Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 20 Обеспечение Устойчивого развития Республики КазахстанСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(1 час) План занятия: Экологическое образование и воспитание Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан населения РК. Стратегии устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития. Цели и задачи занятия: Ознакомить с Устойчивым развития Республики Казахстан Литература: Вронский В.А. Экология. словарь-справочник. 2002. Акимова Т.А. Экономика природы и человека. 2006 Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения: — ингредиентное (ингредиент — составная часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам; — параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды — одно из ее свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды; — биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов; — стациально-деструкционное загрязнение (стация — место обитания популяции, деструкция — разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования. До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения. Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги деградации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена. В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных и протяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о многострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 — 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья. Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д. Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований. Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех. Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды». Охрана окружающей природной среды складывается из: — правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения; — материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий; — инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику. В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты: — естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; — земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться: — приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; — научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества; — учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов; — недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека; — право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов; — неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного законодательства.
Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инженерными методами. Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое — очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого. И Например, установка влажных фильтров при газоочистке позволяет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади. Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды. Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве. Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым. Второе направление — устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сырье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ. Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным направлениям. Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружающей природной среды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы. Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий (правила одного и десяти процентов). Поэтому технические достижения не снимают необходимости решения проблем изменения приоритетов общественного развития, стабилизации народонаселения, создания достаточного числа заповедных территорий и других, рассмотренных ранее. Многие современные технологические процессы связаны с дроблением и измельчением веществ, транспортированием сыпучих материалов. При этом часть материала переходит в пыль, которая вредна для здоровья и наносит значительный материальный ущерб народному хозяйству вследствие потери ценных продуктов. Для очистки применяют различные конструкции аппаратов. По способу улавливания пыли их подразделяют на аппараты механической (сухой и мокрой) и электрической очистки газов. В сухих аппаратах (циклонах, фильтрах) используют гравитационное осаждение под действием силы тяжести, осаждение под действием центробежной силы, инерционное осаждение, фильтрование. В мокрых аппаратах (скрубберах) это достигается промывкой запыленного газа жидкостью. В электрофильтрах осаждение на электроды происходит в результате сообщения частицам пыли электрического заряда. Выбор аппаратов зависит от размеров пылевых частиц, влажности, скорости и объема поступающего на очистку газа, необходимой степени очистки. Для очистки газов от вредных газообразных примесей используют две группы методов — некаталитические и каталитические. Методы первой группы основаны на выведении примесей из газообразной смеси с помощью жидких (абсорберов) и твердых (адсорберов) поглотителей. Методы второй группы заключаются в том, что вредные примеси вступают в химическую реакцию и превращаются в безвредные вещества на поверхности катализаторов. Еще более сложный и многоступенчатый процесс представляет собой очистка сточных вод (рис.18). Сточными водами называются воды, использованные промышленными и коммунальными предприятиями и населением и подлежащие очистке от различных примесей. В зависимости от условий образования сточные воды делят на бытовые, атмосферные (ливневые, стекающие после дождей с территорий предприятий) и промышленные. Все они содержат в той или иной пропорции минеральные и органические вещества. Сточные воды от примеси очищают