Всероссийский заочный финансово0экономический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всероссийский заочный финансово0экономический институт



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО0ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

ДОЛГОСРОЧНАЯ И КРАТКОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

 

Методические указания

по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов VI курса (первое высшее образование) и V курса (второе высшее образование)

специальности 080105 «Финансы и кредит», специализация «Финансовый менеджмент»

 

Финансово0кредитный факультет

Кафедра финансового менеджмента

 

Москва 2009


3

 

Методические указания

По выполнению контрольной работы

 

В соответствии с учебным планом студенты VI курса (первое выс' шее образование) и V курса (второе высшее образование) специаль' ности 080105 «Финансы и кредит», специализация «Финансовый менеджмент» выполняют контрольную работу, включающую:

1) составление бюджета (задание 1) — для всех вариантов;

2) задание по одному из предложенных вариантов.

 

Начальная буква фамилии студента Вариант
Л, Ф, Д, В, Р, Ц, Е  
К, У, Э, О, Щ, Х, Б  
Ж, Н, М, И, Ю, З, Т  
А, С, Ш, Г, Ч, Я, П  

 

 

Задание 1

 

Разработайте операционный и финансовый бюджеты предприятия. Мебельная фабрика изготавливает столы и шкафы, используя для этого два вида материалов — ДСП и сосну. Столы изготавлива' ет цех № 1, шкафы — цех № 2. В следующем году предполагаемая цена реализации стола составит 300 руб., шкафа — 600 руб. Отдел маркетинга представил поквартальный прогноз сбыта на следую' щий год (табл. 1). Для упрощения задачи предположим, что НДС

не начисляется.


4

 


 

 

Бюджет продаж (руб.)


Таблица 1


 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
1. Запланированные продажи, ед.
1.1. Столы          
1.2. Шкафы         1 000
2. Отпускные цены (без НДС и акцизов), руб./ед.
2.1. Столы          
2.2. Шкафы          
3. Запланированные продажи, руб.
3.1. Столы 30 000 60 000 180 000
3.2. Шкафы 120 000 180 000 600 000
3.3. Итого продажи (без НДС и акцизов)   …   …   150 000   240 000   780 000

 

На основе анализа предыдущей деятельности установлено, что

70% запланированного объема продаж оплачивается в течение те' кущего периода (в том же квартале), а 30% — в следующем перио' де. Потери по безнадежным долгам отсутствуют (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Производственный бюджет в натуральных единицах


Таблица 3


 

Наименование / период (квартал) I II III IV Всего
1. Плановый объем продаж, ед.
1.1. Столы ... ... ... ... ...
1.2. Шкафы ... ... ... ... ...
2. Плановые остатки готовой продукции на конец периода, ед.
2.1. Столы ... ... ...   ...
2.2. Шкафы ... ... ...   ...
3. Остатки готовой продукции на начало периода, ед.
3.1. Столы   ... ... ... ...
3.2. Шкафы   ... ... ... ...
4. Объем выпуска готовой продукции, ед.
4.1. Столы ... ... ... ... ...
4.2. Шкафы ... ... ... ... ...

 

Расход материалов на единицу продукции представлен в табл. 4. Умножая количество единиц изделий, подлежащих изготовлению, на норму расхода сырья и материалов на единицу изделия, получим общую потребность в материалах (табл. 5).

В свою очередь, произведение полученной величины на сто' имость единицы материала (ДСП — 10 руб., сосна — 20 руб.) дает сумму прямых затрат на материалы.

 

 

Таблица 4

 

Бюджет прямых затрат на материалы


Таблица 5


 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
1. Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению, ед.
1.1. Столы ... ... ... ... ...
1.2. Шкафы ... ... ... ... ...
2. Потребности в материалах для производства готовой продукции, м
2.1. Столы          
ДСП         1 240
Сосна          
2.2. Шкафы          
ДСП         3 090
Сосна         2 060
2.3. Итого ДСП ... ... ... ... ...
2.4. Итого Сосна ... ... ... ... ...
3. Цена за 1 м, руб.
3.1. ДСП          
3.2. Сосна          
4. Прямые затраты на материалы, руб.
4.1. Столы          
ДСП 2 800 3 600 2 400 3 600 12 400
Сосна 2 800 3 600 2 400 3 600 12 400
Итого материалы по столам ... ... ... ... ...
4.2. Шкафы          
ДСП 7 800 8 400 6 600 8 100 30 900
Сосна 10 400 11 200 8 800 10 800 41 200
Итого материалы по шкафам ... ... ... ... ...
4.3. Всего материалы ... ... ... ... ...

