ТОП 10:

Раздел 1. Предприятие в системе национальной экономики



Волгоградский филиал

Экономики и финансов

Кафедра _______________________________

Молоканов В.М.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

Экономика фирмы

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки

Экономика»

(код специальности) (наименование направления подготовки ).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 1 от «30» августа 2011 г.     Зав. кафедрой экономики и финансов Иванова Т.Б.   ………………………………..  

 

 

Волгоград 2011


 

Содержание

Наименование раздела  
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика фирмы»
1.1. Извлечение из образовательного стандарта положений по дисциплине «Экономика фирмы»
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины «Экономика фирмы»
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины «Экономика фирмы»
1.4. Тематический план учебной дисциплины «Экономика фирмы»
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины «Экономика фирмы»
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Экономика фирмы» для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.2. Рекомендации по работе с литературой
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами …… 41
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика фирмы»

 

1.1. Извлечение из образовательного стандарта положений по дисциплине «Экономика фирмы»

Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли; предприятие – основное звено экономики; предприятие и предпринимательство в рыночной среде; типы предприятий; производственная и организационная структуры предприятий; инфраструктура предприятий; уставный капитал и имущество предприятий; основной капитал, его оценка; оборотные средства: их состав, классификация, оборачиваемость; трудовые ресурсы: их состав, управление; организация, нормирование и оплата труда; рынок труда; экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора; разработка маркетинговой и товарной стратегии; теория оптимального объема выпуска продукции; производственная программа и мощность; издержки производства и себестоимость продукции; смета и калькуляция затрат; ценовая политика на различных рынках; качество и конкурентоспособность; стандарты и системы качества; инновационная и инвестиционная политика; подготовка нового производства; виды деятельности предприятия; производственное планирование и бизнес-план предприятия; оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояние баланса.

 

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины «Экономика фирмы»

Цель дисциплины состоит в приобретении студентами теоретических знаний в области экономических основ организации и функционирования предприятия в условиях рыночных отношений.

Основными задачами данного учебного курса являются:

  • формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете, методологических основах и структуре науки, о роли науки в современном обществе.
  • усвоение теоретического материала дисциплины,
  • знание базовых категорий,
  • умение рассчитывать основные экономические показатели деятельности предприятия,

 

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины «Экономика фирмы»

В результате изучения предмета «Экономика фирмы» студент должен знать:

· структуру национальной экономики и место предприятия в национальной экономике.

· сущность термина «предприятие».

· взаимосвязь категорий «предприятие», «организация», «бизнес-единица», «компания» и т.д.

· организационно-правовые формы предприятий.

· производственную структуру предприятия,

· организационную структуру предприятия,

· инфраструктуру предприятия,

· типы производства и их характеристики,

· производственный процесс и его содержание,

· принципы и методы организации производственного процесса,

· особенности формирования уставного капитала предприятия,

· структуру имущества предприятия,

· сущность и состав основных фондов,

· учет и оценку основных фондов,

· методы начисления амортизации по основным фондам,

· показатели эффективности использования основных производственных фондов,

· состав и структуру оборотных средств,

· методы нормирование оборотных средств,

· состав и структуру кадров предприятия,

· методы нормирования труда,

· формы оплаты труда,

· виды мотивации,

· сущность и типы стратегий развития предприятий,

· сущность, виды и принципы планирования деятельности предприятия,

· понятие и показатели качества продукции, стандарты и системы качества,

· сущность и методы расчета цены,

· понятие инноваций и их роль в развитии предприятия,

· сущность и содержание инвестиционной деятельности,

· показатели оценки эффективности инвестиционного проекта,

· сущность и классификацию издержек производства,

· особенности формирования себестоимости продукции,

· сущность, виды и функции прибыли,

· показатели рентабельности продукции,

· методы учета выручки,

· сущность и показатели оценки эффективности деятельности предприятия.

