ТОП 10:

Занятие 13. Современный мир и будущее человечества



Вопросы для обсуждения:

1. Единство и многообразие мировой истории (социально-философские концепции ХХ века: конвергенции, стратификации, структурализма и др.).

2. Человек как продукт воспитания и культурно-исторической среды

3. Социокультурные характеристики индустриального общества.

Задание:

1. Творческое эссе «Пути развития человечества»

Литература:

1. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

2. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

3. Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 1991.

4. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004.

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. – 1994. – № 1. – С. 33–48.

6. Хейзинга Й. Homo Ludence. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

7. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Программа самостоятельной работы

№ п/п Темы семинарских (практических) занятий Кол-во часов
1. Философия ее предмет, структура, функции. Разнообразие картин мира.
2. Философия Древнего мира
3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
4. Философия Нового Времени и эпохи Просвещения.
5. Немецкая философия XVIII – начала XX вв.
6. Современная философия (ч.1)
7. Современная философия (ч.2)
8. Русская философия
9. Учение о бытии
10. Сознание и познание
11. Философская антропология
12. Социальная философия
13. Современный мир и будущее человечества
  Всего

График выполнения самостоятельной работы

 

Тема Задание Кол-во часов Форма контроля
Философия ее предмет, структура, функции. Разнообразие картин мира. Составить сравнительную характеристику понимания предмета философии мыслителями разных эпох: от древнего мира до современности. Устный опрос
Философия Древнего мира Конспект труда Аристотеля «Политика» Проанализируйте достоинства и недостатки различных типов государства по Аристотелю. Подумайте, какое влияние религиозно-философские учения Древнего Востока оказывают на современные Индию и Китай Устный опрос, проверка конспектов
Философия Средневековья и эпохи Возрождения Творческое эссе «Фундаментальные библейские идеи философского значения» Устный опрос
Философия Нового Времени и эпохи Просвещения. Эссе «Влияние оказала научной революции XVII в. на развитие философии» Устный опрос
Немецкая философия XVIII – начала XX вв. Составить таблицу сходств и различий принципов философии Маркса и Гегеля. Устный опрос
Современная философия (ч.1) Конспект источника: Ясперс К. Смысл и назначение истории. Ч. 1. Осевое время. Философская вера. М., 1991. Устный опрос
Современная философия (ч.2) Конспект источника: Г. Дебор. Общество-спектакль. М.,1999 Устный опрос
Русская философия Конспект источника: Леонтьев К.Н. «Поздняя осень России». М.: Аграф, 2000. Устный опрос
Учение о бытии 1) Объяснить сущность субстанциальной и реляционной концепций. Записать в тетради таблицу сходств и различий данных концепций. 2) Конспект литературы: Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006. Устный опрос
Сознание и познание Представить в виде логической схемы структуру научного познания и основные этапы научных парадигм. Устный опрос
  Философская антропология Творческое эссе. «Парадоксальность феномена свободы личности». Устный опрос
  Социальная философия Конспект источника: Данилевский Н. Я. «Россия и Европа». М., 1991. Устный опрос
  Современный мир и будущее человечества Творческое эссе «Пути развития человечества» Устный опрос
  Всего:    

Тематика рефератов

1. Философия как отражение исторической эпохи, основные этапы в ее развитии.

2. Основные школы в древнеиндийской философии. (Джайнизм, буддизм и др.).

3. Основные школы в древнекитайской философии. (Даосизм, конфуцианство и др.).

4. Происхождение и особенности античной философии, космоцентризм древнегреческой философии.

5. «Отцы» философии: Пифагор, Гераклит, Платон. Основная проблематика их философии.

6. Линия материализма в древнегреческой философии (Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур).

7. Линия идеализма в древнегреческой философии (Пифагор, Сократ, Платон).

8. Философия дуализма Аристотеля. Основные идеи его философии.

9. Философия Платона. Основные идеи его философии.

10. Особенности эллинистической и римской философии (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).

11. Неоплатоническая философия Плотина, взаимоотношения философии и христианства в начале первого тысячелетия.

12. Своеобразие и особенности средневековой философии, ее теоцентрический характер (школы, представители).

13. Философия эпохи Возрождения. Ее своеобразие и особенности (школы и представители).

14. Диалектика чувственного и рационального в познании.

15. Проблема человека в философии. Природа, сущность и предназначение человека.

16. Понятие культуры. Духовная и материальная культура, их соотношение.

17. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Смысл жизни человека.

18. Социальная сущность сознания. Роль труда, общения, языка в формировании и развитии сознания.

19. Классическая немецкая философия. (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

20. Русская религиозная философия. Философия всеединства В. Соловьева.

21. Философия экзистенциализма Н. Бердяева.

22. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.

23. Философия Нового времени (17 – 18 вв.). Ее логоцентрический характер (Р. Декарт, Ф. Бекон, Д. Локк).

24. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки.

25. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и неподлинности человеческого существования.

26. Современная западная философия. Сциентизм и антропологизм.

27. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей, его структура.

28. Цивилизация как уникальное, своеобразное общество. (Типы цивилизаций).

29. Особенности российской цивилизации. Русские философы о России.

 

Список литературы

Базовый учебник:

Основная литература:

 

1. Алексеев П. В. Социальная философия. М., 2003

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. М.: ПБОЮЛ, 2001

4. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: ОНЕГА, 1994

5. Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов / авторский коллектив: Фролов И. Т., и др. – 2-е изд. М., 2002

6. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ; СПб: Университетская книга, 2000.

7. Иванов А. В., Миронов В. В. Онтология и теория познания: Учебник. – М., 2005

8. Ильин В. В. Аксиология. М., 2006

9. Ильин В.В. Теория познания. Введение. М.: Изд-во МГУ, 1993.

10. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 1999.

11. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

Дополнительная литература:

1. Ахутин А. В. Античные начала философии. СПб: Наука, 2007.

2. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

3. Ивин А. А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006.

4. Кантор К. М. История против прогресса. М., 1992.

5. Кессиди Ф. Х. Сократ. СПб: Алетейя, 2001.

6. Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М.: Логос, 2007.

7. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Акад. Проект, 2007.

8. Майнцер Клаус Сложносистемное мышление: материя, разум, человечество: новый синтез; под ред. и с предисл. Г. Г. Малинецкого; пер. с англ. А. В. Беркова. М.: URSS; Либроком, 2008.

9. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

10. Новиков А. С. Научные открытия: типы, структура, генезис. – М.: URSS: ЛКИ, 2007.

11. Ойзерман Т. И. Теория познания Канта. М., 1991.

12. Орлов С. В. История философии. СПб., Питер, 2007.

13. Рассел Б. История западной философии: в 3 т. М., 1993. – Т. 1–2.

14. Степанянц М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.

15. Сукач В. Г. Василий Васильевич Розанов: биографический очерк. – М.: Прогресс-Плеяда, 2008.

16. Томпсон М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2002.

17. Человек античности: идеалы и реальность / Сост. В. И. Исаева, И. Л. Маяк, – М., 1992.

18. Яковлев А. И. Материальность сознания. – Изд. 2-е, перераб., доп. М.: URSS; Либроком, 2009.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

  ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА
Проектор
Ноутбук
Экран на штативе
Доска интерактивная

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.012 с.)