 

Запасы материалов на конец периода составляют 20% потребно' сти в материалах следующего месяца. Запас материалов на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода. Необходи' мый запас на конец IV квартала определен в следующем объеме: ДСП — 212 м, сосна — 132 м (табл. 6).


7

 


 

 

Бюджет закупок материалов

(в натуральном и стоимостном выражении)


Таблица 6


 

Наименование / период (квартал) I II III IV Всего
I. Закупки материалов (в натуральном выражении)
1. Потребности в материалах для производства готовой продукции, м
1.1. ДСП ... ... ... ... ...
1.2. Сосна ... ... ... ... ...
2. Запас материалов на конец периода, м
2.1. ДСП ... ... ...   ...
2.2. Сосна ... ... ...   ...
3. Запас материалов на начало периода, м
3.1. ДСП   ... ... ... ...
3.2. Сосна   ... ... ... ...
4. Объем закупок материалов, м
4.1. ДСП ... ... ... ... ...
4.2. Сосна ... ... ... ... ...
II. Закупки материалов (в стоимостном выражении)
5. Прямые затраты на материалы, руб.
5.1. ДСП ... ... ... ... ...
5.2. Сосна ... ... ... ... ...
5.3. Всего ... ... ... ... ...
6. Запас материалов на конец периода, руб.
6.1. ДСП ... ... ... ... ...
6.2. Сосна ... ... ... ... ...
6.3. Всего 5 360 4 040 5 220 4 760 19 380
7. Запас материалов на начало периода, руб.     ...   ...   ...   ...
8. Сумма затрат на закупку материалов, руб.   ...   ...   ...   ...   ...
                 

 

 

Все платежи будут осуществляться по принципу: 50% приобре' тенных материалов оплачиваются в текущем периоде, 50% — в сле' дующем периоде (табл. 7).


8

 


 

 

Таблица 7


 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
1. Остаток кредиторской задолженности за материалы на начало периода         ...     ...     ...    
2. Выплаты по прямым закупкам материалов каждого месяца          
1-й ... ...     ...
2-й   ... ...   ...
3-й     ... ... ...
4-й       ... ...
3. Итого денежных выплат 14 580 27 320 23 430 23 510 88 840
4. Кредиторская задолженность на конец периода   ...   ...   ...   ...   ...

 

Предположим, что для изготовления одного стола требуется 5 человеко'часов, для изготовления одного шкафа — 10 человеко' часов. Стоимость 1 человеко'часа составляет 20 руб. (табл. 8). Для упрощения будем также полагать, что задолженность по заработной плате отсутствует, заработная плата выплачивается в периоде на' числения, ЕСН на заработную плату не начисляется.


 

 

Таблица 8


 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
1. Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению, ед.
1.1. Столы ... ... ... ... ...
1.2. Шкафы ... ... ... ... ...
2. Общие затраты рабочего времени, ч
2.1. Столы         3 100
2.2. Шкафы 2 600 2 800 2 200 2 700 10 300
2.3. Итого 3 300 3 700 2 800 3 600 13 400
3. Почасовая ставка, руб.          
4. Прямые затраты на оплату труда, руб.
4.1. Столы ... ... 12 000 18 000 62 000
4.2. Шкафы ... ... 44 000 54 000 206 000
4.3. Итого ... ... 56 000 72 000 268 000

9

 

Бюджет общепроизводственных расходов составлен исходя из планируемого фонда времени труда основных производственных рабочих (табл. 9). Переменная часть расходов по каждому цеху рас' считывается исходя из ставок начисления за каждый час использо' вания труда основных производственных рабочих. В связи с вводом в эксплуатацию оборудования в I квартале (см. табл. 17 «Инвести' ционный бюджет») начисляются амортизационные отчисления в цехах № 1 и № 2. Для упрощения задачи будем полагать, что опла' та общепроизводственных расходов осуществляется в периоде на' числения и ЕСН на заработную плату не начисляется.

 

 


 

 

Таблица 9


 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
Цех № 1
1. Запланированные прямые затраты труда, ч   ...   ...   ...   ...   ...
2. Переменные накладные расходы, руб.   ...   ...   12 000   18 000   62 000
В том числе: 2.1. Вспомогательные материалы (ставка – 1 руб./ч)                     3 100
2.2. Заработная плата вспомогательных рабочих (ставка — 10 руб./ч)     7 000     9 000         9 000     31 000
2.3. Ремонт (ставка – 5 руб./ч) 3 500 4 500 3 000 4 500 15 500
2.4. Двигательная электроэнер- гия (ставка – 4 руб./ч)   2 800   3 600   2 400   3 600   12 400
3. Постоянные накладные расходы, руб.   1 300   1 500   1 500   1 500   5 800
В том числе: 3.1. Амортизационные отчисления оборудования цеха                     2 200
3.2. Страхование имущества          
3.3. Заработная плата контролеров, мастеров, начальников цехов                     1 200
3.4. Электроэнергия на освещение           1 200