 

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

  • проектировать производственную и организационную структуру управления предприятия,
  • рассчитывать длительность производственного цикла,
  • определить размер годовых амортизационных отчислений в зависимости от используемого метода начисления амортизации,
  • анализировать эффективность использования основных и оборотных средств предприятием,
  • нормировать производственные запасы методом прямого счета и аналитическим методами,
  • анализировать кадровый потенциал предприятия,
  • рассчитывать цены, используя разные методы ценообразования, и скидки,
  • калькулировать себестоимость продукции,
  • рассчитывать показатели рентабельности работы предприятия,
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия,

 

Студент должен приобрести следующие навыки:

· самостоятельной работы с научными и методическими источниками при подготовке к семинарским занятиям, а также при выполнении контрольных и курсовых работ,

· ораторского искусства и умения аргументировано отстаивать свою точку зрения,

 

.1.4. Тематический план учебной дисциплины «Экономика фирмы» для студентов направления 080100 «Экономика» (200 ч.)

для студентов гр. БКЭ-200

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Очная форма обучения
Тема 1. Структура национальной экономики. Предприятие – основное звено экономики.
Тема 2. Создание, реорганизация и ликвидация предприятия
Тема 3. Классификация предприятий. Объединения предприятий.
Тема 4. Производственная структура предприятия: ее состав и назначение. Инфраструктура предприятия
Тема 5. Производственный процесс и принципы его рациональной организации
Тема 6. Организационная структура управления предприятием.
Тема 7. Основные средства предприятия, их состав и воспроизводственная характеристика
Тема 8. Оборотные средства предприятия
Тема 9. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
Тема 10. Оценка эффективности финансовой деятельности предприятия
Тема 11. Трудовые ресурсы предприятия: сущность, структура
Тема 12. Кадровое планирование персонала организации
Тема 13. Организация оплаты труда работников предприятия
Тема 14. Мотивация трудовой деятельности
Тема 15. Формирование стратегии развития предприятия
Тема 16. Планирование деятельности предприятия
Тема 17. Инвестиционная деятельность предприятия
Тема 18. Инновационная деятельность предприятия
Тема 19. Ценовая политика предприятия и методы ее реализации
Тема 20. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
Итого по курсу:

 

 

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины «Экономика фирмы»

Лекция 16. Планирование деятельности предприятия.

Характерные черты планирования. Виды планирования: стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее. Бизнес-план как одни из специфических методов планирования хозяйственной деятельности предприятия. Внутрифирменные функции бизнес-плана. Внешние функции бизнес-плана. Структура бизнес-плана.

Основные категории: планирование, стратегическое планирование, долгосрочное планирование, краткосрочное планирование, текущее планирование, бизнес-план, точка безубыточности, срок окупаемости вложений.

 

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие №1.

Семинарское занятие №2.

Семинарское занятие №3.

 

Семинарское занятие №4.

Семинарское занятие №5.

Семинарское занятие №6.

Семинарское занятие №7.

Семинарское занятие №8.

Семинарское занятие №9.

Семинарское занятие №10.

Семинарское занятие №11.

Семинарское занятие №12.

Тема 12. Кадровое планирование персонала организации

Рассматриваемые вопросы:

1. Этапы планирования потребности в персонале.

2. Методы прогнозирования и планирования потребности в персонале.

3. Найм, отбор и прием персонала.

4. Трудовая адаптация персонала.

5. Высвобождение работников.

Литература:

1. Егоршин А.П., Гуськова И.В. Методология управления трудовыми ресурсами. Монография. – М.: НИМБ, 2009

2. Егоршин А.П.Мотивация трудовой деятельности. 2-е издание . – М.: Инфра-М, 2009

3. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009

4. Управление трудовыми ресурсами /Под ред. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. – М.:Инфра-М, 2009

5. Шлендер П.Э. Экономика трудовых ресурсов. – М.: Вузовский учебник, 2009

6. Шонбергер Р. Японские методы управления производством (десять простых уроков). – М.: Экономика, 1988.

