Тема 6. Трудовые ресурсы организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Трудовые ресурсы организации



Тема 6. Трудовые ресурсы организации

Труд как экономический ресурс.

Персонал фирмы и его характеристики.

Эффективность использования персонала фирмы.

Система мотивации труда.

Труд как экономический ресурс

Труд — это термин, который в экономике употребляется для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров, работ и услуг, и процесса реализации этих способностей. В соответствии с традиционной классификацией выделяют α-труд и β-труд.

Рис. 1.1 Классификация видов труда

Термин «α-труд» означает труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Термин «β-труд» характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов про­изводства. Этот вид труда называют новационным, творческим.

Оба названных вида труда участвуют в экономических процессах в форме живого (функционирующего) труда и в форме результатов прошлого труда, при этом продукты β-труда передаются не только в виде вещей (в том числе носителей инфор­мации), но и через систему образования и воспитания. Как пра­вило, полезность результатов β-труда сохраняется значительно дольше, чем продуктов α-труда, и во многих случаях возрастает с течением времени. Необходимость выделения двух компонентов труда объективно обусловлена принципиальными различиями в их влиянии на формирование дохода предприятия.

„ Увеличение конечного продукта за счет α-труда возможно только при уве­личении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. В отличие от этого за счет β-труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда.

„ Это обусловлено тем, что на основе новых технических, организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий, улучшаются параметры существующих, снижаются затраты труда и средств производства на единицу полезного эф­фекта продукции и услуг.

„ Возможность создания новых идей определяется особым даром, творческими способностями, кото­рыми в той или иной мере обладает каждый человек, но далеко не каждый имеет средства для их реализации.

 

Персонал фирмы и его характеристики

Персонал фирмы — это совокупность физических лиц, выпол­няющих разнообразные функции в процессе производства матери­альных благ, оказания услуг, удовлетворения потребностей интел­лектуального, культурного и другого характера.

Физические лица состоят с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регу­лируемых договором найма. В таких отношениях, однако, мо­гут состоять не только наемные работники, но и физические лица — собственники или совладельцы фирмы, которые поми­мо причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за непосредственное участие в конкретной работе фирмы.

Структура персонала фирмы

Общим для всех фирм является деление работников на пер­сонал основной и неосновной деятельности, руководителей, специалистов, служащих и рабочих. Дальнейшая классификация может быть осуществлена по возрасту, уровню образования, стажу работы и другим признакам, имеющим значение для оценки трудового потенциала фирмы.

Трудовой потенциал — это интег­ральная характеристика количества, качества и меры совокуп­ной способности к труду различных групп людей.

Трудовой потен­циал имеет количественную и качественную характеристику. Его количественная характеристика — общая численность персона­ла на конкретную дату или за определенный период. Качественная характеристика трудового потенциала — степень профессиональ­ной и квалификационной пригодности персонала к выполнению работы.

Оценка трудового потенциала осуществляется по профессии, специальности и квалификации.

„ Профессия определяется комп­лексом теоретических знаний, умений и навыков работника, необходимых для выполнения той или иной работы.

„ Специаль­ность — комплекс знаний, приобретенных в результате специ­альной подготовки, умений и навыков работника, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

„ Квалификация — совокупность знаний и умений ра­ботника, необходимых для выполнения работы разной сложно­сти. Обязательным элементом квалификации является общеоб­разовательная и общетехническая подготовка. Квалификация позволяет оценить компетентность работника.

В рамках трудового потенциала выделяют кадровый потенциал, т.е. способность основного состава квалифицированных работников создавать определенные материальные и духовные ценности.

Руководители — это кадры, в круг обязанностей которых входят повседневный контроль и принятие решений в различных областях деятельности. Руководители могут выполнять различ­ные функции в зависимости от уровня управления. Выделяют руководителей высшего, среднего и низового звеньев управления.

В обязанности руководителей высшего звена входят административные функции, разработка стратегии фирмы, стратегическое планирование, функции представительства фирмы во внешней среде и др. Руководители среднего звена возглавляют функцио­нальные подразделения (отделы) фирмы (планирование, бухгал­терия и т.п.). Руководители низового звена, или линейные руко­водители, управляют работой конкретных подразделений, непо­средственно осуществляющих выпуск продукции, оказание услуг (цех, участок, депозитный отдел и т.п.).

