Межрегиональный открытый социальный институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межрегиональный открытый социальный институт



Межрегиональный открытый социальный институт

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Учебно-методический комплекс

 

Йошкар-Ола, 2011 г.

 

УДК

ББК

П

 

 

Рецензенты:

1. Ошаев А.Н., кандидат исторических наук, доцент МарГУ

2. Обидина Ю.С., доктор философских наук, доцент МОСИ

 

 

Философия: учебно-методический комплекс/ Составитель В.Л. Маркин. - Йошкар-Ола: МОСИ, 2012.- 285 с.

 

Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предлагаемое пособие содержит учебно-тематический план, лекционный материал, задания для самостоятельной работы, темы семинарских занятий, примерные вопросы к зачету, глоссарий, список литературы. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» предназначен для специальности 030501 «Юриспруденция».

 

Содержание

 

Пояснительная записка………………………………………………………….4

1. ГОС ВПО по дисциплине «Политология»………………………………..…6

2. Учебно-методический план…………………..…………………….…..….....7

3. Содержание курса ……………………………………………………….…...8

3.1. Модуль 1. Методологические проблемы теории и истории политической науки ……………………………………………………………………………14

3.2. Лекционный материал к модулю I………………………………………..23

4 Семинарские занятия по модулю 1. …………………………………….…..54

4.1. Модуль 2. Политическая система общества………………………………………………………………………...74

4.2.Лекционный материал к модулю 2………………………………………..101

5. Семинарские занятия по модулю …………………………………………..114

5.1. Модуль 3. Политические процессы………………………………………129

5.2. Лекционный материал по модулю 3……………………………………...139

6. Семинарские занятия по модулю 3………………………………………....155

6.1. Модуль 4. Мировая политика……….…………………………………...162

6.1.Лекционный материал по модулю 4.…………………………………….166

7. Семинарские занятия по модулю 4………………………………………..173

9. Задания для итогового контроля…………………………………………..179

10. Ключи к вопросам…………………………………………………………190

11. Методические рекомендации к написанию рефератов………………….196

12. методические рекомендации по организации самостоятельной работы 198

13. Вопросы итогового контроля……………………………………………...200

14. Модули ответов……………………………………………………………201

15. Глоссарий…………………………………………………………………..244

16. Рекомендуемая литература………………………………………………..270

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы и уровню подготовки выпускника по специальностям 0300501 и 030900 «Юриспруденция»:

 

ГСЭ.Ф.09 Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.   108

 

Цели дисциплины

Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям;

Стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности;

Усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм;

Задачи дисциплины

Выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

Формирование способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;

Развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

Овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Место дисциплины в системе социогуманитарного образования

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Курс философии тесно связан с материалом курсов «Отечественная история», «Культурология» и «Логика».

Образовательный результат:

изучив дисциплину, студент должен

знать:

иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

уметь:

понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

 

обладать компетенциями:

владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ОК-9);

 

Распределение часов по дисциплине «Философия» (бакалавриат) (очная форма обучения)

Объем дисциплины и виды учебной работы
Общий объем дисциплины в часах  
Аудиторные занятия:  
Лекции  
Семинары, практические занятия  
Консультации  
Самостоятельная работа  
Форма контроля (зачет, экзамен) экзамен

Распределение часов по дисциплине «Философия» (бакалавриат) (заочная форма обучения)

Объем дисциплины и виды учебной работы
Общий объем дисциплины в часах  
Аудиторные занятия:  
Лекции  
Семинары, практические занятия  
Консультации  
Самостоятельная работа экзамен
Форма контроля (зачет, экзамен) зачет

Учебно-тематический план

по дисциплине «Философия» (бакалавриат)

Наименование тем Аудиторные занятия Сам. работа
Лекции Практические занятия
Модуль I. Введение в курс «Философия».
1.1 Философия ее предмет, структура, функции. Разнообразие картин мира.      
Модуль II. Исторические типы философии.
2.1 Философия Древнего мира      
2.2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения      
2.3. Философия Нового Времени и эпохи Просвещения.      
2.4. Немецкая философия XVIII – начала XX вв.      
2.5. Современная философия -    
2.6. Русская философия      
Модуль III. Теория философии
3.1 Учение о бытии      
3.2. Сознание и познание      
3.3. Философская антропология      
3.4. Социальная философия      
3.5. Современный мир и будущее человечества      
  Всего      
  Итоговый контроль     Экзамен

