Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея развития в философии и естествознании (Г.-В.-Ф. Гегель, Ч. Дарвин).

Поиск

Георг Гегель (1770–1831) в «Науке Логики» подробно изложил созданный им объективный диалектический идеализм. Исходный пункт его философии — тождество бытия и мышления, где мышление — это не человеческая деятельность, а независимая от человека объективная сущность.

Основой всего сущего Г. Гегель считал развитие абсолютной идеи в виде движения понятий. Вначале абсолютная идея — это «чистое бытие», лишенное любого содержания, то есть «ничто». Но затем «чистое бытие» и «ничто» порождают понятие «становление». «Становление» приводит к возникновению понятия «наличное бытие». В силу внутренней противоречивости абсолютная идея порождает все новые и более богатые по содержанию понятия до полного развертывания своего содержания. В этом процессе она порождает природу и начинает существовать в виде материальных явлений в виде: механических, химических, биологических, а так же человеческого общества.

Главная заслуга Г. Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщающий диалектический анализ всех философских категорий, сформулировал на идеалистической основе три основных закона мышления:

· закон взаимопроникновения противоположностей;

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

· закон взаимоперехода количественных и качественных изменений;

Мера — философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена нек-рыми пределами, за границами к-рых количественные изменения приводят к изменениям качественным (закон перехода количественных изменений в качественные). Эти границы и есть М. В свою очередь, изменение качества данного объекта ведет к изменению его количественных характеристик и М. Связь и единство количества и качества обусловлены природой данного объекта. Если рассматривать развитие объекта, то точки перехода от одной качественно отличной ступени этого процесса к др. выступают как узловые точки изменения М. О системе таких узлов принято говорить как об узловой линии мер. В истории философии категорию М. впервые разработал Гегель.

· закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

а так же три принципа анализа действительности:

· восхождение от абстрактного к конкретному;

· соответствие исторического и логического;

· принцип развития.

Эволюционная концепция развития. Эволюционизм в XIX - начале XX столетий был популярен в антропологии, этнологии и социологии. В его основе лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов.

Классический эволюционизм отвечает на вопросы:

* Как развивалась жизнь на нашей планете?

* Как объяснить бесконечное многообразие живых форм и удивительную приспособленность живых существ к среде обитания?

* Каковы движущие силы и направления эволюции?

* Как появился человек?

Движущими силами развития в эволюционной концепции выступают: наследственная изменчивость; борьба за существование; естественный отбор. Особый интерес для представителей других отраслей науки вызвало положение о борьбе за существование и её формах. Чарльз Дарвин выделял три формы: внутривидовая борьба; межвидовая борьба; борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы.

Самый живой отклик классический эволюционизм нашел в социологии, которая во второй трети XIX столетия проходила свое становление и нуждалась в объяснительных схемах и принципах. Пытаясь найти метафору, объясняющую общество и его изменения, социологи уподобили общество организму. Сначала эта аналогия использовалась лишь в качестве методологического инструмента, но затем общество стали рассматривать как реальный организм, но только общественный. Утверждалось, в частности, что, подобно живым организмам, общество состоит из различных элементов (клеток-индивидов), собранных в более сложные единицы (органы-институты), которые объединены сетью детерминирующих связей (органическая анатомия - социальные связи).

Этот первый примитивный социальный биологизм был впоследствии теоретически скорректирован. В частности, английской социолог Герберт Спенсер исходил из того, что социальная эволюция составляет часть общей эволюции, представляющей изначально внутренне направленный процесс появления все более сложных социальных форм. В основе этого процесса лежит взаимодействие дифференциации и интеграции. Дифференциация, то есть, постоянно возникающая разнородность, неизбежна. Интеграция же отбирает наиболее устойчивые структурные соотношения между расходящимися частями в направлении наименьшего сопротивления окружающей среды.

Особого внимания заслуживает тезис эволюционной концепции о корректирующем влиянии социальной среды, а также утверждение о том, что различные социальные антагонизмы - классовая борьба, экономическая конкуренция, военные столкновения - являются видами борьбы за существование.

В 20-е годы нашего столетия начался синтез классического эволюционизма с другими науками, прежде всего с генетикой. Появившуюся теорию эволюции стали называть синтетической теорией эволюции. Эволюционизм имеет различные "версии", но в настоящее время он не играет заметной роли в методологии обществознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.012 с.)