Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феодализм. Становление. Этапы эволюции↑ Стр 1 из 30Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Феодализм – это общественно-экономический строй, основу которого составляет частная собственность на землю и эксплуатация лично зависимых производителей (крестьян) земельными собственниками (феодалами). Характерной чертой феодального способа производства является господство натурального хозяйства. Феодализм в России прошел в своем развитии пять этапов: 1. VI–VIII вв. – разложение первобытного строя и зарождение феодализма. 2. IX–XI вв. – раннее феодальное общество. 3. XII–XV вв. – период феодальной раздробленности. 4. XVI – 1-я пол. XVIII в. – поздний феодализм. 5. 2-я пол. XVIII в. – середина XIX в. – кризис феодального способа развития. Основной общественной ячейкой землевладельческого населения продолжала оставаться сельская община – ветвь. С развитием феодализма появляются новые формы зависимости между населением и землевладением – закуп (отдать проценты в конце сезона). Наряду с феодальными отношениями действовало патриархальное рабство, которое представляло собой начальную форму рабства. Рабы на данной стадии являются пусть и бесправными, но членами патриархальной семьи (они чаще всего слуги, выполнявшие самые тяжелые работы, численность их сравнительно невелика).... Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или барской усадьбы и зависимых от нее общин-ветвей. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. самим феодалом и его хозяйством? хозяйством самого феодала?
Киевская Русь (IХ–ХII века) Завоевание русскими князьями славянских племен и подчинение их новому политическому центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882–912 гг.) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912–945 гг.) подчинил своей власти уличей и тиверцев. Святослав (965–972 гг.) и Владимир (980–1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими булгарами (булгарами?). Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907 г.) и Игоря (941–944 гг.) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971 г.) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX–X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Важное значение имело принятие в 988 г. христианства в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, чем было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением Владимира закончился период становления Киевской Руси. Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли – князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь – эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов – свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в IX–XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента. Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113–1125 гг.) и его сына Мстислава (1125–1132 гг.) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом. Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей обострили классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале (1024 г.), Киеве (1068 и 1113 гг.), Ростово-Суздальском княжестве (1071 г.). Внешние отношения X – начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами.
Культура Киевской Руси Особенность культуры Киевской Руси определяется тем, что она представляла собой синтез славянской языческой культуры с византийской христианской. Взаимопроникновение этих несхожих культурных слоев определило своеобразие культуры Киевской Руси, входившей в рамки христианской цивилизации средневековой Европы. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании, народность, цельность и простота в искусстве, изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре, мягкость, жизнелюбие в живописи, постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой его ощущение сопричастности всему человечеству, переживание за людей, за их боль и несчастья. Мощнейшим толчком к развитию культурных контактов со временем (между поколениями) и в пространстве (между странами) стало появление в Х в. письменности, разработанной для славян Кириллом и Мефодием (конец IX – начало Х вв.). О высоком уровне грамотности населения Руси свидетельствуют сотни берестяных грамот обнаруженных при раскопках в Новгороде. К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские рукописные книги – «Изборники» (Изборники?) 1073 и 1076 гг. В XI в. возникает древнерусская литература. Гимн русской земле звучит в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона. Древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет» была написана к 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Об успехах древнерусского ремесла свидетельствует распространение за пределами Руси изделий русских мастеров – мечей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.011 с.) |