Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибыль и рентабельность предприятия в современных условиях. Технико-экономические направления увеличения прибыли и рентабельности предприятия.

Поиск

Прибыль как экономическая категория свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов предприятия над текущими расходами. Прибыль, так же как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при передаче имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды.

Прибыль - это обобщенный показатель деятельности предприятия. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (превышение себестоимости продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невыполнение договорных обязательств, штрафные санкции) предприятие может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость его чистых активов и могут привести к банкротству.

Показатели прибыли или убытка являются исходной позицией для определения уровня экономической эффективности субъекта хозяйствования [1, с.371]. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции и, следовательно, увеличению прибыли. Возникает эффект синергии, когда продолжительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную активность внешних инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния.

Прибыль различают:

по видам деятельности (прибыль от промышленной продукции, ремонтных работ, транспортных услуг);

видам продукции (прибыль от первого, второго и последующих изделий);

разновидностям дохода от управления капиталом (прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вложений в уставной капитал создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионном соглашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы);

структурным подразделениям предприятия (прибыль бригады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);

времени получения (прибыль за месяц, квартал, год);

полноте составных элементов (прибыль валовая, балансовая, чистая, дивиденды);

направлениям использования (прибыль капитализированная, выплачивается в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей);

методу группировки доходов и расходов (прибыль экономическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная, остающаяся в распоряжении предприятия);

степени обобщения (прибыль консолидированная и реструктурированная).

Для расчетов показателей прибыли необходимо знать доходы и текущие расходы. Расходы бывают двух видов: текущие и капитальные. Капитальные расходы - это вложения в активы, то есть инвестиции. Текущие расходы - это затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, то есть себестоимость товара по видам деятельности. В себестоимости продукции находит отражение перенесенная стоимость основных средств виде амортизации и списанные на производство продукции материальные запасы как составная часть оборотных фондов. Текущие расходы, учитываемые при определении прибыли от управления капиталом, выступают в виде:

эксплуатационных издержек, иногда включаются в состав арендного платежа;

отрицательной курсовой разницы;

расходов, связанных с демонтажем оборудования.

Методика расчета основных показателей прибыли предприятия

Валовая прибыль по видам деятельности равна разности выручки от реализации продукции по видам деятельности без налогов с продаж и себестоимости продукции, работ, услуг. Валовая прибыль от управления капиталом равна разности доходов от передачи имущества третьим лицам и текущими расходами. Валовая прибыль от внереализационных операций равна разности между доходами от внереализационных операций и расходами по внереализационным операциям. Балансовая прибыль равна сумме валовой прибыли по видам деятельности, валовой прибыли от управления капиталом и валовой прибыли от внереализационных операций.

Балансовая прибыль равна разности экономического дохода и текущими расходами с амортизацией. Капитализированная прибыль равна разности между чистой прибылью, дивидендами и текущими выплатами из прибыли [1, с.373].

 

(1.1)

 

Чистая прибыль (нераспределенная) равна разности между балансовой прибылью и налогами из прибыли [1, с.373].

Чистую прибыль предприятия распределяет собственник в соответствии с уставом. Если предприятие является акционерным обществом, то собрание акционеров принимает решение о плановом распределении чистой прибыли и заслушивает отчет руководителя о фактическом объеме и использовании прибыли.

Чистая прибыль (прибыль после налога или нераспределенная прибыль) отражается в отчете о прибылях и убытках как обобщающий результат деятельности предприятия. Чистая прибыль включается в собственный капитал баланса предприятия и свидетельствует о приросте активов. При завершении финансового года с убытками в балансе указывается минусовое значение обобщающего результата, что характеризует потерю капитала предприятия.

Планирование прибылипроизводится двумя методами - прямого счета и аналитическим. Метод прямого счета состоит в том, что прибыль рассчитывается по одному изделию и на весь объем производства. По каждому изделию или группам однородных изделий составляется калькуляция цены, в которой установлена плановая прибыль. При сформированном портфеле заказов валовая прибыль от реализации продукции определяется путем умножения прибыли по изделиям на их количество. Если производственная программа на плановый год не известна, что характерно для рыночной экономики, плановая прибыль рассчитывается аналитическим методом с использованием показателя прибыльности продаж и планового объема реализации.

Затем планируется распределение чистой прибыли в соответствии с уставом предприятия. Существуют три наиболее распространенных подхода к распределению прибыли.

Первый - полное изъятие чистой прибыли на потребление. Собственник всю чистую прибыль изымает в виде дивидендов на капитал. В таком случае у предприятия нет источника финансирования расширенного воспроизводства.

Второй- равное распределение чистой прибыли на потребление и накопление. Чистая прибыль делится на две части - накопление (капитализация прибыли) и дивиденды (фонд потребления). Это оптимальный вариант финансовой стратегии. С одной стороны, без накопления не будет развития предприятия, а следовательно его ожидает снижение конкурентоспособности продукции и потеря рынков сбыта. С другой стороны, без дивидендов выше учетной ставки банка вряд ли можно рассчитывать на приток новых инвестиций в виде очередной эмиссии акций или заимствований.