Нормативные акты:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Семинарское занятие №13.

Семинарское занятие №14.

Семинарское занятие №15.

Семинарское занятие №16.

Тема 16. Планирование деятельности предприятия

Рассматриваемые вопросы:

1. Назовите характерные черты планирования.

2. Какие виды планирования существуют?

3. Охарактеризуйте стратегическое, долгосрочное, краткосрочное планирование.

4. Бизнес-план как одни из специфических методов планирования хозяйственной деятельности предприятия.

5. Назовите внутрифирменные функции бизнес-плана.

6. Что относится к внешним функциям бизнес-плана.

7. Охарактеризуйте структуру бизнес-плана.

Литература:

1. Любушин Н.П.Экономика организации. – М., 2009

2. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – М.: Изд-во «Ось-89», 1998

3. Титов В.И.Экономика предприятия. – М: Эксмо, 2007

4. Экономика организации (предприятия). Издание 3/Под ред. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. – М, 2009

5. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Фокина О.М., Соломка А.В. - М., 2009

6. Экономика организации. Учебное пособие для ВУЗов/Под ред. Самарина В.П., Черезов Г.В., Карпов Э.А. – М., 2009

7. Экономика промышленного предприятия /Под ред. Е.Л.Кантора, Г.А.Маховиковой. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд-во «МарТ», 2007

Семинарское занятие №17.

Семинарское занятие №18.

Семинарское занятие №19.

Семинарское занятие №20.

Список рекомендуемой литературы

Нормативные акты:

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Изд-во «Спарк», 1997

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2.

3. Положения по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств» //Положения по бухучету (ПБУ 1-20) с приложениями и методическими указаниями Министерства финансов РФ. – М.: ИД «Юриспруденция», 2004

4. Трудовой кодекс Российской Федерации. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2004

5. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 76-ФЗ от 23.06.2003

6. ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002

7. ФЗ «Об акционерных обществах» № 120-ФЗ от 7.08.2001

8. ФЗ «Об общества с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 8.02.1998

 

Основная литература:

1. Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т. 2. – СПб.: Экономическая школа, 2000.

2. Гарнова А.П., Хлевная Е.А. Экономика предприятия: современное бизнес-планирование. – М.: Дело и сервис, 2011. – 272 с.

3. Горина Г.А. Ценообразование. – М.: Юнити, 2009

4. Есипов В.Е. Цены и ценообразование (+CD). – М.: КноРус, 2009

5. Лысова Н.А., Чернева Л.Ф.Управление ценами. Учебное пособие для ВУЗов. Издание 2 . – М.: КноРус, 2009

6. Любушин Н.П.Экономика организации. – М., 2009

7. Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е. Управление качеством продукции. – М., 2009

8. Растова Ю.И. Экономика фирмы. – М.: РИД ГРУПП, 2011. – 366 с.

9. Титов В.И.Экономика предприятия. – М: Эксмо, 2007

10. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. - М.: ИНФРА-М, 2007

11. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М., 2007

12. Экономика организации (предприятия). Издание 3/Под ред. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. – М, 2009

13. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Фокина О.М., Соломка А.В. - М., 2009

14. Экономика организации. Учебное пособие для ВУЗов/Под ред. Самарина В.П., Черезов Г.В., Карпов Э.А. – М., 2009

15. Экономика предприятия (организации: учебник / Под ред.В.Я. Позднякова, О.В. Девяткина. – М.: Инфра-М, 2010. – 640 с.

16. Экономика промышленного предприятия /Под ред. Е.Л.Кантора, Г.А.Маховиковой. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд-во «МарТ», 2007

17. Экономика фирмы: учебник / Под ред.Н.П. Иващенко. – М.: Инфра-М, 2007. – 528 с.

 

Дополнительная литература:

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.

2. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 352 с.

3. Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т. 2. – СПб.: Экономическая школа, 2000.

4. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. – М.: Дело, 1997

5. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. – 400 с.

6. Грибов В.Д., Леонов А.Л. Экономика предприятия сервиса. – М.: КноРус, 2011. – 280 с.

7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2007

8. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс. Плюс, 1995

9. Макарьева В.И. Формирование финансовых результатов для целей налогообложения. Налог на прибыль. – М.: Финансы и статистика, 2003

10. Менар К. Экономика организаций. – М.: ИНФРА-М, 1996

11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997

12. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2001.

13. Палий В.Ф. Основы калькулирования. – М.: Финансы и статистика, 1987.

14. Самарина В.П. Экономика организации. Задачи и тесты. – М.: КноРус, 2011. – 200 с.

15. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. – М.: Финансы и статистика, 1994.

16. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж., Инвестиции. – М.: ИФРА-М, 1997

Контрольная работа № 1

Вариант № 1

1. Предмет и методы изучения в курсе экономика организаций (предприятий).

2. Сущность и виды планирования.

3. Задача

Произведите списание стоимость объекта по сумме чисел (кумулятивным методом). Предполагаемый срок эксплуатации объекта – 5 лет. Первоначальная стоимость объекта – 160 тыс. руб., ликвидационная стоимость – 10 тыс. руб. Сумму износа по годам представьте в таблице:

Период Годовая сумма износа, руб. Накопленный износ, руб Остаточная стоимость, руб.
Конец 1-го года      
Конец 2-го года      
Конец 3-го года      
Конец 4-го года      
Конец 5-го года      

 

Вариант № 2

1. Перспективные направления развития организации.

2. Особенности нормирования производственных запасов прямым и аналитическим методами.

3. Задача

Первоначальная стоимость объекта введенного в эксплуатацию составила 5000 тыс. руб. В технической документации предусмотрен срок эксплуатации объекта 10 лет. Предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования объекта составит 10000шт. изделий, причем в первый год – 2000шт., во второй и третий год – по 1500шт., в четвертый – 4000шт, в пятый – 1000 шт. определите сумму начисленной амортизации пропорционально объему выпущенной продукции.

 

Вариант № 3

1. Дивизиональная структура управления предприятием.

4. Участок и рабочее место как элементы производственной структуры предприятия.

2. Задача

Имеется выписка из отчетности акционерного общества (тыс. руб.)

Показатели Сумма, тыс. руб.
Прибыль до налогообложения
Уставный капитал
Нераспределенная прибыль прошлых лет

Отчисления в резервный фонд установлены в размере 5% от уставного капитала. Номинальная стоимость одной акции – 1000 руб. Доля привилегированных акций в уставном капитале – 25%, дивиденды по ним установлены в размере 10%. Ставка налога на прибыль – 24%. Определите размер дивиденда на одну обыкновенную акцию.

 

Вариант № 4

1. Модели управления акционерным обществом.

2. Аналитические методы нормирования производственных запасов.

3. Задача

Уставный капитал общества составляет 300тыс. руб. Выпущено 3000 акций, в том числе 2700 обыкновенных акций и 300 привилегированных акций. Проданы все акции. Общая сумма прибыли, направленная на выплату дивидендов, составляет 63тыс. руб. по привилегированным акциям фиксированная ставка дивиденда – 30%. Определите сумму дивидендов по привилегированным и обычным акциям.

 

Вариант № 5

1. Сдельная форма оплаты труда и ее модификации.

2. Процедуры при банкротстве предприятия.

3. Задача

Предприятие выпускает изделия одной товарной группы, которая имеет общую единицу измерения – тонны. Цена за 1 т равна 1200 руб. Удельные переменные затраты составляют 50% от цены. Постоянные затраты за месяц на данном предприятии равны 90 тыс. руб. найдите критический объем выпуска продукции данным предприятием в натуральном выражении.