Численность персонала и его структура зависят от специфики фирмы, ее отраслевой принадлежности и сферы деятельности. Например, на фирмах, осуществляющих НИОКР, можно выделить персонал, занятый исследованиями и разработками (исследователи, техники, вспомогательный персонал и пр.), и персонал неосновной деятельности. Структуру персонала характеризуют в абсолютных величинах и процентах. В качестве примера приведем структуру персонала, занятого исследованиями и разработками (таблица 2.1).

Таблица 2.1. Пример структуры персонала, занятого исследованиями и разработками.

Категории персонала Всего С высшим образованием Со средним специальным образованием С прочими видами образования
Персонал, занятый исследованиями и разработками В том числе: исследователи техники вспомогательный персонал прочие       48,9 9,5   25,9 15,7     59,1   16,9   22,1 18,4     15,9   — 67,3   23,1 22,5     25,0   — 15,8   54,8 59,1

Наличие персонала характеризуется показателями его числен­ности. Численность персонала может быть определена на дату (моментный показатель) и за период (интервальный показатель). На дату определяют списочное, явочное число и число факти­чески работавших. В списочный состав включаются работники, состоящие в штате фирмы (предприятия, организации, учреж­дения), в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера. В списочный состав включаются все работники, принятые на по­стоянную, сезонную и временную работу на срок от одного дня и более с момента зачисления их на работу.

Численность работников за период меняется, происходит дви­жение персонала (прием на работу и увольнение). Поэтому чис­ленность работников за период характеризуется средними вели­чинами. Наиболее важный показатель — среднесписочная числен­ность персонала. Этот показатель применяется для расчета производных показателей деятельности фирмы (производитель­ность труда, фондовооруженность, средняя заработная плата и др.).

При расчете показателя среднесписочной численности работни­ков учитываются:

- работники списочного состава (без внешних совместителей);

- внешние совместители;

- работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера;

- другие лица несписочного состава.

Данная классификация работников является не только ос­новой для расчета среднесписочной численности персонала, но и исходной базой для определения фонда заработной платы и выплат социального характера. Среднесписочная численность персонала за месяц определяется следующим образом:

- сумма списочных чисел работников за каждый день месяца/Число календарных дней в месяце.

Среднесписочная численность работников за год определя­ется путем деления суммы среднесписочных чисел за каждый месяц на 12.

За квартал сумма среднесписочных чисел за каж­дый месяц квартала делится на три. Аналогично может быть определена среднесписочная численность работников за полу­годие и девять месяцев (деление суммы среднесписочных чисел за каждый месяц периода соответственно на 6 и 9). Среднеспи­сочная численность работников, выполняющих работы по дого­ворам подряда и другим договорам гражданско-правового харак­тера, определяется путем суммирования среднесписочной чис­ленности этих работников за все месяцы срока действия договора в отчетном периоде и делением полученной суммы на число ме­сяцев работы предприятия с начала года (3, 6, 9 и 12).

Среднее явочное число работников определяется по следующей формуле:

Среднее число фактически работавших рассчитывается следу­ющим образом:

Среднее число фактически работавших отличается от сред­него явочного числа работников на величину целодневных про­стоев. Отметим, что среднесписочное число работников исполь­зуется как во внутреннем, так и внешнем анализе деятельности фирмы. Среднее явочное и среднее число фактически работав­ших применяются при проведении внутреннего анализа деятель­ности фирм, в основном производственных.

Рис. 3.1. Календарный фонд рабочего времени

Табельный фонд рабочего времени — это ка­лендарный фонд минус праздничные и выходные дни.

Макси­мально возможный фонд рабочего времени — это табельный фонд минус очередные отпуска.

В человекочасах учитывается время внутри рабочего дня. Отработанный человекочас — время фактической работы работ­ника в течение рабочего дня.

По данным учета рабочего време­ни в человекоднях и человекочасах определяются показатели использования рабочего времени.

В отчете фирмы об использо­вании рабочего времени указываются следующие показатели:

- количество отработанных человекочасов работниками списоч­ного состава;

- количество отработанных человекочасов внешними совместителями;

- численность работников списочного состава, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации;

- число неотработанных человекочасов этими работниками;

- численность работников списочного состава, которым по ини­циативе администрации предоставлены отпуска без сохране­ния или с частичным сохранением заработной платы;

- число человекодней отпусков по инициативе администрации (в том числе без сохранения заработной платы);

- численность работников списочного состава, которым пре­доставлены отпуска без сохранения заработной платы по соб­ственному желанию;

- число человекодней отпусков без сохранения заработной платы по собственному желанию;

- число человекодней болезни (приходящихся на рабочие дни по календарю) работников списочного состава.

