Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности немецкой классической философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Н.К.Ф. - этап развития Ф., представленный учениями Канкта, Фихте, Шелленга, Гегеля и Фейербаха. Теоретическими источниками Н.К.Ф. является идейное наследие французского и немецкого просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистическая линия (Ф.Бэкон, Гоббс). Н.К.Ф. представлена след-ми философскими течениями: 1) Дуализм (Кант). Рассматривает познание как деят-ть протекающую по своим собственным з-нам. Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различет два уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому относятся индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. 2) Субъективно-идеалистическое течение (Фихте). Предполагается некий абсолютный субъект, к-й наделяется бесконечной активной деятельностью и к-й творит мир. Исходная "Я" - нравственная деят-ть сознания. Из него вытекает отдельное "Я" - ограниченный человеческий субъект, к-му противостоит природа. Органом разумного познания Фихте признает непосредственное созерцание истины умом, или "интеллектуальную интуицию". В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в к-й видит не беспричинный акт, а действие, основанное на познании неприложной необходимости. 3) Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Ш. выступал с критикой механицизма в естествознании, стремясь показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Ш. была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель, доказывал, что происхождение многого из единого явл-ся предметом рационального познания, инструментом к-го явл-ся логическое мышление, а основной формой - понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие. 4) Материализм (Фейербах). Возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре внимания Ф. - человек, как психофизическое единство, единство души и тела. Критикуя абстрактное мышление Ф. полагает, что, только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Ф. отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума. Философское учение И. Канта И. Кант(1724-1824) родоначальник немецкой классической философии. В докритический период выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта гипотеза и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из возможных вариантов происхождения Вселенной. Второй период творчества Канта назван "критическим". "Критиками" названы основные произведения этого периода: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма(так Кант называл свою философскую систему. Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. До Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному познанию, как то, что затемняет и искажает истинное положение вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем, т. е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась ему", и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качество и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в - себе", непознанными, нераскрытыми. Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить "вещи сами по себе" и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум - это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума(Платон). Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный объект, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии - это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире "вещей самих по себе". Его работа «Критика чистого разума». Основные положения этой работы: 1) всякое знание начинается с опыта но не сводится к нему. Часть наших знаний имеет априорный (доопытный характер) 2) Эмпирическое знание единично. А знание полученное априорным путем имеет необходимый всеобщий характер. 3) Доопытны только формы знания(факт, аксиома, гипотеза) Сами доопытные формы не являются вражденными. Смысл Кантовского априоризма: познающий индивид распологает сложившимися до него формами познания. Любое знание в конечном итоге берется из всерасширяющегося опыта человечества. Кант различает 2 вида суждения: 1) аналитические имеют поясняющий характер 2) синтетическое суждение расширяет наши знания. Любое тело протяжено - аналитическое суждение. Кант преподавал в Кенигсбергском универе (Критика чистого разума).Всякое знание начинается с опыта, оно не сводится к нему. Часть наших знаний имеет априорный характер. Эмпирическое знание единично, а знание полученное априорно имеет необходимый и всеобщий характер. Дообытны только формы знания (гипотеза, теория, аксиома), сами доопытные формы (априорные) не являются врожденными. Все вместе взятое - Кантовский априоризм. Познающий индивид располагает сложившимися до него формами познания. Любое знание берется из все расширяющегося опыта человечества. Кант различает два вида суждений: аналитические(носят поясняющий характер) и синтетические суждения (расширяют наши знания). Примеры: аналитическое суждение - любое тело протяженно, синтетическое - вчера шел дождь. Знания полученные опытным путем - синтетические. Как возникают новые знания вне опыта, как возможны априорные знания вне опыта Главный вопрос -“Критика чистого разума”. Материальные суждения - априорны. Задача Канта - объяснить смысл суждения. В “Кр. чис. раз. ” этот вопрос распадается на 3 вопроса: естествознание, метафизика (философия), математика - как они возможны. Три части “Кр. чис. раз.” - трансцендентальная эстетика, диалектика, аналитика. Трансцендо (лат. переходить, переступать). Философия Канта изучает - переход в систему знаний. “Вещь в себе” - вещь сама по себе. Опытные данные поступающие из вне не дают нам адекватные знания об окружающем нас мире. Вещь как она нам является - феномен. Она принципиально отличается от вещи какой она на самом деле является - ноумен. Сколько бы мы не проникали в глубь явлений наши знания не будут знанием вещей, каковы они на самом деле. Кант - материалист, признает существование материального мира, вне нашего сознания. Наши знания расширяют наши границы знания, но никогда не исчезают, как не исчезает горизонт. Трансцендентальные - то что имеет дух, трансцендентные - просто предмет. Априорные формы чувствительности. Кант разделяет на две группы органов чувств: 1) осязание, слух, зрение - высшие, возникают благодаря механическому воздействию и ведут к познанию предмета. 2) обоняние и вкус. Интенсивность ощущений зависит от ряда условий. Ощущения могут принимать всеобщий и необходимый характер. Существуют две априорные, доопытные формы чувствительности: пространственные и временные. Пространство систематизирует наши внешние ощущения, время - внутреннее. Пространство и время способны воспринимать наш мир. Тезис - Все в мире состоит из простого. Антитезис - Нет ничего простого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.58 (0.01 с.) |