механическими, химическими, физико-химическими, биологическими и термическими методами, которые, в свою очередь, подразделяются на рекуперационные и деструктивные. Рекуперационные методы предусматривают извлечение из сточных вод и дальнейшую переработку ценных веществ. При деструктивных методах вещества, загрязняющие воду, подвергают разрушению путем окисления или восстановления. Продукты разрушения удаляют из воды в виде газов или осадков. Механическую очистку применяют при удалении твердых нерастворимых примесей, используя методы отстаивания и фильтрования с помощью решеток, песколовок, отстойников. Химические методы очистки применяют для удаления растворимых примесей с помощью различных реагентов, вступающих в химические реакции с вредными примесями, в результате чего образуются малотоксичные вещества. К физико-химическим методам относят флотацию, ионный обмен, адсорбцию, кристаллизацию, дезодорацию и т. д. Биологические методы считаются основными для обезвреживания сточных вод от органических примесей, которые окисляются микроорганизмами, что предполагает достаточное количество кислорода в воде. Эти аэробные процессы могут протекать как в естественных условиях — на полях орошения при фильтрации, так и в искусственных сооружениях — аэротенках и биофильтрах. Производственные сточные воды, не поддающиеся очистке перечисленными методами, подвергают термическому обезвреживанию, т. е. сжиганию, или закачке в глубинные скважины (в результате чего возникает опасность загрязнения подземных вод). Указанные методы осуществляются в локальных (цеховых), общезаводских, районных или городских системах очистки. Для обеззараживания сточных вод от микробов, содержащихся в бытовых, особенно в фекальных, стоках, применяется хлорирование в специальных отстойниках. После того как решетки и прочие приспособления освободили воду от минеральных примесей, микроорганизмы, содержащиеся в так называемом активном иле, «съедают» органические загрязнения, т. е. процесс очистки обычно проходит несколько ступеней. Однако и после этого степень очистки не превышает 95%, т. е. полностью устранить загрязнение водных бассейнов не удается. Если к тому же какой-либо завод спустит в городскую канализацию свои сточные воды, не прошедшие предварительной физической или химической очистки от каких-либо ядовитых веществ на цеховых или заводских сооружениях, то микроорганизмы в активном иле вообще погибнут и для возрождения активного ила может понадобиться несколько месяцев. Следовательно, стоки данного населенного пункта в течение этого времени будут загрязнять водоем органическими соединениями, что может привести к его эвтрофикации. Одной из важнейших проблем охраны окружающей среды является проблема сбора, удаления и ликвидации или утилизации твердых производственных отходов' и бытового мусора, которого приходится от 300 до 500 кг в год на душу населения. Она решается путем организации свалок, переработки мусора на компосты с последующим использованием в качестве органических удобрений или в биологическое топливо (биогаз), а также сжигания на специальных заводах. Специально оборудованные свалки, общее число которых в мире достигает нескольких миллионов, называются полигонами и представляют собой довольно сложные инженерные сооружения, особенно если речь идет о хранении токсичных или радиоактивных отходов. Под складирование более 50 млрд. т накопленных в России отходов занято 250 тыс. га земельных угодий.
Основные понятия: Урбанизация – процесс роста количества городов и увеличение числа городских жителей. Устойчивое развитие- удовлетворение потребностей настоящего поколения не угрожая будущему поколению удовлетворять свои потребности. Сукцессия (от лат. «successio» - преемственность) – процесс развития экосистемы от ее зарождения до гибели, сопровождающийся сменой существующих в ней видов. Токсичные вещества (от греч. «toxikon» - яд) – вещества, вызывающие определенные болезни и нарушения. Антропогенный – вызванный человеческой деятельностью, связанный с деятельностью человека. Антропоцентризм (от греч. «anthropos» - человек, «kenton» - центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель мироздания. Литература:
11. Экология.Учебник. Изд.2 – е / В.Н.Большаков, В.В.Колач и др./. М. 2005. 12. Колесников С.И. Эклогические основы природопользования. Ростов -на –Дону, 2009.
5. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек, Учебное пособие. - М.,1998 6. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. - С-П.,1996 7. Экологический терминологический словарь. – Алматы издательство Рауан, 200 г. 8. Проблемы экологии в Казахстане. Министерство экологии и биоресурсов РК, Программа развития ООН, Алматы 1997. 5. Сборник докладов и тезисов научно-практического семинара. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение Природоохранной деятельности. М.: НИА-Природа, 2000. – 118 с. 6. Антропогенный антибиоз (экологический паразитизм, хищничество, подавление). М., РЭФИА, 2000. – 50 с. 7. Как спасти современный мир от экологической катастрофы. М.: НИА-Природа и РЭФИА, 2000. – 64 с. 8. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. – 302 с. 9. Принципы экологического управления в экономике малого бизнеса. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. – 192 с. 10. Географические открытия земли: история и перспективы. М.: НИА-Природа, 2002. – 144 с. 12. Природопользование при скважинной гидродобыче богатых железных руд. М.: НИА-Природа, 2001. – 384 с. 13. Экополис – город будущего. М.: Москва 2001. – 210 с. 14. Охрана окружающей среды. Сборник норм. Актов. 2004. 15. Экология. словарь-справочник. 2002. 16. Экологическая экспертиза / Питулько В.М. 2004 17. Интернет.