 

Контрольная работа № 2

Вариант № 1

1. Где должна осуществляться государственная регистрация коммерческой организации:

А) в органах Министерства юстиции РФ,

Б) в Министерстве налогов и сборов,

В) в органах местного самоуправления,

Г) в Регистрационной палате,

2. Целью управления производственными запасами является:

А) снижение затрат на поддержание товарных и производственных запасов,

Б) оптимизация размера чистого оборотного капитала фирмы,

В) увеличение дохода на средства, инвестированные в производство,

Г) все перечисленные,

3. Объем продаж 800 единиц, цена реализации единицы продукции – 50 руб., а переменные затраты на единицу продукции – 30 руб. Постоянные затраты составят 2280 руб. Предполагаемое снижение цены реализации на 5% не создаст дополнительных постоянных и переменных затрат. Определите безубыточный объем продаж после изменения цены.

4. Организация выплатила по акциям 100 млн. руб. дивидендов. Рыночная стоимость акций составляет 4 млрд. руб. Определите текущую доходность (дивидендный доход) акций организации (в обращении находится 40 тыс. акций).

5. На начало месяца в учете организации числится материала А в количестве 140 единиц по цене 450 руб. за единицу. Движение материалов за месяц характеризуется следующими показателями:

10.01 отпущено в производство 80 единиц, 15.01 оприходовано 50 единиц по цене 480 руб., 18.01 отпущено в производство 70 единиц, 20.01 отпущено 20 единиц, 23.01 оприходовано 30 единиц по цене 500 руб., 25.01 оприходовано 40 единиц по цене 510 руб., 28.01 отпущено в производство 45 единиц.

Определите стоимость материалов, отпущенных в производство за месяц, и стоимость остатка материалов на складе. В учетной политике используется метод ФИФО.

 

Вариант № 2

1. Как повлияет рост постоянных расходов на критический объем продаж:

а) критический объем уменьшится,

б) критический объем возрастет,

в) критический объем не изменится.

2. По каким из перечисленных основных средств не начисляется амортизационная плата:

А) земля, объекты природопользования

Б) многолетние насаждения, не достигшие продуктивного возраста

В) имущество не коммерческих и бюджетных учреждений,

Г) рабочие машины и оборудование,

Д) буйволы, волы, олени и другой одомашненный дикий скот,

Е) вычислительная техника,

Ж) здания, сооружения,

3. Рассчитайте сумму дивидендов, если текущая доходность акций – 20%, рыночная стоимость акций – 1 млн. руб., балансовая стоимость акций – 500 тыс. руб.

4. Сколько оборотов совершили оборотные средства за прошлый год, если средние остатки оборотных средств составили за год 15680 руб., выручка от реализации продукции – 58230 руб.

5. Предприятию требуется грузовой автомобиль только для завоза сырья. Общий объем грузооборота за год составляет 60000 т-км. Если приобрести грузовой автомобиль, то постоянные затраты составляют 2400 тыс. руб., а переменные на 1 т-км – 120 руб. В автотранспортной организации можно заказать грузовой автомобиль. Стоимость 1 т-км перевозки равна 200 руб.

При каких объемах грузооборота выгодно приобретать грузовой автомобиль, а при каких – пользоваться услугами сторонних организаций.

 

Вариант № 3

1. Какие действия имеет право совершать унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения без согласия собственника-учредителя:

А) продавать недвижимое имущество,

Б) сдавать в аренду недвижимое имущество,

В) самостоятельно распоряжаться движимым имуществом,

Г) пользоваться имуществом в соответствии с его назначением и видами деятельности,

Д) владеть имуществом, закрепляя его на балансе.

2. Какие из названных позиций характеризуют особенности производственного кооператива:

А) прибыль кооператива распределяется между его членами пропорционально их паям,

Б) прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым вкладом,

В) число членов законодательно не ограничено,

Г) число членов не должно быть меньше 5 человек,

Д) все члены кооператива имеют равные права в управлении кооперативом.