 

Распределение часов по дисциплине «Философия» (специалитет) (очная форма обучения)

Объем дисциплины и виды учебной работы
Общий объем дисциплины в часах  
Аудиторные занятия:  
Лекции  
Семинары, практические занятия  
Консультации  
Самостоятельная работа  
Форма контроля (зачет, экзамен) экзамен

Распределение часов по дисциплине «Философия» (специалитет) (заочная форма обучения)

Объем дисциплины и виды учебной работы
Общий объем дисциплины в часах  
Аудиторные занятия:  
Лекции  
Семинары, практические занятия  
Консультации  
Самостоятельная работа экзамен
Форма контроля (зачет, экзамен) зачет

 

Учебно-тематический план

по дисциплине «Философия» (специалитет)

Наименование тем Аудиторные занятия Сам. работа
Лекции Практические занятия
Модуль I. Введение в курс «Философия».
1.1 Философия ее предмет, структура, функции. Разнообразие картин мира.      
Модуль II. Исторические типы философии.
2.1 Философия Древнего мира      
2.2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения      
2.3. Философия Нового Времени и эпохи Просвещения      
2.4. Немецкая философия XVIII – начала XX вв.      
2.5. Современная философия      
2.6. Русская философия      
Модуль III. Теория философии
3.1 Учение о бытии      
3.2. Сознание и познание      
3.3. Философская антропология      
3.4. Социальная философия      
3.5. Современный мир и будущее человечества      
  Всего      
  Итоговый контроль     Экзамен

 

 

Программа дисциплины «Философия»

Тема 6. Русская философия

Русская философия: периодизация и своеобразие. Зарождение русской философской мысли. Русское просвещение (М. Ломоносов, А. Радищев). Русский материализм и религиозная философия XIX-начала XX века. Западники и славянофилы. Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого. Философские взгляды В. Соловьева и Н. Бердяева. Космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский). Философия «серебряного века» и русского зарубежья (П. Флоренский, Н. Булгаков, Н. Лосский, А. Лосев, И. Ильин).

Тема 1: Учение о бытии

Онтология – философское учение о бытии. Монистическая, дуалистическая и плюралистическая концепции бытия. Бытие и небытие. Бытие-возможность и бытие-действительность. Материальное, объективное идеальное и субъективное идеальное бытие. Самоорганизация бытия. Соотношение категорий «бытие», «материя», «субстанция». Материя, ее атрибуты и формы движения. Явление и сущность. Качество и количество. Пространство и время. Движение и развитие. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Религиозная, философская и научная картины мира.

Бытие и сознание. Сознание как философская проблема. Отражение и его уровни. Происхождение и сущность сознания. Сознание и язык. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное в философии.

Диалектика как метод познания, как учение о всеобщем единстве, взаимообусловленности и развитии. Исторические формы диалектики. Основные принципы диалектики. Движение и взаимодействие.

Метафизическая и диалектическая концепции развития. Прогресс и регресс в развитии. Закон как выражение устойчивых связей, отношений и взаимодействий в природе. Основные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Категории как философские понятия.

Лекционный курс

Разнообразие картин мира.

Разнообразие картин мира.

На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.

Типы мировоззрения:

Мифология является самой ранней формой духовной культуры людей, соответствующей стадии первобытного общества. Сущность мифа заключалась в переносе человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах.

Религия - благочестие, святыня, набожность, предмет культа. Появления религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов: 1) гносеология - теория познания, т.е. теоретико-познавательными причинами. 2) социальная 3) Психологическая. Религиозные идеи и представления помигают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях.

Наука – логически непротиворечивая система знаний человека, об объективных процессах природы и общества, дающая возможность привидения и преобразования действительности. Характерной чертой научного знания является его проверяемость.