Методические рекомендации по проведению дисциплин гуманитарно-естественного цикла 1.1. Материалы для аудиторной и внеаудиторной работы
По дисциплинам кафедры гуманитарных и естественных дисциплин материалы для аудиторной работы разработаны с учетом того, что все занятия по кредитной системе проводиться с применением традиционных и интерактивных форм обучения. Они должны регламентировать проведение разных видов занятий и выполнение рейтинговых заданий по дисциплине. Краткий курс (тезисы) лекций включают материалы учебной программы (силлабуса), содержащие оптимальный объем необходимой информации, обеспечивающие как понимание дисциплин в целом, так и представление об изучаемых объектах. Содержание лекционного курса должно отражать современные научные достижения и перспективы развития науки. При разработке методических указаний по выполнению семинарских (практических) занятий, лабораторных, различных видов раздаточных материалов по дисциплинам кафедры учитывают, что материалы практических и семинарских занятий направлены на повторение и закрепление материала лекционного курса, а также на приобретение дополнительных знаний по разделам дисциплины, не вошедших в рассмотрение лекционного курса. Самостоятельная работа студента по кредитной системе подразделяется на два вида: (СРСП) - аудиторная работа обучающегося под руководством преподавателя, указанная в расписании и включенная в педагогическую нагрузку преподавателя и СРС - самостоятельная работа студента, т.е. внеаудиторная работа студента в библиотеке, интернетклассе и пр. Самостоятельная работа выступает важным фактором повышения качества образования, влияющим на глубину и прочность приобретенных студентами знаний, умений, навыков и компетенций. Она способствует выработке у обучающихся потребности к самообразованию и саморазвитию. Материалы для самостоятельной работы студентов включают вопросы, составляющие содержание государственного компонента типового учебного плана, рекомендуемые к самостоятельному рассмотрению студентами. Вопросы для самостоятельной работы (СРСП) (СРС) должны дополнять и углублять содержание изучаемого курса. Задания должны включать основные вопросы тем, выносимых для самостоятельного освоения студентами с указанием форм и сроков проведения контроля. Содержание и виды заданий разрабатываются с учетом специфики дисциплины, степени ее сложности, а также на основании индивидуального авторского подхода преподавателя-разработчика УМК (авторского компонента. Материалы для самостоятельной работы обсуждаются и утверждаются решением кафедры. Расчет количества заданий следует производить в соответствии с разработанными нормативами расчета часов педагогической нагрузки ППС по кредитной технологии, утвержденными Ученым Советом вуза, а также учитывать количество кредитов, выделенных на изучение дисциплины.
1.2. Материалы для контроля знаний
Материалы для контроля знаний студентов разрабатываются в соответствии с едиными принципами и правилами контроля знаний. Задания для текущего контроля, проводимого в рамках практических занятий и СРСП могут включать устные и письменные вопросы, тестовые задания и пр. Экзаменационный материал (устные вопросы, тесты) должен соответствовать типовой и рабочей программам по дисциплине и отражать ее основное содержание, включая материал заданий СРС. Экзаменационные материалы разрабатываются лектором, обсуждаются и утверждаются решением кафедры. В УМК включается список литературы (основной и дополнительной), отражающий круг вопросов, необходимых студенту для подготовки и сдачи текущей и итоговой форм контроля знаний, а также для выполнения заданий СРС. Список литературы, рекомендуемый для всех видов работы студентов, содержит необходимое оптимальное количество наименований, обеспечивающий полный охват содержания дисциплины на современном научном и методическом уровнях.
1.3. Методические рекомендации по лекционным занятиям Лекция - презентация, проводимая с целью обеспечения обучающихся информацией, необходимой группе для осуществления учебной деятельности. Лекции используются для передачи концепций и идей, а также для стимулирования критического мышления обучающихся. Лекция - это не просто способ представить информацию. В руках опытного преподавателя лекции становятся динамичным и универсальным методом обучения. Эффективные, сосредоточенные на обучаемом субъекте, лекции выделяются такими характеристиками: · принимают во внимание количество информации по изучаемому предмету, которое обучаемые способны воспринять и отложить в памяти. · применяют разнообразные приемы активного вовлечения участников в процесс обучения. Если цель лектора - достичь лучших знаний студента, он должен дать им возможность полностью усвоить какую-либо одну истину (понять принцип ее работы, практиковать ее применение, построить планы, как применять эту истину) до того, как ему будет дано больше информации.