Тема 4. История русской философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. История русской философии



План

 

1. Становление русской философии.

2. Основные течения русской философии XIX века.

3.Основные направления русской философии XX века.

 

 

Литература

1.с.85-100

2. гл.2, с.84-104

5. гл.5, с.129-163

6. гл. 2, п.3

7. Р.2, гл.10

8. Р.3, гл.1-5, с.342-435

9. Р.1, гл.9(п.1-3)

Методические рекомендации:

В первом вопросе следует выделить исторические особенности русской цивилизации как почву самобытной русской философии. Остановитесь на понятии русской души, русского национального характера, как предмета и основы русской философии. Определите специфические проблемы русской философии: проблема человека и смысла жизни, место русской культуры в мировой истории и историческое предназначение русского народа. Охарактеризуйте основные черты русской философии: гуманистический, коллективистский дух, устремленность к совершенному обществу, нравственная направленность, подчеркивание необходимости нравственного самосовершенствования личности, практическая направленность на воплощение в жизнь философских идей, внутренняя противоречивость, предельность, доведение философских идей до крайности, до противоположности, своеобразная ориентация на западную философию и специфическая форма заимствования ее идей, переносимых на русскую почву.

Основные этапы русской философии выделяются соответственно этапам развития русской цивилизации. Следует отметить, что на ранних стадиях русская философия носила религиозный характер и не выделилась в самобытную область культуры, не получила систематического развития. Рождение самобытной русской философии произошло во второй половине ХVIII - начале ХIХ века и связано с формированием национального самосознания и проникновением в Россию культуры западной философии.

У истоков самобытной русской философии стоит полемика по вопросуо специфике русской цивилизации и ее исторической судьбы, в ходе которой сложились два направления – славянофильство и западничество. Сравните позиции и аргументы славянофилов и западников по проблемам оценки русской культуры и западной культуры, определения стратегии развития России, оценки исторического значения реформ Петра Великого.

Обратите внимание на то, что в трактовке особенностей русской цивилизации славянофилы и западники сходились, выделяя православие, самодержавие, сельскую общину, принцип приоритета коллектива над личностью. Они расходились в оценке этих особенностей. Рассмотрев концепции первоначального славянофильства и западничества, соотнесите их дискуссию с историей России в ХIХ и ХХ веках, особенно с современным периодом русской истории.

Второй вопрос. Начать необходимо с анализа особенностей русской философии XIX века, обусловленных социально-историческими особеностями и изменениями российского общества. Затем необходимо рассмотреть основные течения русской философии XIX века.

Характеристику материалистического, революционно-демократического направления начните с описания социальной почвы и основных этапов русского революционного движения ХIХ века. Каждый этап выдвигал свои идеи и программы, методы борьбы с самодержавием и пережитками феодализма, как главными врагами революционеров. Рассматривая философские взгляды революционеров-демократов (Белинский, Чернышевский, Добролюбов), остановитесь на их материализме, а также на социально-политических идеях: концепция русского общинного социализма, критике феодально-самодержавного строя России, программе революционной борьбы, элементах материалистического понимания истории. Дайте характеристику трех течений народничества, разделившихся по вопросу о методах революционной борьбы. Михайловский разработал теорию героя и толпы. Ткачев проповедовал тактику террористических организаций. Лавров предлагал просветительские методы хождения в народ. Отдельного внимания заслуживает критика государства анархистами (Бакунин, Кропоткин), а также социальный идеал анархизма и его учение о методах революционной борьбы.

Религиозно-идеалистическая философия представлена именами В. Соловьева, Л. Толстого, Ф. Достоевского. Дайте характеристику философской системы В. Соловьева. Ключевой в его философской системе является категория "всеединства", рассматриваемого как единство мира и бога, добра и истины, бога и человека, личности и общества, разных народов и культур. Рассмотрите также категорию Софии как премудрости божьей, мировой души, опосредующей отношение между богом (абсолютом) и созданным им миром. Важное место в философии истории Соловьева занимает также категория "богочеловечества" как цели истории и смысла исторического процесса. Охарактеризуйте социальный идеал Соловьева – общество свободной теократии.