10

 

Продолжение таблицы 9

 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
3.5. Ремонт цеха          
4. Итого накладные расходы начисленные (цех № 1), руб.   ...   ...   13 500   19 500   67 800
5. Итого ставка накладных расходов по цеху № 1, руб./ч   ...   ...   22,50   21,67  
Цех № 2
1. Запланированные прямые затраты труда, ч   ...   ...   ...   ...   ...
2. Переменные накладные расходы, руб.   ...   ...   44 000   54 000   206 000
В том числе: 2.1. Вспомогательные материалы (ставка 1 – руб./ч)     2 600     2 800     2 200     2 700     10 300
2.2. Заработная плата вспомогательных рабочих (ставка – 10 руб./ч)     26 000     28 000     22 000     27 000     103 000
2.3. Ремонт (ставка – 5 руб./ч) 13 000 14 000 11 000 13 500 51 500
2.4. Двигательная электроэнергия (ставка – 4 руб./ч)     10 400     11 200     8 800     10 800     41 200
3. Постоянные накладные расходы, руб.   2 700   3 100   3 100   3 100   12 000
В том числе: 3.1. Амортизационные отчис- ления оборудования цеха     ...     ...     ...     ...     ...
3.2. Страхование имущества         3 200
3.3. Заработная плата контролеров, мастеров, начальников цехов                     2 400
3.4. Электроэнергия на освещение           1 200
3.5. Ремонт цеха          
4. Итого накладные расходы начисленные (цех № 2), руб.   ...   ...   47 100   57 100   218 000
5. Итого ставка накладных расходов по цеху № 2, руб./ч   ...   ...   21,41   21,15  
В целом по предприятию (руб.)
1. Переменные накладные расходы   ...   ...   56 000   72 000   268 000

11

 

Окончание таблицы 9

 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
2. Постоянные накладные расходы   ...   ...   4 600   4 600   17 800
3. Итого накладные расходы начисленные   ...   ...   60 600   76 600   285 800
4. Итого выплата денежных средств*   ...   ...   58 800   74 800   279 200
* Амортизация не вызывает реального оттока денежных средств, поэтому вы- читается из общего объема общепроизводственных расходов.

 

В соответствии с учетной политикой рассматриваемого предпри' ятия применяется метод учета и калькулирования полной производ' ственной себестоимости, то есть в себестоимость готовой продукции включаются как прямые, так и накладные расходы (табл. 10).

 

Таблица 10

 

Таблица 11


 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
1. Запасы готовой продукции, ед.          
1.1. Столы   ... ... ...  
1.2. Шкафы   ... ... ...  
2. Стоимость единицы, руб.          
2.1. Столы ... ... ... ...  
2.2. Шкафы ... ... ... ...  
3. Запас готовой продукции, руб.*          
3.1. Столы 9 971 4 967 10 100 4 967  
3.2. Шкафы 28 823 19 243 29 045 14 444  
3.3. Итого 38 795 24 210 ... ...  
4. Запас материалов, м          
4.1. ДСП   ... ... ...  
4.2. Сосна   ... ... ...  
5. Стоимость единицы, руб.          
5.1. ДСП          
5.2. Сосна          
6. Запас материалов, руб.          
6.1. ДСП 2 400 ... ... ...  
6.2. Сосна 2 960 ... ... ...  
6.3. Итого 5 360 ... ... ...  
* Результаты расчета в Excel округлены до целых.

 

Данные о себестоимости реализованной продукции представле' ны в табл. 12.


13

 


 

 

Таблица 12


 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
1. Запасы готовой продукции на начало периода     38 795   ...   ...   102 149
2. Прямые затраты на материалы   23 800   26 800   20 200   26 100   96 900
3. Прямые затраты на оплату труда   66 000   74 000   56 000   72 000   268 000
4. Общепроизводственные расходы   70 000   78 600   60 600   76 600   285 800
5. Себестоимость произведенной продукции   ...   ...   ...   ...   ...
6. Запасы готовой продукции на конец периода   38 795   24 210   ...   ...   121 561
7. Себестоимость реализованной продукции   ...   ...   ...   ...   ...

