Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11. Энергосбережение в Республике Беларусь



Краткий анализ нового законодательства

В области энергосбережения

В современном мире условием сохранения и развития цивилизации на земле стало обеспечение человечества достаточным количеством топлива и энергии при все возрастающих материальных и духовных потребностях людей, сложности экологических проблем. Ограниченность запасов традиционных топливно-энергетических ресурсов заставило обратиться к энергосбережению как к одному из основных элементов современной концепции развития мировой энергетики.

Энергосбережение означает переход к энерго-эффективным технологи­ям во всех отраслях экономики, включая топливно-энергетический комплекс и, прежде всего, энергоемкие отрасли, а также коммунально-бытовой сектор. Энергосбережение является рациональным энергопользованием во всех звеньях преобразования энергии -- от добычи первичных энергоресурсов до потребления всех видов энергии конечными пользователями.Проблемы энергосбережения актуальны и решаются во всех странах. Но при общем содержании конкретные способы и пути решения диктуются национальными, социально-экономическими особенностями и условиями каждой страны.

В Республике Беларусь, одной из первых бывших республик Советского Союза, была осознана необходимость энергосбережения, что было возведено в ранг государственной политики. Для разработки комплексной системы энергосбережения при государственной поддержке были задействованы лучшие силы инженерно-технического потенциала, учтены зарубежный опыт и местные усло­вия, а также найдены действенные социально-экономические и психологические рычаги и стимулы рационального расходования энергоресурсов как на предпри­ятиях, учреждениях, так и на бытовом уровне.

В обозримой перспективе не ожидается кардинальных изменений в способах получения и преобразования энергии. Рост энергопотребления в основном будет удовлетворяться за счет традиционных энергоисточников. По-прежнему будет сжигаться органическое топливо: нефть, газ, уголь, древесина, использо­ваться ядерное топливо, что оказывает свое отрицательное воздействие на эко­логическое состояние окружающей природной среды. Поэтому экология предъявляет жесткие требования к темпам развития традиционной энергетики. В этих условиях единственный путь развития человечества - это гармоничное сочета­ние его экологических и материальных потребностей, стремления сохранить ок­ружающую среду для будущих поколений и желания получить сегодня все блага промышленной цивилизации. Основой такой гармонии является в настоящее время рациональное энергообеспечение общественного развития на основе со­поставления принятых обществом показателей качества жизни и экологических издержек, неизбежных при достижении этих целей.

Как известно, Республика Беларусь относится к числу государств, которые не­достаточно обеспечены собственными топливно-энергетическими ресурсами. Поэтому республика вынуждена импортировать 85% потребляемых энергоресурсов. Наши белорусские ученые подсчитали, что без существенных капиталовло­жений в настоящее время можно экономить до 30-40% используемых ресурсов. Говоря другими словами, это равнозначно производству дополнительно около 40% топливно-энергетических ресурсов. В настоящее время на каждый доллар произведенной продукции в Беларусии расходуется 1,4 кг. условного топлива, в странах Европейского экономического сообщества 0,8 кг. Кроме того, внедрение внутрен­них энергоэффективных технологий позволят резко поднять качество выпускае­мой продукции, снизить энергетическую составляющую ее себестоимости, что будет содействовать конкурентоспособности белорусской продукции на миро­вом рынке. Поэтому энергосбережение является одним из кардинальных усло­вий становления Беларуси как независимого индустриального и аграрно разви­того государства.

Несколько слов о правовом регулировании энергосбережения. Напомним, что под правовым регулированием понимается процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм.

Правовую основу государственной политики энергосбережения и решения всех проблем в области эффективного использования энергии образуют, прежде всего, закон «Об энергосбережении», республиканские, отраслевые и ре­гиональные программы энергосбережения, а также указы Президента, постанов­ления Совета Министров Республики Беларусь и других правительственных ор­ганов по конкретным вопросам координации энергосберегающей политики.

Рассмотрим более подробно закон «Об энергосбережении». Он был принят Палатой Представителей и вступил в силу в 1998 году. Этим законом регулируются отношения возникающие в процессе деятельности юридических и фи­зических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности ис­пользования топливно-энергетических ресурсов, и определяются правовые основы этих отношений.

Закон устанавливает энергосбережение в качестве приоритета государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.

Подробно говорить о структуре данного закона мы не будем, но прокомментируем некоторые его положения. Согласно закона пользователями топлив­но-энергетических ресурсов являются субъекты хозяйствования независимо от форм собственности зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц или предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заклю­чать хозяйственные договоры, и граждане пользующиеся топливно-энергетическими ресурсами.

Субъекты хозяйственной деятельности для которой любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в Республике Беларусь, являются товарной продукцией, согласно закона называются производителями топливно-энергетических ресурсов. Две вышеназванные категории лиц являются субъек­тами отношений в сфере энергосбережения.

Рассмотрим основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения. Ими являются:

■ осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, а также разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и ре­гиональных программ энергосбережения и их финансирование;

■ приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемко­сти материального производства, сферы услуг и быта;

■ создание системы финансово-экономических механизмов, обес­печивающих экономическую заинтересованность производителей и пользовате­лей в эффективном использовании топливноэнергетических ресурсов, вовлече­нии в топливно-энергетических баланс нетрадиционных и возобновляемых ис­точников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие ме­роприятия;

■ принцип повышения уровня самообеспе­чения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;

■ принцип осуществления государственной экспертизы энер­гетической эффективности проектных решений;

■ создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресур­сов, а также реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

■ принцип информационного обес­печения деятельности по энергосбережению и пропаганде передового отечест­венного и зарубежного опыта в энергосберегающей области;

■ обучение производствен­ного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;

■ создание экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергоснабжения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.79 (0.005 с.)