Рассмотрите нравственную философию Ф. Достоевского. Спецификой философии Достоевского является выражение философских идей в образной, художественной форме. Разберите основные идеи «почвенничества»: о русском народе как носителе высших нравственных качеств и истинной веры, о мессианском призвании русского народа как носителя высшей духовной истины. Остановитесь на том, как решает писатель в своих романах проблемы свободы и нравственности, религии и морали, цели и средства, смысла жизни. Рассмотрите критику Достоевским идеологии и методов революционеров и идеи социализма.

Рассмотрите нравственную философию и философию истории Л.Толстого, его учение о непротивлении злу насилием.

При анализе русского марксизма (Г. Плеханов, В. Ленин) нужно сосредоточить внимание на трех моментах: обосновании исторического материализма и применения его метода к анализу русской действительности, борьбе с философией народничества и пропаганде, популяризации, распространении марксизма в России.

Рассматривая ленинскую версию марксизма, дайте характеристику следующих моментов: разработка теории социалистической революции применительно к особенностям России, защита и развитие диалектического материализма, разработка программы построения социалистического общества. Обратите внимание на творческое развитие Лениным марксизма.

Оригинальным течением русской философии является космизм. Рассмотрите «супраморализм» или «философию общего дела Н. Федорова. Главная идея его философии – объединение человечества в решении практической задачи – физического воскрешения предков. Охарактеризуйте, в чем видит Н. Федоров космическое призвание человечества. Остановитесь на том, как он обосновывает общее дело и космическую миссию человечества, соединяя идеи научного прогресса и православия.

Третий вопрос. Укажите основные социально-исторические процессы, определившие развитие русской философской мысли XX века. При анализе основных течений русской философии XX века их следует разделить на две группы: 1.русский, а затем советский марксизм и 2.немарксистская философия, которая после Октябрьской революции 1917 года представлена философами русской эмиграции.

Проанализируйте философские взгляды и основные работы В. И. Ленина, в которых он развивает учение о социалистической революции и строительстве социализма, а также теорию познания диалектического материализма.

Начиная с 20-х гг. и вплоть до 90-х гг. ХХ века русская философия развивалась как советская философия, которая имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках монополии марксистской философии. Специфика советского марксизма в том, что с 1917 по 1991 гг. он был официальной государственной идеологией Советского государства. Следует, однако, разделить понятия истинного марксизма, который был и остается продуктивным методом социального познания, и догматизированный, идеологизированный марксизм, служащий обоснованию господства КПСС в командно-административной модели социалистического общества. Обратите внимание на три момента в развитии советского марксизма: 1) продуктивные философские достижения (Ильенков, Копнин, Лосев, Асмус, Лотман); 2) появление в 60-70-х годах оппозиционного антисоветского марксизма: А.Зиновьев, А. Янов, Б. Восленский и др.); 3) с 1991 г. советский марксизм, перестав быть государственной идеологией, превратился вновь в революционную теорию, получил возможность нового творческого развития.

Немарксистских российских философов XX века объединяют религиозный характер философии, а также критика марксизма и Советской России, попытки определить пути развития России в ХХ веке как особой культуры, находящейся между Западом и Востоком.

Н. Бердяев – один из крупнейших представителей русской религиозно-нравственной философии ХХ века. Рассмотрите его философию истории, а также оценку с позиций этой философии русской революции, как суда над русской историей. Проанализируйте, как характеризует Бердяев русский национальный характер, его черты, способствовавшие восприятию идей коммунизма. Большое место в размышлениях философа занимала также тема духовной сущности человека и высшего смысла жизни, который он видел в свободном творчестве личности и нравственном совершенствовании. Разберите концепцию Ильина о сопротивлении злу силой, его критику теории и практики коммунизма. Рассмотрите философские взгляды Г. Федотова о смысле и перспективах истории и особенно русской истории ХХ века.

Рассмотрите религиозно-идеалистическую систему П. Флоренского, который пытался реализовать идею цельного мировоззрения, в котором гармонически соединились бы вера и разум, богословие и философия, наука и искусство. Дайте характеристику его учения об именах и словах, как символах бытия, обеспечивающих контакт человека с миром. Рассмотрите его учение об антроподицее (оправдании человека) и теодицее (оправдании бога). Отдельно разберите многозначное понятие Софии, как идеальной личности человека, как церкви в единстве ее земной и небесной сущности, как воплощении бога в человеке.