3. По приведенным данным определите расчетную курсовую стоимость акций: годовая чистая прибыль акционерного общества закрытого типа – 500 тыс. руб., количество оплаченных акций – 5 тыс. штук, средняя ставка Банка России – 40%.

4. По какой минимальной цене предприятие может продавать продукцию (для обеспечения безубыточности продаж), если переменные затраты на единицу продукции – 500 руб., предполагаемый объем выпускаемой продукции – 2000 штук, годовая сумма постоянных затрат – 1200 тыс. руб.

5. Определите сумму амортизационного фонда в конце третьего года эксплуатации по следующим объектам:

- оборудование стоимостью 47200 руб., ликвидационная стоимость 7200 руб., срок эксплуатации 5 лет, списание стоимости происходит по сумме чисел лет срока полезного использования;

- транспортное средство стоимостью 60000 руб., планируемый пробег равен 100000 км, в первый год эксплуатации пробег составил 10000 км, во второй - 25000 км, в третий – 40000 руб.

 

 

Учебники, разработанные преподавателями кафедры, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и /или электронном представлении

 

1. Верченко В.А. Экономика организаций (предприятий). - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2000

2. Усачева И.И. Экономика организаций (предприятий). - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2005

3. Усачева И.И. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономика организаций». - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002

 


 

РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Экономика фирмы» для студентов направления 080100 «Экономика»

 

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса «Экономика фирмы»

Раздел № 1 дает представление о содержании курса «Экономика фирмы». В нем представлены выдержки из образовательного стандарта, цели и задачи курса, тематический план, планы семинарских занятий, основная и дополнительная литература, темы рефератов и курсовых работ, а также вопросы к экзамену.

В разделе № 2 приведены методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Экономика фирмы».

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на раздел № 3, в котором предложены тесты и практические задания для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала курса «Экономика фирмы».

Раздел № 4 позволит студентам систематизировать основные категории, пройденные в курсе «Экономика фирмы».

Раздел № 5 имеет особое значение для студентов заочной формы обучения. В нем приведены методические указания по выполнению контрольных и курсовых работ.

 

Рекомендации по работе с литературой

 

При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники:

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.

2. Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т. 2. – СПб.: Экономическая школа, 2000.

3. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. – М.: Дело, 1997

4. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. – М.: Изд-во «Ось-89», 2002

  1. Карпова Т.П. Управленческий учет. – М.: ЮНИТИ, 2000.

6. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии - М, 1994

  1. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001

8. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс. Плюс, 1995

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997

10. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  1. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. – М.: Финансы и статистика, 1994.

12. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж., Инвестиции. – М.: ИФРА-М, 1997

 

К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины относятся:

1. Белов А.М. Экономика организации (предприятия). – М., 2003

2. Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М., 2004

3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия.- М., 1998

4. Зайцев Н.Л. Экономика организаций.- М.: ЭКЗАМЕН, 2000

5. Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: Маркетинг, 2000

6. Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М., 1997

7. Экономика предприятия /Под ред. В.Я.. Герфинкеля и др. – М., 1998

8. Экономика предприятия /Под ред. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1998

9. Экономика предприятия /Под ред. Н.А.Сафронова. – М.: Юристъ, 2001.

 

 

Задача 1

Первоначальная стоимость объекта введенного в эксплуатацию составила 5000 тыс. руб. В технической документации на объект предусмотрена норма амортизации в размере 10% в год, а срок эксплуатации объекта 10 лет. Предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования объекта составит 10000 шт. изделий, причем в первый год – 2000 шт., во второй и третий год – по 1500 шт, в четвертый – 4000 шт., в пятый – 1000 шт.

Определите годовую сумму амортизации:

а) линейным методом;

б) пропорционально объему выпущенной продукции.

 

Задача 2

Предприятие закупило партию нового оборудования, первоначальная стоимость которого составила 880 тыс. руб., а нормативный срок службы – 10 лет. Определите остаточную стоимость оборудования в конце 5-го года эксплуатации, если используется способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования.