Философия. Специфика философского знания проявляется в том философское знание является "предельно теоретическим" Это означает, что философия изучает мир, как единое целое (частные науки изучают отдельные фрагменты мира). Она стремится найти общие закономерности свойства у объектов различной структурной организации. Философия является теоретическим ядром мировоззрения.

Список литературы:

1. Ивин А. А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006.

2. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

4. Философия: хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. М., 2002.

5. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8. с. 113–123.

Творческие задания:

1. Составить сравнительную характеристику понимания предмета философии мыслителями разных эпох: от древнего мира до современности.

2. Творческое эссе на тему «Сочетание типов мировоззрения в каротине мира современного человека»

 

Философия Древнего Востока.

Эллинско-римская философия.

Философия Древнего Востока.

Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии.

Эллинско-римская философия.

Основная идея философской школы стоиков — освобождение от влияния внешнего мира. Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию, автаркии.

Сенека — римский философ I в. н.э., проповедовал: призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на собственном духовном состоянии; приветствовал покой и созерцание; верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом; считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: признание высшим мировым началом Бога; объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом; признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром; призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

Учение Эпикура выдвигает следующие положения: все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; окружающий мир познаваем; основным видом познания является чувственное познание; боги, возможно, существуют, но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; судьба человека зависит от него самого; душа человека смертна, как и тело; человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; счастье человека состоит в удовольствии; под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

Основные понятия и категории: брахман, атман, рита, пракрити, пуруши, сансара, мокша, дао, метемпсихоз, реинкарнация, апейрон, атом, закономерность, космоцентризм, материя, необходимость, первоматерия, первооснова, причинность, противоположность, случайность, сущее, форма, эйдос.

Список литературы:

1. Степанянц М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.

2. Томпсон М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2002.

3. Кессиди Ф. Х. Сократ. СПб: Алетейя, 2001.

4. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

 

5. Ахутин А. В. Античные начала философии. СПб: Наука, 2007.

6. Платон. Государство, Законы, Политик. М.: Мысль, 1998.

Тема 6. Русская философия.

План:

Русский космизм.

Тема 7. Учение о бытии

План:

Принципы диалектики

1. Принцип всеобщей связи.

2. Принцип развития. Диалектика считает, что развитие объективно, всеобще, необратимо, включает качественные изменения.

3. Принцип детерминизма – всеобщей причинной обусловленности явлений.

4. Принцип историзма подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность и неуничтожимость истории; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Законы диалектики

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений объясняет, когда происходит развитие.

3. Закон отрицания отрицания.

Категории диалектики

1. Сущность и явление

2. Единичное, особенное, общее

3. Причина и следствие

4. Случайность и необходимость

5. Возможность и действительность

Тема 8. Сознание и познание

План:

Социальный статус.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Негативные процессы НТР

Вытеснение большей части населения из активной сферы деятельности; расслоение человечества; несоответствие роста технических возможностей росту сознания людей; преобладание методов анализа над синтезом научных решений, и как следствие утеря научной интуиции человека; алгоритмизация жизни; передача управления людьми автоматике

Позитивные процессы НТР

Расширение горизонтов познания; глобальные сети и инфраструктура возможности духовного роста; гуманизация познания; независимость от внешних факторов

Спорные процессы

Искусственный интеллект; искусственная жизнь и клонирование; избыточные возможности; виртуальная реальность; информатизация и информационный взрыв.

Занятие 9. Учение о бытии

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие бытия в античной философии.

2. Проблемы бытия в экзистенциализме.

3. Материальное единство мира.

4. Современные представления о строении и свойствах материи.

Задание:

1. В чём различие между бытием и небытием? Привести примеры.

2. Объяснить сущность субстанциальной и реляционной концепций. Записать в тетради таблицу сходств и различий данных концепций.

Литература:

1. Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М.: Логос, 2007.

2. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. М., 1996.

4. Данильян О. Г., Тараненко В. М. Философия: учебник. М.: ЭКСМО, 2006.

5. Губин В. Д. Философия: учебник. М., 2010.

Тематика рефератов

1. Философия как отражение исторической эпохи, основные этапы в ее развитии.