Дайте характеристику философии евразийства (Карсавин), ее политической направленности. Проанализируйте теорию этногенеза Л. Гумилева, уделив особое внимание категориям "этнос", "пассионарность", а также механизм и определяющие факторы этноценоза – рождения, расцвета и гибели этноса.

Традиции русского космизма в ХХ веке развивали К. Циолковский, В. Вернадский и А. Чижевского. В основе космической философии К. Циолковского лежит идея об атоме как духовно-материальной вечной сущности. Рассмотрите, какие выводы делает отсюда мыслитель. Обратите особое внимание на его идею о множественности разумных миров и о закономерности выхода человечества в космическое пространство. Проанализируйте роль науки и воспитания в совершенствовании социальной организации, которое является условием реализации космического призвания человечества.

Изучая законы эволюции биосферы, Вернадский пришел к выводу о переходе биосферы в ноосферу. Проанализируйте его идеи о разуме как геологической силе, факторе космической эволюции, а также идею о необходимости единства науки и нравственности в решении задач социального прогресса. А. Чижевский обратил внимание на воздействие на развитие биосферы, поведение людей и социально-исторические процессы внешних космических воздействий, в частности циклов солнечной активности. Проблема связи эволюции земной жизни и истории человечества с космическими процессами, поставленная Чижевским, приобретает с течением времени все большую актуальность.

 

Тема 5. Онтология

 

План

 

1. Проблема бытия в философии. Виды бытия. Понятие субстанции.

2. Материя и уровни ее организации. Уровни организации материи.

3. Движение, пространство и время как атрибуты материи.

4.Детерминизм и индетерминизм. Статистические и динамические закономерности.

5. Природа и человек.

Литература:

1. с.132-154, 165-187

2. с.155-185

3. с.162-169, 175-185

4. Л.2, с.21-34

5. Р.3, гл.9-10, Р.4, гл.5

6. с.90-129, 150-171

7. Р.3, гл.1-2

8. с.Р.4, гл.1,2

9. гл.10, 11, 15

Методические рекомендации:

Первый вопрос. Разберите сущность онтологии как раздела философского знания и установите круг ее проблем. Проанализируйте истоки и философский смысл проблемы бытия. Остановитесь на многообразии видов бытия и их соотношении, выделяя бытие природы и бытие человека. В связи с этим проанализируйте проблему единства мира и проблему субстанции. Рассмотрите различные варианты решения проблемы субстанции как основные философские направления.

Второй вопрос. Необходимо выяснить философский смысл категории "материя", рассмотреть историю развития этой категории в связи с развитием научных знаний и философии. Остановитесь на идейной борьбе вокруг этой категории. Следует провести различие и установить характер соотношения между философским и естественнонаучным пониманием материи. Выделите основные свойства материи. Рассмотрите современные научные представления о строении материи.

Третий вопрос. Дайте характеристику движения как способа существования материи. Охарактеризуйте многообразие форм движения материи и их взаимодействие друг с другом. Рассмотрите связь движения и покоя. Выясните различие идеалистического и материалистического, а также диалектического и метафизического понимания движения. Проведите сопоставление философского и естественно-научного понимания движения и их взаимной связи. Рассмотрите субстанциональную и реляционную концепции движения.

Четвертый вопрос. Рассмотрите сущность и соотношение категорий причина и следствие. Рассмотрите различие понятий причина, условие и повод. Выясните сущность детерминизма как учения о всеобщей причинной взаимообусловленности всех явлений, а также два типа детерминизма – диалектический и механистический. Рассмотрите соотношение причинности и целесообразности.

Уясните понятие закона как объективной, существенной, необходимой, внутренней, повторяющейся и устойчивой связи между явлениями. Рассмотрите типы законов, которые классифицируются по тому или иному критерию: естественнонаучные и социальные; общие, частные и специальные; эмпирические и теоретические; законы развития и функционирования. Особую группу составляют динамические и статистические закономерности. Проанализируйте их различие и приведите примеры. Рассмотрите наиболее важные положения теории самоорганизации и опирающейся на нее концепции нелинейной эволюции.