Третий -преобладание потребления над накоплением. Значительная часть чистой прибыли идет в фонд потребления для выплаты премий и вознаграждения персоналу в соответствии с коллективным договором, часть средств идет на накопление (приобретение основных фондов и прирост оборотных средств), минимальная величина - на выплату дивидендов собственникам. Этот подход ведет к стагнации предприятия и сокращению инвестиций. Низкая доходность собственного капитала не привлекает инвесторов. Зачастую такая ситуация возникает на государственных предприятиях или в акционерных обществах с контрольным пакетом акций у государства. Рентабельность как понятие характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Рентабельность как показатель - это относительная величина, в числителе которой представлена прибыль, а в знаменателе - затраты. Рентабельность оценивается в процентах. Модель вычисления уровня рентабельности выглядит следующим образом [1. c.378]:

 

(1.2)

 

Поскольку есть несколько видов и множество показателей прибыли, а также существует много видов и показателей затрат, количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.

Исходя из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от управления капиталом), можно представить следующие виды рентабельности:

рентабельность (прибыльность) продукции, работ, услуг;

рентабельность имущества, переданного третьим лицам с целью получения дохода.

С учетом видов затрат можно представить следующие виды рентабельности:

рентабельность текущих затрат, то есть отношение прибыли к себестоимости продукции, работ, услуг;

рентабельность (доходность) капитальных затрат, то есть отношение прибыли к активам (пассивам) или к их составным частям.

По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно по:

времени - рентабельность продукции за год, квартал, месяц;

месту - рентабельность предприятия, корпорации, производства, цеха, торгового подразделения;

степени детализации производственной программы - рентабельность единицы продукции или всего объема производства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;

разновидностям дохода с капитала - рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность франчайзинга; рентабельность объектов интеллектуальной собственности переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность от долгосрочных или о краткосрочных финансовых вложений.

Методика расчета основных показателей рентабельности предприятия

Показатели рентабельности (прибыльности) позволяют дать оценку эффективности использования менеджментом предприятия его активов. Эффективность работы менеджмента определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с сумой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от фокуса исследования эффективности. Эксперимента может интересовать эффективность использования оборотных средств, основных активов, собственного капитала. Исходя из целей анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые порождают эту прибыль. В дальнейшем во избежании терминологического недоразумения будем считать термины "рентабельность" и "прибыльность" синонимами. Следует отметить, что в данном контексте эти показатели имеют смысл английского слова "return on", что буквально означает "отдача от…", например, "отдача от использования оборотных средств". В нашей формулировке это будет звучать как "прибыльность оборотных средств". Именно с этого показателя начнем анализ показателей рентабельности.

Рентабельность оборотных средств иллюстрирует способность компании получать прибыль от осуществления основной деятельности, т.е. своих обычных хозяйственных операций.

Прибыль от основной деятельности исключает элементы прибыли от продажи активов или владения корпоративными правами других предприятий.

Поскольку оборотные средства предприятия - это та часть активов, которые непосредственно и практически ежедневно используются в процессе деятельности предприятия, при оценке эффективности их использования целесообразно сопоставить валовую прибыль со значением оборотных средств. Расчет данного показателя производится по формуле:

 

(1.3)

 

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования только собственных источников финансирования предприятия. Данный показатель имеет общепринятую аббревиатуру ROE от английского выражения Return on Eguity. При расчете этого показателя используется чистая прибыль предприятия в сочетании с величиной собственного капитала предприятия. Расчет производится следующим образом:

 

(1.4)

 

Рентабельность чистых активоврассчитывается путем сопоставления чистой прибыли предприятия с активами предприятия. Смысл этого показателя состоит в анализе эффективности использования капитала компании. Под капиталом здесь понимается указанная в балансе сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств. Для расчета данного показателя используется формула:

 

(1.5)

 

Рентабельность продаж - один из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия. Показатель рентабельность продаж характеризует важнейший аспект деятельности предприятия - реализацию основной продукции, а также оценивает долю себестоимости в продажах.

 

(1.6)

 

Рентабельность активов общая - это комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия. Он выражает отдачу, которая приходится на 1 р. ль активов предприятия. Формула имеет следующий вид:

 

(1.7)

(1.8)

 

Приведенные расчеты прибыли, рентабельности и методический подход к осмыслению движения капитальной и текущей стоимости базируются на данных бухгалтерского учета, но используются в управленческом учете для принятия решений о путях повышения прибыли для каждого конкретного предприятия.