2. Основные школы в древнеиндийской философии. (Джайнизм, буддизм и др.).

3. Основные школы в древнекитайской философии. (Даосизм, конфуцианство и др.).

4. Происхождение и особенности античной философии, космоцентризм древнегреческой философии.

5. «Отцы» философии: Пифагор, Гераклит, Платон. Основная проблематика их философии.

6. Линия материализма в древнегреческой философии (Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур).

7. Линия идеализма в древнегреческой философии (Пифагор, Сократ, Платон).

8. Философия дуализма Аристотеля. Основные идеи его философии.

9. Философия Платона. Основные идеи его философии.

10. Особенности эллинистической и римской философии (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).

11. Неоплатоническая философия Плотина, взаимоотношения философии и христианства в начале первого тысячелетия.

12. Своеобразие и особенности средневековой философии, ее теоцентрический характер (школы, представители).

13. Философия эпохи Возрождения. Ее своеобразие и особенности (школы и представители).

14. Диалектика чувственного и рационального в познании.

15. Проблема человека в философии. Природа, сущность и предназначение человека.

16. Понятие культуры. Духовная и материальная культура, их соотношение.

17. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Смысл жизни человека.

18. Социальная сущность сознания. Роль труда, общения, языка в формировании и развитии сознания.

19. Классическая немецкая философия. (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

20. Русская религиозная философия. Философия всеединства В. Соловьева.

21. Философия экзистенциализма Н. Бердяева.

22. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.

23. Философия Нового времени (17 – 18 вв.). Ее логоцентрический характер (Р. Декарт, Ф. Бекон, Д. Локк).

24. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки.

25. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и неподлинности человеческого существования.

26. Современная западная философия. Сциентизм и антропологизм.

27. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей, его структура.

28. Цивилизация как уникальное, своеобразное общество. (Типы цивилизаций).

29. Особенности российской цивилизации. Русские философы о России.

 

Список литературы

Базовый учебник:

Основная литература:

 

1. Алексеев П. В. Социальная философия. М., 2003

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. М.: ПБОЮЛ, 2001

4. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: ОНЕГА, 1994

5. Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов / авторский коллектив: Фролов И. Т., и др. – 2-е изд. М., 2002

6. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ; СПб: Университетская книга, 2000.

7. Иванов А. В., Миронов В. В. Онтология и теория познания: Учебник. – М., 2005

8. Ильин В. В. Аксиология. М., 2006

9. Ильин В.В. Теория познания. Введение. М.: Изд-во МГУ, 1993.

10. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 1999.

11. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

Дополнительная литература:

1. Ахутин А. В. Античные начала философии. СПб: Наука, 2007.

2. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

3. Ивин А. А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006.

4. Кантор К. М. История против прогресса. М., 1992.

5. Кессиди Ф. Х. Сократ. СПб: Алетейя, 2001.

6. Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М.: Логос, 2007.

7. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Акад. Проект, 2007.

8. Майнцер Клаус Сложносистемное мышление: материя, разум, человечество: новый синтез; под ред. и с предисл. Г. Г. Малинецкого; пер. с англ. А. В. Беркова. М.: URSS; Либроком, 2008.

9. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

10. Новиков А. С. Научные открытия: типы, структура, генезис. – М.: URSS: ЛКИ, 2007.

11. Ойзерман Т. И. Теория познания Канта. М., 1991.

12. Орлов С. В. История философии. СПб., Питер, 2007.

13. Рассел Б. История западной философии: в 3 т. М., 1993. – Т. 1–2.

14. Степанянц М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.

15. Сукач В. Г. Василий Васильевич Розанов: биографический очерк. – М.: Прогресс-Плеяда, 2008.

16. Томпсон М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2002.

17. Человек античности: идеалы и реальность / Сост. В. И. Исаева, И. Л. Маяк, – М., 1992.

18. Яковлев А. И. Материальность сознания. – Изд. 2-е, перераб., доп. М.: URSS; Либроком, 2009.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

  ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА
  Проектор
  Ноутбук
  Экран на штативе
  Доска интерактивная

 

Межрегиональный открытый социальный институт

 

ФИЛОСОФИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.162 (0.13 с.)