» - решение, повторный пункт, исход) – затруднительное положение. Культура – (от лат. «cultura» - возделывание) - совокупность всего специфически, что создается им как видом Homo sapiens. Ландшафт – основная категория территориального деления географической оболочки Земли.
Тема 11 Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. (1 час) План занятия: Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях развития. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный информационный) Цели и задачи занятия: Получить представления о дифференциации антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития. Литература: Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006
Известно, что на биосферу воздействует широкий спектр природных (земного и космического происхождения) и антропогенных глобальных и локальных источников. К природным воздействиям относятся эндогенные (тектонические) процессы, гравитационные вариации, экзогенные процессы, происходящие на поверхности (вариации температуры, влажности, давления) и связанные с космическими факторами (приливные эффекты, вариации скорости вращения Земли и солнечной активности). К антропогенным воздействиям относятся отбор нефти и газа, разработка месторождений твердых полезных ископаемых, воздействия на месторождения, закачка и откачка флюидов, в том числе ядерных и токсичных отходов, заполнение водохранилищ и сброс из них, ядерные взрывы, запуски ракет, строительство городов, железных дорог и других объектов, различные вибровоздействия при строительстве и движении транспорта. Одна из возможных причин негативных явлений - это несогласованность антропогенных воздействий на биосферу с природными воздействиями и с соответствующими режимами вариаций той части биосферы, с которой могут быть связаны катастрофы. При разработке нефтяных месторождений с аномально высоким пластовым давлением идет односторонний процесс, ведущий преимущественно к трендовым (однонаправленным) вариациям состояния среды. Таким примером может стать нефтяное месторождение Тенгиз, разработка которого с годами может привести к опасным последствиям. В результате воздействий на биосферу, в ней происходит перераспределение энергии (изменение напряженно-деформированного состояния (НДС) и вещества). Зависимость свойств среды от НДС выражается в ее тензо-, термо-, флюидо- и виброчувствительности, т.е. в способности свойств горных пород реагировать на временные изменения тектонических напряжений, термодинамических условий, содержания и состава флюидов, вибрации. |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.58.68 (0.013 с.)