Отношение фактических показателей использования рабочего времени к плановым или законодательно установленным характеризует степень использования рабочего времени.

Абсолютные показатели использования рабочего времени — это средняя продолжительность рабочего дня, среднее число рабочих дней одного работника и среднее число рабочих часов одного работника:

дни

= Средняя продолжительность рабочего дня × Среднее число рабочих дней одного работника.

Производительность труда

Производительность труда является одним из важных пока­зателей эффективности работы персонала.

Под производительно­стью живого труда понимают его способность производить в еди­ницу времени определенное количество продукции.

Производитель­ность труда может быть определена с помощью прямого или обратного показателя.

Введем условные обозначения:

q — объем произведенной продукции;

Т— затраты труда на выпуск продук­ции.

Прямой показатель производительности труда — средняя выработка продукции на единицу затрат труда (W):

Обратный показатель — трудоемкость (t), т.е. затраты труда на единицу продукции:

Затраты труда могут быть выражены количеством отработан­ных человекочасов, человекодней, средним списочным числом рабочих или всего персонала фирмы. Поэтому в зависимости от конкретно решаемой задачи могут быть рассчитаны показатели среднечасовой, среднедневной и средней выработки на одного ра­бочего или работника основной деятельности за период (напри­мер, месяц).

Наиболее важный показатель — среднечасовая вы­работка.

Величина трудоемкости, как видно из приведенных фор­мул, находится в обратной зависимости от выработки. Чем выше выработка, тем ниже трудоемкость, и наоборот.

Пример. Исходные данные и результаты расчета трудоемкости

Показатели Условное обозначение Июль Август
1. Произведено изделий, шт. q    
2. Отработано человекочасов Т    
3. Средняя выработка продукции на 1 человекочас W = q/Т    
4. Трудоемкость единицы продукции, ч/шт. t=Т/q 0,2 0,17

В результате сравнения уровня выработки в отчетном периоде с соответствующим показателем предыдущего периода получаем пред­ставление о динамике производительности труда. В нашем примере

Сравнение же соответствующих уров­ней трудоемкости характеризует динамику трудоемкости. В нашем примере , т.е. трудоемкость снизилась на 15%.

Отметим, что нельзя непосредственно сравнивать уровни вы­работки на разных предприятиях, тем более относящихся к раз­ным отраслям, так как выработка зависит не только от производ­ственных результатов, но и от стоимости потребленного сырья, материалов, технического уровня производства и других факто­ров. Таким образом, для того чтобы определить, как изменилась производительность труда, нужно среднюю выработку , до­стигнутую в отчетном периоде, сопоставить с выработкой преды­дущего периода ; трудоемкость отчетного периода (t1) сопо­ставить с запланированной (нормативной) или предыдущего пе­риода (t0), т.е. надо вычислить индекс средней выработки или индекс трудоемкости. Производительность труда растет, если

В рассмотренном выше примере производительность труда выросла на 20%.

Между индексом средней выработки и индек­сом трудоемкости существует обратная зависимость:

Между показателями объема продукции, затрат труда, сред­ней выработки и трудоемкости существуют следующие взаимо­связи:

где Jq индекс объема продукции; JT индекс затрат труда.

Мы имеем разложение показателя «объем продукции» и показателя «затраты труда» на факторы-сомножители. Модели, в которых результативный показатель представлен в виде про­изведения факторов-сомножителей, называют мультипликатив­ными. В мультипликативных моделях выделяют объемные пока­затели (отражающие некоторую совокупность, например объем продукции, объем трудовых затрат) и качественные (определя­ются в расчете на единицу признака — средняя выработка про­дукции на один отработанный час, на одного работника, себе­стоимость единицы продукции и т.п.). Это учитывается в мето­дике анализа влияния факторов на изменение результативного показателя.

Покажем это на примере анализа влияния средней выработ­ки и затрат труда на изменение объема продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. В нашем примере в от­четном периоде выпущено на 300 ед. продукции больше, чем в предыдущем:

В теории факторного индексного анализа влияние измене­ния качественного показателя на изменение результативного оценивается при сохранении объемного показателя на уровне отчетного периода, т.е. влияние изменения средней выработки на изменение объема продукции составит

В нашем примере: = (6 - 5) х 550 = 550 ед.

