Виды цен и их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды цен и их классификация.



Цены классифицируются в зависимости от нескольких факторов:

  1. вида рынка:
    • цены товарных аукционов;
    • биржевые котировки;
    • цены торгов;
  2. времени:
    • постоянная цена;
    • сезонная;
    • ступенчатая;
  3. объема продаж:
    • оптовые цены (в т. ч. биржевые);
    • розничные цены;
  4. государственного воздействия, регулирования:
    • свободные цены (цена спроса, цена предложения);
    • регулируемые цены (предельные, фиксированные цены);
  5. способа фиксации:
    • фиксированные (твердые);
    • подвижные (зафиксированные на момент подписания контракта с возможностью пересмотра с учетом изменений на рынке);
    • скользящие (в зависимости от изменений издержек производства);
  6. информации об уровне цены:
    • публикуемые – справочные и прейскурантные;
    • расчетные и проч.

Выделяют следующие виды цен:

  • фиксированные – цены, установленные государством;
  • свободные цены – складывающиеся на свободном рынке под влиянием спроса и предложения;
  • стандартные цены – ориентированы на достаточно устойчивые вкусы потребителей;
  • единые цены – охватывают потребителей какой-либо определенной производственно-сбытовой системы;
  • базисные цены – используемые для определения сорта или качества товара. Базисная цена служит исходной для определения цены фактически поставляемого товара, когда его свойства отличаются от оговоренных в контракте;
  • цены купли-продажи (или фактурные) – определяются условиями поставки, оговоренной в контракте;
  • мировые цены – цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли;
  • номинальные цены – публикуемые в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;
  • рыночные цены – продажные цены, определяемые условиями рынка;
  • цены спроса – складываются на рынке покупателя;
  • твердые цены – устанавливаемые в договоре купли-продажи и не подлежащие изменению;
  • лимитные цены – предельно допустимые цены;
  • оптовые цены – цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям;
  • отпускные цены – включают в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую надбавку;
  • розничные цены – цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям.

Кроме того, выделяют:

  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены на сельскохозяйственные товары;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • тарифы на коммунальные услуги населению;
  • экспортные и импортные цены.

 

18. Принципы ценообразования в рыночной экономике.

Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Рассмотрим эти принципы подробнее. Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др. Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической. Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества. С этой целью у нас и за рубежом (например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики. Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т. д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т. д. Такой контроль осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил ценообразования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.036 с.)