Еще одна задача преподавателя - построить лекции таким образом, чтобы ключевые пункты были повторены различными путями несколько раз. Главный принцип - построить лекцию так, чтобы она обеспечила овладение и применение на практике одного нового навыка. Это более эффективно, чем ставить своей целью изучение 10 новых навыков, которые будут усвоены поверхностно и не принесут желаемого результата. Лекции должны быть краткими и меткими. Структура лекции должна содержать интересное начало, убедительную середину и насыщенный конец. Провокационное начало лекции вызывает интерес обучающихся и желание больше узнать об изучаемом предмете, оно позволяет сфокусировать внимание аудитории на предмете лекции. Преподаватель может дать краткий обзор материала: почему данный предмет стоит изучать и какова его ценность лично для каждого, каким образом его познание может помочь студентам достичь важных целей или преодолеть препятствия, каким образом практические задания помогут им лучше усвоить этот материал. Убеждающая средняя часть лекции поддерживает основную мысль лекции, которая была представлена в начале. Это «мясо» презентации - вещество, дающее студентам основу для развития определенных навыков или изменения образцов поведения. Самое важное во время лекции - следовать принципу KISS. Это означает: использовать знакомые слова, избегать двусмысленные термины и утверждения, использовать иллюстрации, мысленные картинки, факты и примеры. Статистика является убедительным способом изложения фактических отношений. Приведите цитаты, которые подчеркнут сущность сказанного. Лекцию можно использовать вместе с другими методами обучения, например, вопросы-ответы, использование средств массовой информации, графиков, проекционного аппарата и фильмов. Все это поможет разнообразить занятие и улучшить восприятие информации студентами. Раздача и изучение материалов, касающихся предмета занятия, помогает вовлечь обучающихся в дискуссию. Завершающая часть лекции подчеркивает ключевые слова и предлагает участникам методы, с помощью которых они могут улучшить процесс воплощения изученного в жизнь. На этом этапе полезно остановиться и попросить участников поделиться, будь то индивидуально или в группе, основными извлеченными ими из занятий мыслями. Завершение лекции служит повторением, обеспечивает обратную связь и подводит к следующим заданиям. Успешные лекции - это те, которые тщательно спланированы и содержат в себе три принципа: во-первых, они кратки, сфокусированы на новых идеях и разработаны таким образом, чтобы новая информация была преподнесена «по кусочкам»; во-вторых, успешные лекции содержат провокационное начало, убедительную середину и сильное завершение; в-третьих, лекции должны давать слушателям возможность быть активными участниками процесса обучения.
1.4. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий, СРСП и выполнения СРС
В кредитной технологии особое значение отводится интерактивному обучению. В аудиторном часу, вне зависимости от того, лекция это или семинарское занятие, СРСП должны использоваться наряду с традиционными методами и интерактивные формы ведения занятий. Интерактивное обучение развивает способности студентов: · Формировать собственное мнение и высказывать его; · Уважать чужое мнение; · Тщательно изучать учебный материал; · Вырабатывать креативный подход к выполнению материала; · Выступать перед большой аудиторией и аргументировать свою точку зрения; · Анализировать полученную информацию; · Развивать навыки самостоятельной и плодотворной работы; Уметь показать свою индивидуальность; · Обогащать жизненный опыт путем постановки различных ситуаций.
Обзор интерактивных форм и методов обучения применяемых кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин
Дебаты - устный обмен мнениями обучающихся в целях поиска правильных ответов и выводов. Дискуссия (обсуждение) - обмен мнениями между обучающимися по изучаемой теме. Участие студентов в обсуждении - ключ к освоению и сохранению в памяти знаний. Дискуссия - это эффективный способ вовлечь студентов в процесс обучения. Ролевая игра - многосторонний способ обучения, обеспечивающий активное участие, вовлеченность, экспериментирование и открытие в процессе обучения. «Аквариум» - способ изучения поведения группы путем деления на команды. Одна из команд занимается обсуждением или решением задания, в то время как другая команда исследует и записывает сам процесс. Результаты обсуждаются до того, как выводятся закрепленные правила. Групповой инструктаж - преподаватель дает ключевые факты или «основные моменты темы», на основании чего далее формируются вопросы и ответы для занятия. Групповое обсуждение - аудитория после лекции разбивается на группы для обсуждения и обмена мнениями, взглядами, вопросами и выводами через лидеров групп со всей аудиторией. Кейс - метод - образовательный метод, помогающий студентам мыслить эффективно. Группе преподносится фактическая информация, основанная на реальной ситуации, предлагается провести обсуждение проблем, проанализировать ситуацию и выработать рекомендации. Кейсы могут быть выражены многими способами. Они могут быть длинными и полностью описывать ситуацию или же могут быть краткими и витиеватыми, в любом случае их цель остается прежней - послужить поводом для студентов прийти к каким-либо умозаключениям, исходя из предложенных фактов. Кейс-метод предполагает и групповую дискуссию. Обычно кейс-метод проводится в две стадии: на первой стадии участникам раздается кейс и они должны иметь достаточно времени прочитать и осмыслить материал. Можно раздать студентам вопросы, чтобы поощрить дискуссию. На второй стадии участников просят обсудить кейс. Все участники