Тема 2. Методы институциональной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методы институциональной экономики



Вопросы и задания к практическому занятию

1.Какие экономические теории относят к социально-институциональ­ному направлению экономической мысли?

2.Какие термины используют в качестве синонима «информационной экономики»?

3.Назовите основные отличия информационной экономики и индустриальной экономики.

4.Опишите модель «институционального человека». В чем ее отличие от модели «экономического человека»?

5.Объясните смысл понятий «социализация», «гармонизация» и «слу­чайный выбор».

6.Опишите органический подход в институциональной экономике.

7.Изложите концепцию социального организма Г. Спенсера.

8.Изложите концепцию разделения труда Э. Дюркгейма.

9.Опишите индуктивный метод построения экономической теории. Как вы понимаете термин «эмпиризм»?

10.Объясните сущность междисциплинарного подхода в институцио­нальной экономике. Как вы понимаете термин «экономический империа­лизм»?

 

В результате выполнения и обсуждения практических заданий студенты приобретают следующие компетенции - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

 

 

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-1, ОК-4

1. Кто из психологов внес существенный вклад в развитие концепции «институционально­го человека» и получивший в 2002 г. Нобелевскую премию по экономике за применение психологической методики в экономической науке

а) Д. Канеман

б) Г. Беккер

в) Дж.Гэлбрейт

г) Р.Коуз

2. Среди институционалистов наиболее последовательным сторон­ником эмпирического подходабыл

а) У. Мит­челл

б)Дж. Коммонс

в) Т. Веблен

г)Дж.Гэлбрейт

3. Основоположник экономического империализма, получивший 1992 г. Но­белевскую премию по экономике за расширение сферы применения микроэкономического анализа

а)Р.Коуз

б) Г. Беккер

в) Э. Дюркгейм

г) Д. Канеман

4. К методам институциональной экономики не относятся

а) личностный подход

б) групповой подход

в) социометрический подход

г) индивидуалистский подход

5. Ин­дуктивный метод построения экономической теории

а) предпола­гает возможность существования универсальных законов, справедли­вых для любого общества и в любую эпоху

б) отвергает возможность существования универсальных законов

 

Тема 3. Предшественники институционалистов

Занятие проводится в интерактивной форме: презентации докладов с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.

Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме

Задачи:

· совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;

· развитие коммуникативных навыков;

· актуализация и визуализация изучаемого содержания на лекции.

Методика осуществления.

Студенты готовят презентации докладов на темы:

  1. Немецкая историческая школа
  2. Экономические идеи Фридриха Листа
  3. Экономические взгляды Вернера Зомбарта
  4. Экономические взгляды Макса Вебера
  5. Идеи К.Маркса

 

В результате обсуждения презентаций студенты приобретают следующие компетенции - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

 

Вопросы для проверки достижения компетенций: ОК-1, ОК-4; ПК-14.

.

1. Какова роль немецкой исторической школы и марксизма в становлении институционализма?

2. Что понимал Ф. Лист под терминами «космополитическая экономия» и «национальная экономия»?

3. Дайте определение понятия «производительные силы» (по Листу). На­зовите основные факторы производительных сил. Какова взаимосвязь произ­водительных сил страны с ее материальным богатством?

4. Назовите факторы благосостояния нации, выделенные Ф. Листом. В чем состоит отличие его трактовки благосостояния от трактовки классиче­ской школы?

5. Что понимал В. Зомбарт под термином «хозяйственный дух»? Какие типы хозяйственного духа он рассматривал?

6. В чем состоит источник капиталистического духа по Зомбарту: в регу­лирующей деятельности государства; в исторически сложившихся традициях; в уровне развития технологий производства; в наследственной предрасполо­женности? Выберите правильный ответ.

7. Охарактеризуйте предпринимательскую натуру и мещанскую натуру (по Зомбарту). Что понимал В. Зомбарт под «народом героев» и «народом тор­говцев»? Какие народы он относил к первому и второму типу?

8. М. Вебер отрицает возможность объективного экономического анали­за. Какие аргументы он приводит? В чем М. Вебер видит слабость классичес­кой политэкономии?

9. Назовите источник общественного развития по Марксу. Покажите внутреннее противоречие Марксовой теории общественного развития.

10.В чем состоит сущность «материалистического понимания истории» в марксизме?

11.Какие практические выводы делал К. Маркс из теории эксплуатации?

Тесты для проверки достижения компетенций: ОК-1, ОК-4; ПК-14.

1. Немецкая историчес­кая школа противопоставила тезису классиков о «невидимой руке»

а) концепцию невмешательства государства в экономику

б) концепцию рыночного саморегулирования

в) концепцию национальных интересов

2. В качестве главного источника капиталистического духа В.Зомбарт называет

а)социальный фактор

б)религиозный фактор

в) биологический, наследственный фактор

3. Вставьте пропущенное имя: «……исследует влияние религии, и прежде всего протестантиз­ма,на становление капиталистического духа».

а) В.Зомбарт

б)Ф.Лист

в)К.Маркс

г)М.Вебер

4. Маркс видит при­чину экономического развития в

а) свободной конкуренции и государ­ственном невмешательстве

б) моральных, духовных, культурных, правовых основах общественной жизни.

в) материальных основах производства, т.е. в производительных силах

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.007 с.)