Пятый вопрос. Определите понятие природы. Рассмотрите различные образы природы в мифах, искусстве, обыденном сознании. Уясните принципиальное различие природы и культуры. Охарактеризуйте значение природы как среды существования человека. Обратите внимание на различные философские подходы к определению места человека в природе. Проанализируйте специфику отношения человека к природе - от приспособления к преобразованию природы и затем - к стратегии коэволюции с природой. Проведите различие понятий первая природа и вторая природа, а также различие между живой и неживой природой. Проанализируйте взаимодействие живой и неживой природы. Обратите внимание на системный характер живой природы, образующей единую биосферу. Охарактеризуйте понятие ноосферы системы, включающей человечество и биосферу.

Тема 6. Картины мира

План

1.Картины мира и ее виды.

2.Философские картины мира.

3.Религиозные картины мира.

4.Научная картина мира.

Литература

3.с.169-175, 185-232

4. Л.5, с.68-86, 102-129

6. гл.11, с.515-530

9. Р.2, гл.10 (п.1-2)

Методические рекомендации:

Первый вопрос. Одной из важнейших функций философии является построение единой картины мира, опираясь на достижения всех конкретных наук. Дайте характерстику понятия картина мира и раскройте ее структуру.

Дайте классификацию картин мира, выделив три основных ее типа: научную, религиозную и философскую. Выясните различия между ними по способу построения и предмету, а также установите сходство между различными типами картин мира. Проанализируйте взаимосвяь и взаимодействие философских, религиозных и научных картин мира.

Второй вопрос. Раскройте специфическую структуру философской картины мира: 1.представление о статусе и фундаментальных свойствах действительности, 2.представление о сущности человека, 3.представление о статусе человека и его отношении к действительности.

Существует два критерия классификации философских картин мира: 1.решение основного вопроса философии (проблемы субстанции),2.ценностные приоритеты в системе мир-человек. В соответствии с этими критериями выделите и охарактеризуйте основные типы философских картин мира: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентрим. Дайте их сравнительный анализ. Раскройте их значение в жизни общества и личности.

Третий вопрос. Установите основные компоненты религиозной картины мира: 1.представление о Боге, 2.представление о строении действительности, 3.представление о человеке, 4.представление об отношении человек к Богу и к действительности.

Рассмотрите многообразие форм религии и соответствующих типов религиозных картин мира. Основное внимание уделите анализу религиозных картин мира основных мировых религий: буддизма, ислама и христианства.

Четвертый вопрос. Выделите составные части научной картины мира: фундаментальные категори научного познания, 2.общие принципы, определяющие строение и развитие Вселенной, 3.оббощенное представление о строении и развитии Вселенной. Дайте характеристику трех исторических типов научной картины мира: классической (механической), неклассической (релятивистской) и постнеклассической (квантово-релятивистской). Установите связь между этими историческими типами научной картины мира.

Рассмотрите современные научные концепции и гипотезы о строении и эволюции Вселенной (в особенности теорию Большого взрыва и современную теорию биологической эволюции).

 

Тема 7. Сознание

План

 

1. Происхождение и сущность сознания: основные концепции.

2. Физиологическая основа психики. Сознание и язык.

3.Структура индивидуального сознания. Самосознание.

4. Формы общественного сознания.

Литература:

1. с. 212-235, 245-246

2. с.205-245

3. с.242-251

4. Л.3, с.34-46

5. Гл.6, с.229-286

6. гл.6

7. Р.3, гл.3

8. Р.4, гл.3, с.521-554

9. Р.2, гл.12

Методические рекомендации:

Первый вопрос. Необходимо осветить основные философские концепции природы сознания: идеалистические и материалистические, а также их разновидности. Обратите внимание на соотнесенность категорий сознание и материя. Рассмотрите формы отражения в живой природе и качественное отличие сознания от психики животных.

Подробно остановитесь на происхождении и сущности сознания как высшей формы отражения и функции человеческого мозга, как общественного продукта. Установите биологические и социально-исторические предпосылки, определившие формирование сознания.