должны иметь возможность поделиться своим мнением, ставить под вопрос точки зрения друг друга, дать логическое обоснование своих выводов. Процесс заканчивается тем, что преподаватель просит обучаемых сделать заключения из фактов кейса и выводов, к которым участники прибегали в ходе дискуссии. Этот метод хорош тем, что развивает у обучающихся управленческих навыков, навыков принятия решений, навыков контроля. Наиболее подготовленные студенты могут написать сами кейс. Презентация - метод обучения, при котором студент может выбрать любую тему для своей презентации и выразить свое понимание или непонимание какого-либо аспекта рассматриваемой проблемы. Время презентации — 8-10 минут. Презентация оценивается по таким критериям: насколько полно раскрыта тема, вызвала ли данная проблема интерес окружающих, насколько профессионально подошел студент к рассматриваемой проблеме. Обработка критической ситуации — метод критической ситуации является одной из форм метода исследования. Метод направлен на моделирование более реальной ситуации, когда группе студентов предоставляется основная информация по критической ситуации и далее дается возможность самостоятельно задавать вопросы и требовать информацию, которую они посчитают необходимой. Метод эффективно используется при необходимости определения проблемы. Метод выявления ошибок - студенты получают домашнее задание предварительно ознакомиться с содержанием предстоящей лекции. Преподаватель прорабатывает учебный материал, внося изменения, ошибочные данные. В процессе чтения преподавателем лекции, студенты должны найти ошибки. Этот метод позволяет развивать у студентов навыки критического слушания, концентрировать их внимание в течение всего занятия. «Мозговой штурм» - наиболее простой и эффективный метод интерактивного обучения, развивающий творческое мышление, обучающий навыкам определения проблем, создания команды. Он представляет собой способ концентрации группой наиболее творческих идей, а участники предлагают способы их дальнейшей реализации. Обзор пройденного - данный метод в отличие от разбора темы в конце каждой темы, может применяться периодически для того, чтобы удостовериться в том, что все студенты проходят цикл обучения. Он поможет достичь нескольких целей: побудить студентов поделиться своей реакцией на работу в группе, дать отражение некоторому опыту, проверить то материал, который был изучен, выработать обратную связь для обучающегося и преподавателя и др. Существуют различные типы обзора пройденного. «Метод круглого стола» - быстрая словесная проверка, позволяющая каждому сказать что-то, например, «сегодня я узнал три вещи», «я узнал о предмете...» и т.д. Тихое размышление - обычно с письменными комментариями, возможно с вопросами на доске или на бумаге. Групповое размышление - попросите небольшие группы сделать обзор пройденной темы и рассказать всем остальным. Отражающие собеседования - открытое или с вопросами и структурой, изложенной обучающим, в парах. Составление письма- метод направленный на усвоение определенного материала, где выделяется ключевое слово и от него составляется письмо в виде схемы, которое раскрывает сущность выбранного ключевого слова. Рекомендуются следующие формы проведения практических (семинарских занятий) СРСП и СРС: o Формулировка какого-либо понятия, написание краткого эссе - 1 - 1,5 стр. o Обзор по теме - написать краткий литературный обзор (эссе) по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета. o Написание глоссария - краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме, можно использовать кроссворд. o Презентация - выбор студентом определенной темы для презентации и выражение своего видения, понимания или непонимания какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации. Время презентации - 8-10 минут, оценивается презентация по критерию степени раскрытия темы, степени интереса, вызванного у слушателей, профессионализму. o Деловая игра – ролевая или командная, вырабатывающая умения и навыки для будущей профессональной деятельности. o Групповой проект – в группе должно быть не более 4-5 человек, каждая группа разрабатывает свой проект, защищает его.
Обзор традиционных методов применяемых кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин
Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности. Задача реферата - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы. Как видно из сказанного, реферат - это не простой пересказ прочитанного, а серьезная работа, требующая, довольно основательной подготовленности автора. Напомним, что наряду с главной задачей ознакомления с трудами ученых, реферат ставит не менее важные учебно-методические цели, присущие и научной работе. Это - обдуманный выбор темы, библиографический поиск, отбор и анализ содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов, их группировка, логичное изложение в соответствии с планом и собственной оценкой автора реферата, составление справочного аппарата (сносок и списка использованной литературы) и оформление всего текста. Работая над рефератом, студент получает возможность обрести навыки анализа научной литературы, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы. Написание реферата на и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.105 (0.015 с.) |