1. Организационно-управленческие направления повышения прибыли и рентабельности
В 2007 и 2008 году реализация электронной оптической системы осуществлялась по ценам ниже себестоимости. При этом в 2007 году цена на этот вид продукции увеличилась по сравнению с 2006 годом, но на величину меньшую увеличения себестоимости за этот период, а в 2008 году цена снизилась по сравнению с 2007 годом и оказалась ниже себестоимости, что говорит об отсутствии отработанного механизма ценообразования на предприятии. Все это говорит о необходимости введения в организационную структуру ООО «Ювиди» должности экономиста.
Экономист будет подчиняться директору ООО «Ювиди». Ему необходимо будет выполнять следующие функции: анализ хозяйственной деятельности предприятия, планирование себестоимости продукции и контроль выполнения планов по затратам на производство и реализацию продукции, ценообразование, поиск резервов повышения прибыли и рентабельности предприятия и разработка мероприятий по их использованию, контроль выполнения разработанных мероприятий. Для выполнения возложенных на экономиста функций необходимо выполнение им следующих должностных обязанностей. Выполнять работу по осуществлению экономической деятельности ООО «Ювиди», направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Осуществлять экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, выявлять резервы производства, разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а. также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции. Определять экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений. Участвовать в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, проведении работ по ресурсосбережению. Осуществлять контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям, использованием внутрихозяйственных резервов. Вести учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений. Выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносить изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Участвовать в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определять возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.
Выполнение экономистом возложенных на него функций и должностных обязанностей позволит постоянно повышать прибыль и рентабельность производства, выявлять резервы повышения прибыли и использовать их. Детальный анализ хозяйственной деятельности предприятия позволит обоснованно планировать работу предприятия на перспективу.
2. Экономические направления повышения прибыли и рентабельности
Прибыль в условиях рыночной экономики является основой экономического развития. Это важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Прибыль является результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относится к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми оно распоряжается самостоятельно. Оптимальное использование прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия. Именно поэтому постоянное повышение прибыли является основной задачей хозяйствующих субъектов. Повышение прибыли экономическими методами управления предполагает самостоятельное определение предприятием всех показателей работы, планирование затрат на производство и реализацию продукции, планирование объемов производства и реализации всех видов продукции и формирование ценовой политики исходя из рыночной ситуации.
Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости и реализация ее на более выгодных рынках сбыта, то есть по более высоким ценам. Рассмотрим возможность увеличения прибыли по каждому виду продукции.
Отмечается падение спроса на кинескоп регенерированный в связи с приходом на рынок телевизионной техники жидкокристаллических и плазменных мониторов, поэтому объем производства на 2007 год планируем на 10% ниже, чем в 2008 году:

 

(1)

 


По этим же причинам цену на кинескоп регенерированный необходимо снижать, запланируем снижение цены на 5%, тогда новая цена на кинескоп регенерированный составит:

 

(2)

 


В 2007 и 2008 годах среднереализационная цена электронной оптической системы была ниже ее себестоимости, поэтому в 2007 году установим цену на электронную оптическую систему на 15% выше себестоимости 2008 года, чтобы обеспечить получение прибыли по этому виду продукции:

 

(3)

 


Такое повышение цены приведет к снижению годового объема реализации продукции этого вида до 1670 шт.
В 2008 году ООО «Ювиди» оказывало новый вид услуг по широкоформатной печати. На этот новый вид услуг сформировался устойчивый спрос, поэтому возможно повышение цен на 5% в 2007 году и увеличение объема оказываемых услуг на 25% за счет привлечения новых потребителей. Новая цена составит:

 

(4)

 


Объем реализации услуг по широкоформатной печати в 2007 году составит:

 

(5)

 


Важнейшим фактором повышения прибыли является снижение затрат на производство и реализацию продукции. Так как в структуре затрат на производство и реализацию продукции ООО «Ювиди» наибольший удельный вес занимают постоянные затраты (83,33% в 2006 году, 81,97% в 2007 году, 63,18% в 2008 году), основное внимание должно уделяться снижению статей затрат, входящих в состав постоянных. В составе постоянных затрат наибольшее значение принимают прочие затраты. В их состав входят все виды накладных расходов: арендная плата за офисные и производственные помещения, плата за коммунальные услуги, командировочные и представительские расходы, расходы на упаковку. В существующих условиях возможно снижение затрат по этой группе затрат на 10% до следующего значения:

 

(6)

 


Другой емкой группой затрат являются материальные затраты, именно они составляют переменную часть расходов на производство и реализацию продукции ООО «Ювиди». Сумма материальных затрат включает в себя расходы по основным материалам, вспомогательным материалам, и снижение расходов по этой группе затрат возможно за счет внедрения обоснованных норм расхода материалов, вторичного использования материалов где это возможно, снижения закупочных цен на материалы, снижения стоимости транспортно-заготовительных расходов. В существующих условиях, когда спрос на основную продукцию ООО «Ювиди» падает, и комплектующие также имеют перспективу стать невостребованной продукцией возможно снижение закупочных цен, кроме того оптимизация логистических операций позволит снизить расходы по этой группе затрат, итоговый эффект от этих действий дает возможность снизить переменные расходы на 5% до следующих значений:
– для кинескопа регенерированного

 

(7)

 


– для электронной оптической системы:

 

(8)

 


– для широкоформатной печати:

 

(9)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.139.245 (0.008 с.)