Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Глобалистика и футурология
План 1.Научно-технический прогресс и становление информационного постиндустриального общества. 2.Природа и классификация глобальных проблем. Социальные, духовные, политические и технические предпосылки глобальных проблем. 3.Глобализация: ее формы и способы. 4.Футурология в поисках путей решения глобальных проблем Современные методы прогнозирования и регулирования общественного развития.
Литература 2. с.408-419 3. с.386-396 5. гл.20 6. гл.12 7. гл.5 (2,3), гл.6(5) 8. Р.7, гл.3 9. гл.20 Методические рекомендации: Первый вопрос. Выясните сущность техники, как сложного и многоаспектного фактора развития современной цивилизации. Прежде всего, обратите внимание на многозначность понятия техника: это наука о средствах производства и орудиях труда, это совокупность средств труда, знаний и деятельности, это совокупность приемов, применяемых в определенной профессии, это совокупность машин, механизмов, орудий созданных человеком. Кратко проследите исторические этапы развития техники. Дайте характеристику структуры современной техники. Дайте определение научно-технической революции, как коренных, качественных изменений в системе науки и техники. Проследите основные этапы современной научно-технической революции. Рассмотрите её проявления: химизация, биологизация, информатизация, автоматизация, космизация производства. Проанализируйте социальные последствия научно-технического прогресса, его нравственные и социальные стимулы и ограничения. Особое внимание обратите на различие социальных последствий научно-технического прогресса в различных социальных и экономических системах. Обсудите проблему технического отчуждения в капиталистическом обществе, его проявления, причины, способы преодоления. Разберите различные философские теории о месте и статусе техники в отношениях между человеком и природой. Эти теории делятся на две разновидности: техницистские, которые видят в технике и научно-техническом прогрессе эффективное средство решения всех социальных и глобальных проблем человечества. Вторая разновидность – антитехницистские, которые видят в технике орудие дегуманизации общества и разрушения личности, предвещают порабощение человечества техникой, вышедшей из-под контроля или гибель человечества в результате техногенных катастроф. Нужно охарактеризовать крайности этих подходов, обсудить социальные, политические и нравственные предпосылки преодоления дегуманизации техники, превращение последней из орудия, средства человеческих целей в самоцель, порабощающую человека, делающую его средством своих, чуждых человеку технических целей и законов. Отдельного внимания заслуживает экологический аспект между человеком, техникой и природой.
Проанализируйте на базе концепции постиндустриального, информационного общества» основные черты современного общества. Концепцию «постиндустриального», «информационного» общества создали Д. Белл, Д. Гелбрейт, А. Тоффлер, З. Бжезинский и другие. Рассмотрите принципы периодизации и схему исторического процесса, разработанную этой школой. Дайте характеристику выделенных этой школой исторических типов общества: традиционного, индустриального, постиндустриального. Остановитесь на особенностях постиндустриального общества, связанных с информатизацией всех технологических, экономических, политических и духовно-культурных социальных процессов и систем, с построением на базе современной компьютерной техники всемирного информационного пространства и автоматизированного управления и моделирования развития различных социальных процессов и поведения социальных общностей, отдельных людей, масс населения. Рассмотрите социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации. Второй вопрос. Дайте понятие глобальных проблем. Вскройте их исторические причины: демографический взрыв и НТР в условиях капиталистической мировой экономической системы и капиталистического мирового политического порядка. Дайте характеристику основных глобальных проблем: энергетической, сырьевой, экологической, пищевой, демографической безопасности. При этом выделите в каждой проблеме технический и социальный аспекты. Рассмотрите взаимосвязь глобальных проблем друг с другом. Проанализируйте предпосылки решения глобальных проблем - технические, социальные, политические, духовные. К техническим предпосылкам следует отнести разработку качественно новых высокопроизводительных, экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в различных отраслях общественного производства. К социальным предпосылкам следует отнести качественное преобразование современного мирового экономического порядка. К политическим - качественное изменение современного мирового политического порядка, основанного на диктате передовых стран над остальным миром. К духовным – переосмысление в общественном и индивидуальном, научном и массовом сознании отношении человека с природой, формирование нового гуманитарного сознания на основах гармонического сосуществования человечества с природой, и личности в обществе, народа друг с другом в мире. Разберите, какие реальные усилия предпринимаются в современном мире по решению глобальных проблем. Особое внимание обратите на деятельность Римского клуба.
