ТОП 10:

Феодализм. Становление. Этапы эволюции



 

Феодализм – это общественно-экономический строй, основу которого составляет частная собственность на землю и эксплуатация лично зависимых производителей (крестьян) земельными собственниками (феодалами). Характерной чертой феодального способа производства является господство натурального хозяйства.

Феодализм в России прошел в своем развитии пять этапов:

1. VI–VIII вв. – разложение первобытного строя и зарождение феодализма.

2. IX–XI вв. – раннее феодальное общество.

3. XII–XV вв. – период феодальной раздробленности.

4. XVI – 1-я пол. XVIII в. – поздний феодализм.

5. 2-я пол. XVIII в. – середина XIX в. – кризис феодального способа развития.

Основной общественной ячейкой землевладельческого населения продолжала оставаться сельская община – ветвь. С развитием феодализма появляются новые формы зависимости между населением и землевладением – закуп (отдать проценты в конце сезона).

Наряду с феодальными отношениями действовало патриархальное рабство, которое представляло собой начальную форму рабства. Рабы на данной стадии являются пусть и бесправными, но членами патриархальной семьи (они чаще всего слуги, выполнявшие самые тяжелые работы, численность их сравнительно невелика)....

Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или барской усадьбы и зависимых от нее общин-ветвей. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. самим феодалом и его хозяйством? хозяйством самого феодала?

 

Киевская Русь (IХ–ХII века)

Завоевание русскими князьями славянских племен и подчинение их новому политическому центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882–912 гг.) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912–945 гг.) подчинил своей власти уличей и тиверцев. Святослав (965–972 гг.) и Владимир (980–1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими булгарами (булгарами?).

Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907 г.) и Игоря (941–944 гг.) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971 г.) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX–X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Важное значение имело принятие в 988 г. христианства в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, чем было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением Владимира закончился период становления Киевской Руси.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли – князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь – эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов – свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в IX–XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.

Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы.

Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113–1125 гг.) и его сына Мстислава (1125–1132 гг.) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом.

Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей обострили классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале (1024 г.), Киеве (1068 и 1113 гг.), Ростово-Суздальском княжестве (1071 г.).

Внешние отношения X – начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами.

 

Культура Киевской Руси

Особенность культуры Киевской Руси определяется тем, что она представляла собой синтез славянской языческой культуры с византийской христианской. Взаимопроникновение этих несхожих культурных слоев определило своеобразие культуры Киевской Руси, входившей в рамки христианской цивилизации средневековой Европы. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании, народность, цельность и простота в искусстве, изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре, мягкость, жизнелюбие в живописи, постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой его ощущение сопричастности всему человечеству, переживание за людей, за их боль и несчастья.

Мощнейшим толчком к развитию культурных контактов со временем (между поколениями) и в пространстве (между странами) стало появление в Х в. письменности, разработанной для славян Кириллом и Мефодием (конец IX – начало Х вв.). О высоком уровне грамотности населения Руси свидетельствуют сотни берестяных грамот обнаруженных при раскопках в Новгороде.

К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские рукописные книги – «Изборники» (Изборники?) 1073 и 1076 гг.

В XI в. возникает древнерусская литература. Гимн русской земле звучит в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона. Древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет» была написана к 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Об успехах древнерусского ремесла свидетельствует распространение за пределами Руси изделий русских мастеров – мечей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.005 с.)