Второй вопрос. Здесь нужно раскрыть физиологический механизм психических процессов. Рассмотрите строение и функции нервной системы человека. Раскройте учение о тефлекторной природе психики. Проведите различие условных и безусловных рефлексов и инстинктов, а также условных рефлексов первого и второго типа. Дайте харарктеристику структуры рефлекторного акта.

Язык является способом существования сознания. Осветите принципиальное различие между языком человека и языком животных. Рассмотрите взаимосвязь сознания и языка, роль, виды и функции языка.

Третий вопрос. Охарактеризуйте соотношение понятий «психика», «сознание», «идеальное». Рассмотрите структуру индивидуального сознания: познавательные психические, волевые, эмоциональные, деятельностные психические процессы, а также связь между ними.

Проанализируйте соотношение сознания и самосознания, а также взаимодействие уровней индивидуального сознания: сознательного, подсознательного и бессознательного.

Четвертый вопрос. Общественно-историческая природа сознания как субъективного образа объективного мира и отражения многообразных объективных социальных отношений позволяет выделить основные формы общественного сознания: мораль, философию, религию, искусство, политическое, правовое, экономическое сознание, религию. Охарактеризуйте формы общественного сознания по предмету и способу отражения, установите связь между ними. Рассмотрите взаимодействие индивидуального и общественного сознания.

 

Тема 8. Познание

План

 

1.Основные концепции познания. Субъект и объект познания. Познание, творчество, практика.

2. Познание и его виды.

3.Уровни, средства и формы познания.

4.Истина и заблуждение. Классические и неклассические концепции истины.

 

Литература:

1. с.262-296

2. с.249-266

3. с.251-260

4. Л. 4, с.46-68

5. гл.6, 8

6. гл.9, с.375-447

7.Р.3, гл.5

8. Р.4, гл.5

9. Р.2, гл.13

Методические рекомендации:

Первый вопрос. Начните с общей характеристики проблемы познания и ее структуры, которая состоит из трех частей: вопрос о принципиальной познаваемости мира, вопрос о способе познания и вопрос и истине и ее критериях. Разберите основные направления по проблеме познания и их основания: скептицизм, агностицизм, познавательный оптимизм. Проанализируйте основные философские концепции познания: теорию упорядочения опыта, основанную на принципах скептицизма или агностицизма, материалистическую теорию отражения, основанную на принципах материалистического познавательного оптимизма, идеалистическую теорию отражения или теорию самопознания объективного духа, основанную на принципах объективного идеализма. Обратите особое внимание на различие между диалектической и метафизической теориями отражения. Отметьте принципиальное значение категории «практика» в теории познания, разберите роль практики в процессе познания. Охарактеризуйте социально-историческую природу познания как процесса бесконечного углубления и расширения знаний на основе развития общественно-исторической практики.

Второй вопрос. Дайте характеристику основных видов познания по следующим критериям: специфика субъекта и объекта познания, источники информации, цель и результат познания. Выделяют такие виды познания: обыденное, религиозное, художественное, научное, философское. Осветите взаимодействие между различными видами познания. Охарактеризуйте сферу применения и оцените сравнительную ценность различных видов познания.

Третий вопрос. Рассмотрите основные стадии процесса познания: практику, чувственное восприятие и логическое мышление. Охарактеризуйте их взаимосвязь. Проанализируйте основные средства чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и основные средства логического мышления (понятие, суждение, умозаключение). Проанализируйте основные формы знания: опытные представления на уровне явлений, теоретическое системное знание на уровне сущности. Рассмотрите позицию иррационализма, противопоставляющего рациональному мышлению внерациональные формы – веру, волю, откровение, экстаз, озарение и т.д.

Четвертый вопрос. Рассмотрите классическое определение истины как знания, соответствующего действительности. Главным вопросом в проблеме истины является вопрос о мере истины или ее критериях. Обратите при этом внимание на различное толкование этого определения материалистами и идеалистами. Особенно следует выделить идею о практике как критерии истины, а также мысль о диалектическом соотношении объективной, абсолютной и относительной истины. Проанализируйте причины пересмотра классического определения истины в современной западной философии. Рассмотрите основные неклассические концепции истины: прагматическую, когерентную, конвенциональную, постмодернистскую.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.114.205 (0.073 с.)