Третий вопрос. Глобализация - закономерность современной всемирной истории. Рассмотрите её объективные основы и формы: экономическую, политическую и культурную интеграцию современного человечества. Разберите и дайте оценку двум способам глобализации. Первый способ связан с установлением доминирования развитых стран над остальным миром, второй связан с совместным решением усилиями всех стран глобальных проблем, с бескорыстной и реальной помощи развитых стран отсталым странам мира в решении их проблем. Дайте характеристику современного мирового экономического, политического и духовного порядка. Разберите основные проблемы и противоречия, порождаемые глобализацией, и обсудите пути их преодоления. Четвертый вопрос. Футурология – социально-философская дисциплина, исследующая, прогнозирующая и моделирующая будущее развитие общество. Рассмотрите основные проблемы футурологии. Охарактеризуйте ее направления (оптимизм и пессимизм в различной степени) и формы (философская, научная, фантастическая, литературная). Обратите внимание, что футурология связана с исследованием и поиском путей решения глобальных проблем, а также социальных противоречий современного общества. Рассмотрите основные методы прогнозирования и моделирования социального развития: экстраполяцию, экспертные оценки, компьютерное моделирование.
Тема 14. Аксиология План 1.Проблема природы ценностей, их виды. 2.Политические и правовые ценности. 3.Вера как ценность. Религиозные ценности и свобода совести. 4.Природа добра. Система нравственных ценностей. 5.Природа красоты. Система эстетических ценностей.
Литература 1. с.452-471 2. гл.12-14, с.337-403 4. Л.12, с.286-325 5. гл.17, с.562-599 6. гл.7, с.344-374 7. Р.5, гл.3, с.492-505 8.Р.7, гл.2(4), Р.8, с.717-721, 788-889 9. гл.18. с.543-580 Методические рекомендации: Первый вопрос. Понятие «ценность» широко используется в философии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценности являются предметом изучения особого раздела философии – аксиологии или теории ценностей. Рассмотрите развитие представлений о природе ценностей в истории философской мысли. Разберите классификацию ценностей по содержанию (материальные и духовные), форме бытия, субъекту (носителю). Выясните содержание общечеловеческих ценностей.
Второй вопрос. Политические ценности в форме политической идеологии выражают коренные интересы классов, наций и государств. Разберите сущность политических интересов, поскольку они являются стержнем политической борьбы всех общественно активных объединений и социальных столкновений. Обратите внимание на другие факторы, определяющие политическое умонастроение граждан и их политические ориентации, ценности и оценки. Среди политических ценностей главные: политическая свобода и ответствнность, элементы вечнойй правды основных типов политических сознаний, национальная безопасность, патриотизм и космополитизм, международная безопасность, мир и международное сотрудничество. Большинство политических ценностей связано с идеями справедливого и разумного общественного устройства и механизмами его поддержания. Разберите сущность, виды и формы демократии и правового государства как ключевых политических ценностей. Обсудите проблему правосознания и правовой культуры личности, единства прав и обязанностей. Правовые ценности делят на следующие группы: - нравственно-правовые - справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, открытость, гуманизм, свобода совести, веротерпимость, свобода вероисповедания; - политико-правовые - народовластие, самоуправление, политический плюрализм, разделение государственных властей, сочетание национального и интернационального; - экономико-правовые - многообразие форм собственности и их паритетность, свобода предпринимательства, свобода конкуренции, антимонополизм; - эколого-правовые - охрана окружающей среды, рачительное использование природных ресурсов; - собственно-правовые - точность в определении круга субъектов правовых отношений, их юридических прав, обязанностей и гарантий; единство прав и обязанностей; презумпция невиновности; ответственность за вину; соответствие наказания тяжести содеянного; закон, усиливающий ответственность, обратной силы не имеет; неотвратимость ответственности за правонарушение; правозаконность и правопорядок в правовом упорядочении. К правовым ценностям относится формирующаяся в соответствии с принципами права система его источников (форм), демократическая процедура их становления и реализации, своевременное опубликование, правильное их восприятие, рациональная система юридического образования и правового воспитания.
