Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура и общественная мысль России в XVIII векеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. На смену средневековой культуре, пронизанной религиозным мировоззрением, приходит «новая культура». Ее отличительные черты – светскость, рационалистическое (от слова «рацио» – разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других народов и стран. В истории русской культуры XVIII в. выделяют два периода: 1-я четверть XVIII в. – становление новой русской культуры; середина – 2-я пол. XVIII в. – складывание и расцвет сословной, преимущественно светской, дворянской культуры и культуры крестьянской. С начала XVIII в. получает развитие светское гражданское просвещение. В 1701 г. в Москве открыта Навигацкая школа, а в 1715 г. в Санкт-Петербурге – Морская академия. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные, цифирные, гарнизонные и адмиралтейские. Были изданы учебники «Арифметика» Л. Магницкого, «Руководство по механике» Скорнякова-Писарева. В 1702 г. началось издание первой газеты «Ведомости». В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться типографии, книжные лавки. В 1719 г. в России был открыт первый музей – Кунсткамера. Огромное значение для развития науки имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Были составлены «Атлас Российской империи» Кириллова, карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Из стен академии вышли многие крупные ученые: М. В. Ломоносов, математик и астроном С. Я. Румовский, натуралист И. Н. Лепехин и др. Во 2-й пол. XVIII в. продолжается развитие просвещения. В 1755 г. был создан Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах – малые двухклассные училища. Всего на рубеже XVIII–XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек. В русском искусстве до середины XVIII в. господствовал стиль барокко, со 2-й пол. XVIII в. происходит становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под властью самодержца. В стиле классицизма в литературе творили А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. Н. Майков. В живописи – А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, создавшие картины на исторические и мифологические сюжеты. Ведущим жанром оставалась портретная живопись (А. Т. Матвеев, И. Н. Никитин). Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова), Е. И. Старов (Таврический дворец), М. Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, здание Московского университета). Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I (Э. М. Фальконе). В конце XVIII в. классицизм сменяется сентиментализмом, для которого характерно эмоциональное восприятие мира и интерес к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н. М. Карамзина. В 1750 г. возник первый русский профессиональный театр в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр. В общественной мысли России 1-й четверти XVIII в. центральными были проблемы преодоления отсталости страны. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, П. П. Шафиров доказывали необходимость преобразования и права монарха на неограниченную власть. Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, который в книге «О скудости и богатстве» выступал за развитие русской промышленности и торговли. Во 2-й пол. XVIII в. главным для общественности стал крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества звучала в статьях публициста Н. И. Новикова. Первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению крепостничества и самодержавия. Царствование Павла I Павел I вступил на престол после смерти матери Екатерины II в возрасте 42 лет. 5 апреля 1779 г. совершилась коронация Павла. В тот же день был обнародован указ о престолонаследии, который устанавливал определенный порядок в наследовании престола (от отца к старшему сыну) и тем самым отменял Указ о престолонаследии, принятый Петром I. Став императором, Павел I попытался путем усиления дисциплины и власти исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. С этой целью вводилась цензура и чрезвычайные полицейские меры для преследования передовой общественной мысли, закрывались частные типографии. Был ужесточен порядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались прусские порядки. В огромных масштабах осуществлялась раздача государственных крестьян помещикам. В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям и рекомендовал ограничить барщину 3 днями в неделю. Павел I принял участие в коалиционных войнах против Франции. Однако затем он изменил внешнеполитический курс: разорвал отношения с Англией и заключил союз с Францией, что вызвало недовольство дворянства. 12 марта 1801 г. был совершен дворцовый переворот, в результате которого Павел I был убит. Реформы Александра I
12 марта 1801 г. в результате заговора был убит император Павел I. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола великий князь Александр Павлович. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных политике императора Павла I. Первые годы царствования Александра I характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни – крепостничество, проблемы государственных преобразований, вопрос о распространении просвещения. В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804–1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Однако результаты ее были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков. В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. По уставу 1804 г. университеты получали значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был издан либеральный по характеру цензурный устав. В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Был учрежден Комитет министров. В своем проекте коренной государственной реформы – «Введение к уложению государственных законов» – Сперанский предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению. Предложения Сперанского вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Не был готов к идеям Сперанского и сам император. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от своих постов и сослан. В 1815 г. Царству Польскому была дарована конституция. По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера противоположного характера. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев. С 1820-х гг. правительство все более явно начинает переходить к реакции. К 1821 г. были разгромлены Московский и Казанский университеты: ряд профессоров были уволены и отданы под суд. Еще в 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, сосредоточившее в своих руках контроль за образованием, воспитанием. Осознавая фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.195 (0.011 с.) |