 

Задача 3

Первоначальная стоимость объекта, введенного в эксплуатацию, составила 3,5 млн. руб., срок полезного использования – 10 лет. Предполагаемый объем производства за весь срок эксплуатации – 50 тыс. шт. изделий. Определите остаточную стоимость объекта в конце 3-го года эксплуатации, если в первый год было произведено 9 тыс. изделий, во второй год – 6,5 тыс., в третий – 8 тыс.

 

Задача 4

Балансовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) предприятия на начало отчетного года составила 75 млн. руб. В конце марта введены в эксплуатацию новые фонды, первоначальная стоимость которых составила 4,2 млн. руб. а с 1 сентября выбыли машины и оборудование на общую сумму 1,7 млн. руб. Коэффициент износа ОПФ на конец года – 45%. Определите среднегодовую стоимость ОПФ предприятия, их балансовую и остаточную стоимость на конец года.

Практическая задача

Студентам предлагается пример для анализа финансового состояния предприятия.

В качестве исходных данных служат бухгалтерский баланс предприятия и Отчет о прибылях и убытках.

Тема 16: Планирование деятельности предприятия.

1. Какая из перечисленных характеристик правильно отражает сущность планирования:

а) выбор варианта оптимального использования потенциала предприятия

б) поиск лучшего способа достижения целей предприятия

в) определение варианта развития предприятия с минимальными затратами

 

2. Принцип непрерывности планирования означает пересмотр планов:

а) каждый квартал

б) каждый месяц

в) каждую декаду

 

3. По видам различают планирование:

а) стратегическое

б) долгосрочное

в) краткосрочное

г) текущее

д) труда и заработной платы

е) прибыли

 

4. Какие из перечисленных позиций правильно характеризуют стратегическое планирование. Это -

а) видение предприятия в будущем

б) наиболее долгосрочное планирование по сравнению с другими видами планирования

в) дательный план развития предприятия

г) способ достижения долгосрочных целей предприятия

 

5. Какие из названных позиций характеризуют текущий план:

а) это наиболее детальный план работы предприятия

б) в текущем плане увязываются задачи всех подразделений предприятия

в) в текущем плане указываются задания по декадам

г) в текущем плане задания установлены на год с разбивкой по кварталам.

 

Практическое задание

Познакомиться со структурой и правилами составления бизнес-плана.

 

Задача 2.

На производство изделий, выпускаемых предприятием, используется чугун, удельный расход которого на производство каждого изделия составляет 60 кг. по цене 750 руб. за 1 тонну. При этом технологические отходы чугуна составляют 30% от его массы. Известно, что основная заработная плата на производство единицы продукции составляет 6 руб., дополнительная заработная плата - 6% от основной заработной платы, а отчисления на социальное страхование – 37% суммы основной и дополнительной заработной платы. Годовой выпуск изделий равен 200 тыс. шт. Общепроизводственные затраты по предприятию за год – 2 000 тыс. руб., общехозяйственные – 700 тыс. руб., внепроизводственные расходы – 2% от производственной себестоимости изделия, а прибыль – 15% от полной себестоимости изделия.

Определить полную себестоимость и цену единицы изделия, произведённого на предприятии.

Задача 3.

Предприятие намерено продать 5000 шт. изделий. Средние переменные затраты на производство и реализацию продукции составляю 800 руб., постоянные затраты – 1 000 тыс. руб. Предприятие планирует получить прибыль в сумме 1 500 тыс. руб.

Определить цену, по которой следует продавать изделия.

 

Волгоградский филиал

Экономики и финансов

Кафедра _______________________________

Молоканов В.М.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

Экономика фирмы

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки

Экономика»

(код специальности) (наименование направления подготовки ).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 1 от «30» августа 2011 г.     Зав. кафедрой экономики и финансов Иванова Т.Б.   ………………………………..  

 

 

Волгоград 2011


 

Содержание







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.223.3.101 (0.049 с.)