Охарактеризуйте каждый тип этих ценностей. Отдельно остановитесь на проблеме противоречивости и альтернативности политических и правовых ценностей и их взаимосвязи. Третий вопрос. Вера играет ключевую роль в жизни личности и общества. Рассмотрите формы веры и их отношение. Проанализируйте природу религиозных ценностей. Начать необходимо с выяснения альтернативных подходов к сущности религии. В понимании сущности религии есть две основные позиции. Согласно теории атеизма религия является одной из форм общественного сознания, сущность которой в иллюзорном, фантастическом отражении действительности, объясняющем все явления действием сверхъестественных духовных сил. Для верующих религия есть божественное откровение, область общения с Богом, способ спасения души. Эти подходы объединяет выделение веры в сверхъестественное как главного признака религии. Разберите социальные, психологические, гносеологические, исторические причины, корни формирования веры в сверхъестественное. Рассмотрите основные функции религии: мировоззренческую, легитимизирующую, регулятивную, воспитательную, компенсационную, интегративную. В оценке функций религии как социального института необходимо избегать одностороннего подхода, выделяя её положительное и негативное влияние на социально-исторические процессы. Всякая религия состоит из трех основных элементов: вероучения, культа и религиозных организаций. Следует рассмотреть эти элементы по отдельности, а также их взаимосвязь друг с другом. Анализируя вероучение как ядро религиозного сознания обратите внимание на два уровня религиозного сознания: религиозную идеологию и религиозную психологию. Особо выделите такую проблему религиозного мировоззрения как доказательство бытия бога. Проанализируйте логику и способы этих доказательств. Остановитесь на соотношении науки и религии. Рассмотрите сущность религиозной веры. Дайте характеристику религиозного культа, как системы обрядов и религиозных праздников. Специально рассмотрите роль молитвы в религиозном культе. Дайте характеристику двух форм культа: магического и умилостивительного или просительного. Рассмотрите соотношение религии и морали. Необходимо осветить формы религиозных организаций: церковь, секта, монастырь, союз религиозных организаций. Охарактеризуйте их специфику, а также сущность отношений между руководителями церковных организаций, клиром и паствой, мирянами. Каждому историческому типу общества соответствовали свои формы религиозных верований. Сначала рассмотрите ранние формы религиозного сознания - магия, анимизм, тотемизм, фетишизм. Затем рассмотрите национальные религии (индуизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм). Главное внимание уделите мировым религиям: христианству, исламу, буддизму. Специально выделите современные нетрадиционные религиозные движения.
Подводя итог, выделите главные религиозные ценности: Бог, вера, система догматов, религиозно-нравственные кодексы, святыни, священные действия и обряды. Рассмотрите основания и аргументы атеизма и свободомыслия. Выясните негативное содержание религиозного фанатизма и нетерпимости и позитивное содержание религиозной толерантности. Раскройте юридическое и нравственное содержание категории «свобода совести». Четвертый вопрос. Установите специфику нравственных ценностей, соотношение абсолютного и относительного в нравственности. Разберите основные концепции добра и злам: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, разумный эгоизм, коллективизм, альтруизм. Дайте их сравнительную оценку. Разберите специфику нравственных норм, нравственных идеалов и нравственнного кодекса как нравственных ценностей. Обсудите нравственное содержание религиозных учений. Проанализируйте категории долг, честь, смысл жизни, счастье как нравственные цености. Выясните сущность нравственного поведения и нравственной свободы и ответсвенности, ее формы. Охарактеризуйте сущность проблемы смысла жизни и основные подходы к ее решению (гуманистические, эгоистические, пессимистические). Пятый вопрос. Рассмотрите основные категории эстетики: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, низменное и возвышенное. Обратите внимание на историческое развитие представлений о прекрасном, обсудите проблему его критериев. Специально следует выделить гуманизм как главный критерий прекрасного. Согласно этому критерию прекрасным является то, что способствует гармоническому развитию личности, свободной реализации ее сущностных сил и способностей. Разберите основные виды эстетической деятельности: эстетическое восприятие и художественное творчество, их взаимосвязь. Остановитесь на понятии эстетического вкуса. Дайте определение художественного образа, выделив в нем единство чувственного, рационального и эмоционального моментов выражения эстетической идеи. Рассмотрите сущность и процесс художественного творчества. Разберите основные функции искусства: воспитательную, аксиологическую, познавательную, преобразующую. Проанализируйте связь искусства и морали. Дайте характеристику массового, элитарного и демократического искусства. Необходимо отдельно остановиться также на проблеме эстетического воспитания личности. Проанализируйте связь искусства и морали. Дайте характеристику массового, элитарного и демократического искусства. Необходимо отдельно остановиться также на проблеме эстетического воспитания личности. Дайте классификацию видов искусства по различным критериям. К основным видам искусства относятся скульптура (пластические искусства), архитектура, литература, живопись, театр, кино, музыка, хореография. Разберите понятия жанр и рассмотрите виды жанров в основных видах искусства. Необходимо специально выделить понятия художественный стиль, метод, направление. Проанализируйте наиболее известные художественные методы, стили и направления. Обратите особое внимание на следующие художественные методы и направления: реализм (критический, социалистический), романтизм, абстракционизм, натурализм, классицизм. Проанализируйте взаимосвязь общественного и художественного прогресса, закономерности развития различных видов искусства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.85.179 (0.043 с.) |