 

Разработаем бюджет коммерческих расходов исходя из следую' щей информации. Ставки переменных затрат на 1 рубль продаж за период составляют: премиальные выплаты — 1,5%, комиссионные торговым агентам — 1,5%. Затраты на рекламу за период — 400 руб.; заработная плата персоналу — 1000 руб. (табл. 13). Для упрощения задачи предположим, что оплата коммерческих расходов осуществ' ляется в периоде начисления, ЕСН на заработную плату не начис' ляется.

 


 

 

Таблица 13


 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
1. Запланированные продажи, руб. ... ... ... ... ...
2. Ставки переменных коммерческих расходов на рубль продаж, %          
2.1. Премиальные 1,5 1,5 1,5 1,5  
2.2. Комиссионные торговым агентам   1,5   1,5   1,5   1,5  

14

 

Окончание таблицы 13

 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
2.3. Итого переменные коммерческие расходы, руб.   ...   ...   ...   ...   ...
3. Планируемые постоянные коммерческие расходы, в том числе:     ...     ...     ...     ...     ...
3.1. Реклама и продвижение товара         1 600
3.2. Заработная плата сбытового персонала (оклад)   1 000   1 000   1 000   1 000   4 000
4. Итого коммерческие расходы начисленные   ...   ...   ...   ...   ...
5. К выплате по коммерческим расходам   5 900   8 600   5 900   8 600   29 000

 

В сумму выплат денежных средств по управленческим расходам не включены амортизационные отчисления (табл. 14). Все управ' ленческие расходы оплачиваются в том периоде, в котором они были осуществлены. ЕСН на заработную плату не начисляется.

 


 

 

Таблица 14


 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
1. Заработная плата управленческого и прочего общезаводского персонала     3 000     3 000     3 000     3 000     12 000
2. Амортизация          
3. Командировочные расходы          
4. Аренда         1 200
5. Канцелярские расходы          
6. Налоги, относимые на расходы (имущество)           3 060
7. Связь          
8. Прочие         1 600
9. Итого управленческие расходы начисленные   5 129   5 137   5 094   5 051   20 410
10. Итого управленческие расходы уплаченные   ...   ...   4 944   4 901   19 860

15

 

Покупка оборудования (см. табл. 17 «Инвестиционный бюджет») в первом месяце I квартала финансируется за счет кредита в разме' ре 100 тыс. руб., который будет погашаться начиная со второго квар' тала по 12 тыс. руб. ежеквартально (проценты по кредиту начисляют' ся по простой ставке 12% годовых на остаток задолженности).

Сводный бюджет доходов и расходов представлен в табл. 15, рас' чет процентов по кредиту — в табл. 16.

 

Таблица 15

Окончание таблицы 15

 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
4. Отложенные активы          
5. Отложенные налоговые обя- зательства          
6. Налог на прибыль (ставка – 20%)   ....   ...   2 924   5 951   17 748
7. Чистая прибыль ... ... 11 698 23 804 ...
8. Дивиденды          
9. Нераспределенная прибыль за период (стр. 7 – стр. 8)   ...   ...   11 698   23 804   70 993
10. Нераспределенная прибыль нарастающим итогом с начала года     ...     ...     ...     ...  

 

 


 

 

Расчет процентов по кредиту


Таблица 16


 

  Наименование / период (месяц)   1-й   2-й   3-й   Всего I квартал
Остаток кредита на начало периода   100 000   100 000   100 000   100 000
Начисленные проценты (12% годовых)   1 000   1 000   1 000   3 000
Погашение основной суммы кредита        
Остаток кредита на конец периода   100 000   100 000   100 000   100 000
  Наименование / период (месяц)   1-й   2-й   3-й   Всего II квартал
Остаток кредита на начало периода   100 000   96 000   92 000   100 000
Начисленные проценты (12% годовых)   1 000       2 880
Погашение основной суммы кредита   4 000   4 000   4 000   12 000
Остаток кредита на конец периода   96 000   92 000   88 000   88 000

17

 

Окончание таблицы 16

 

  Наименование / период (месяц)   1-й   2-й   3-й   Всего III квартал
Остаток кредита на начало периода   88 000   84 000   80 000   88 000
Начисленные проценты (12% годовых)         2 520
Погашение основной суммы кредита   4 000   4 000   4 000   12 000
Остаток кредита на конец периода   84 000   80 000   76 000   76 000
  Наименование / период (месяц)   1-й   2-й   3-й   Всего IV квартал
Остаток кредита на начало периода   76 000   72 000   68 000   76 000
Начисленные проценты (12% годовых)         2 160
Погашение основной суммы кредита   4 000   4 000   4 000   12 000
Остаток кредита на конец периода   72 000   68 000   64 000   64 000

 

 

Предприятие планирует в первом месяце I квартала приобрести:

ƒ производственное оборудование для цеха № 1 стоимостью 12

тыс. руб.;

ƒ производственное оборудование для цеха № 2 стоимостью 24

тыс. руб.;

ƒ офисное оборудование стоимостью 3 тыс. руб.

