Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура России в Первой половине XIX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Необычайный подъем русской культуры в 1-й пол. XIX в. позволил назвать это время «Золотым веком». Проникновение капиталистических отношений в экономику усилило потребность в образованных людях. Существенное влияние на искусство оказала Отечественная война 1812 г. В начале XIX в. уровень образованности общества был невысок. Поэтому просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. В правление Александра I создавалась система государственного образования: одногодичные приходские школы; трехклассные уездные училища; семиклассные гимназии. Развивалось и высшее образование. В начале XIX в. был основан целый ряд университетов: Казанский, Харьковский, Петербургский. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Строительный в Москве и др. Увеличилось число гимназий и лицеев. Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Основывается ряд научных обществ – Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Математик Н. И. Лобачевский создал теорию «неевклидовой геометрии». Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы. Академик В. В. Петров положил начало практическому применению электричества. Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Больших успехов в медицине достиг хирург Н. И. Пирогов: впервые начал делать операции под эфирным наркозом. Мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803–1806 гг.), а Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду. Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В конце 40-х гг. начал свои исследования историк С. М. Соловьев, создавший 29-томную «Историю России с древнейших времен». Распространению знаний способствовало издание книг, журналов, газет. Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека. Именно расцвет литературы позволил определить 1-ю пол. XIX в. как «Золотой век» русской культуры. В Начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главным представителем русского сентиментализма был писатель (и историк) Н. М. Карамзин. Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Они призывали к служению Родине и борьбе за свободу. Во 2-й четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм – стремление правдиво отображать действительность. Основоположником реализма стал А. С. Пушкин (роман «Евгений Онегин»). В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева отчетливо проявились черты реализма. Смена стилей и направлений происходила и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, ярким представителем которого был О. А. Кипренский. В русской живописи становится популярен бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов, изображавший картины из быта крестьян. Картины П. А. Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора») отличались реализмом и носили сатирический характер. Особенно поразили современников полотна К. П. Брюлова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу». Влияние реализма складывалось и в музыке. Особое место в истории русского музыкального искусства занимает композитор М. И. Глинка. Он писал оперы («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), романсы, этюды, хоры. М. И. Глинка был родоначальником классической музыки. Крупным представителем реализма был А. С. Даргомыжский (оперы «Русалка», «Каменный гость»). 1-я пол. XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта – создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. Архитекторами К. И. Росси (здание Генерального штаба) и А. А. Монферраном (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здание Сената и Синода (К. И. Росси), Исаакиевского собора (А. А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А. Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А. Д. Захаровым – здание Адмиралтейства. В Москве работали О. И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д. И. Жилярда (перестройка здания Московского университета). В 1-й пол. XIX в. в целом завершился процесс формирования национальной культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.006 с.) |