Приобретенное оборудование вводится в эксплуатацию в перио' де приобретения. Начисление амортизационных отчислений начи' нается 1'го числа месяца, следующего за месяцем приобретения оборудования. Амортизация основных средств начисляется линей' ным способом.

Инвестиционный бюджет представлен в табл. 17.


18

 


 

 

Таблица 17


 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
I. Приобретение внеоборотных активов (без НДС)
1. Оборудование А (для цеха № 1)
1.1. Балансовая стоимость   12 000   12 000   12 000   12 000   12 000
1.2. Амортизационные отчисления (срок использования – 5 лет)     ...     ...     ...     ...     ...
1.3. Остаточная стоимость   ...   ...   ...   ...   ...
2. Оборудование В (для цеха № 2)
2.1. Балансовая стоимость   24 000   24 000   24 000   24 000   24 000
2.2. Амортизационные отчисления (срок использования – 5 лет)         1 200     1 200     1 200     4 400
2.3. Остаточная стоимость   23 200   22 000   20 800   19 600   19 600
3. Оборудование С (для офиса)
3.1. Балансовая стоимость   3 000   3 000   3 000   3 000   3 000
3.2. Амортизационные отчисления (срок использования – 5 лет)                    
3.3. Остаточная стоимость   2 900   2 750   2 600   2 450   2 450
4. Итого приобретение внеоборотных активов и СМР
4.1. Балансовая стоимость   ...   ...   39 000   39 000   39 000
4.2. Амортизационные отчисления   ...   ...   1 950   1 950   7 150
4.3. Остаточная стоимость   ...   ...     31 850   318 500
II. Реализация внеоборотных активов (без НДС)                    

19

 

Разработаем бюджет движения денежных средств (табл. 18), ис' ходя из следующих условий:

1. Остаток денежных средств на начало периода планирования равен 0.

2. Покупка оборудования в первом месяце I квартала финансиру' ется за счет кредита в размере 100 тыс. руб., который будет пога' шаться начиная со II квартала по 12 тыс. руб. ежеквартально (про' центы по кредиту начисляются по простой ставке 12% годовых и выплачиваются в том же периоде).

3. Оборудование А, В и С (см. табл. 17 «Инвестиционный бюд' жет») оплачивается в периоде приобретения.

4. Уставный капитал формируется в I квартале в размере 10 тыс. руб.

 

Таблица 18

Окончание таблицы 18

 

Наименование / период (квартал)   I   II   III   IV   Всего
Раздел I. Операционная деятельность
3.1. Оплата сырья и материалов ... ... 23 430 23 510 88 840
3.2. Прямая заработная плата ... ... 56 000 72 000 268 000
3.3. Общепроизводственные расходы   ...   ...   58 800   74 800   279 200
3.4. Коммерческие расходы ... ... 5 900 8 600 29 000
3.5. Управленческие расходы ... ... 4 944 4 901 19 860
3.6. Уплата налогов (на прибыль) 2 993 ... 2 924 5 951 17 748
3.7. Уплата процентов 3 000 ... 2 520 2 160 10 560
3.8. Итого по разделу I 166 302 ... 154 518 191 922 713 208
Раздел II. Инвестиционная деятельность
3.9. Приобретение внеоборотных активов   ...         ...
3.10. Долгосрочные финансовые вложения          
3.15. Итого по разделу II ...       ...
Раздел III. Финансовая деятельность
3.11. Погашение кредитов   ... 12 000 12 000 36 000
3.12. Краткосрочные финансовые вложения          
3.13. Выплата дивидендов          
3.14. Итого по разделу III   ... 12 000 12 000 36 000
3.15. Итого отток (разд. I + II + III) ... ... 166 518 203 922 788 208
4. Остаток Cash на конец пе- риода   ...   ...   20 713   29 792   29 792
Справочно:          
5. Сальдо по операционной дея- тельности          
6. Сальдо по инвестиционной деятельности          
7. Сальдо по финансовой дея- тельности          
8. Изменение Cash          
9. Свободный денежный поток (FCF)          

21

 

Разработаем прогноз баланса (табл. 19) исходя из следующих условий: уставный капитал сформирован в I квартале (10 тыс. руб.) и не изменяется в течение года.

 


 

 

Прогноз баланса (руб.)


Таблица 19


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.131 с.)