Влияние из­менения объемного показателя на результативный оценивается при сохранении качественного показателя на уровне предыду­щего периода (базисном уровне):

Применительно к нашим данным = 5 х (550 — 600) = — 250 ед. Следовательно, за счет роста средней выработки объем продукции мог бы увеличиться на 550 ед., но в результате изме­нения затрат труда он снизился на 250 ед. Поэтому общее изме­нение объема продукции составит 300 ед.:

Используя взаимосвязи между показателями объема продук­ции, затрат труда, выработкой и трудоемкостью, можно опреде­лить влияние изменения:

1) производительности и затрат труда на объем продукции;

2) трудоемкости и объема продукции на затраты труда. Для оценки влияния трудоемкости и объема про­дукции на затраты труда используются алгоритмы общего изме­нения затрат труда, влияния трудоемкости, влияния объема про­дукции.

Общие изменения затрат труда:

Влияние трудоемкости:

Влияние объема продукции:

В зависимости от измерителя производственного результата (объема продукции) средняя выработка может быть определена в натуральном или денежном выражении. Если производитель­ность труда оценивается на основе показателя трудоемкости, то такой метод измерения труда называется трудовым. Следователь­но, в измерении производительности труда могут применяться натуральный, стоимостный и трудовой методы.

 

Система мотивации труда

Успех фирмы во многом зависит от четко продуманной сис­темы мотивации персонала. Мотивация персонала — это процесс побуждения работников к достижению целей организации путем учета их интересов и приведения этих интересов в соответствие с целями организации. Основными элементами мотивационного процесса являются потребности и вознаграждение.

Потребность — это ощущение человеком физиологического или психологического недостатка в чем-либо. Потребности — это основной мотиватор, заставляющий людей совершать определен­ные действия, направленные на их удовлетворение. Потребнос­ти можно квалифицировать на первичные и вторичные. Первич­ные потребности заложены генетически. Это потребность в пище, сне, воде и пр. Вторичные потребности приобретаются в процессе жизнедеятельности. Это потребности в знаниях, общении, ува­жении и власти. Первичные потребности одинаковы, сходны у большинства людей, вторичные же — индивидуальны, посколь­ку зависят от личного опыта, интеллектуального уровня и соци­ального положения.

Вознаграждение — это тот положительный результат, все то ценное, что получает человек, предпринимая какие-либо действия. Вознаграждение для каждого человека индивидуально и бывает внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение — это удов­летворение, испытываемое человеком от работы, общения, са­моуважения, самоутверждения и пр. Внешнее вознаграждение — это признание и уважение коллег, статус работника, получаемое им материальное поощрение (заработная плата, премии, соци­альные выплаты и льготы, повышение в должности).

Таким образом, соотношение различных мотивов, оказыва­ющих влияние на поведение работника, образует индивидуальную мотивационную структуру, в которой сочетаются как моральные, так и материальные стимулы, причем роль последних в настоя­щее время существенно возросла. Материальное вознаграждение работников напрямую связано с затратами труда и представляет собой различные системы оценки их деятельности (заработная плата, различные формы и методы стимулирования труда пер­сонала). Под материальным вознаграждением персонала пони­мают все затраты, которые несет работодатель на основе трудо­вого соглашения. Каждая фирма использует собственную систему вознаграждения, отражающую ее традиции, находящиеся в ее распоряжении финансовые ресурсы и т.д.

В Трудовом кодексе РФ дается следующее определение за­работной платы. Заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количе­ства, качества и условий выполняемой работы, а также выпла­ты компенсационного и стимулирующего характера. Сущность заработной платы проявляется в тех функциях, которые она выполняет. Воспроизводственная функция заработной платы пре­дусматривает обеспечение работника и членов его семьи необ­ходимыми жизненными благами для воспроизводства рабочей силы. Стимулирующая функция устанавливает зависимость между личным трудовым вкладом работника, результатами деятельно­сти предприятия и размером заработной платы. Регулирующая функция заработной платы способствует распределению трудо­вых ресурсов между отраслями и регионами.

Необходимо различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата — это величина получае­мой работником заработной платы в денежном выражении за работу в определенный период времени. Реальная заработная плата — это номинальная заработная плата за вычетом налогов (подоходного, пенсионного и др.), обеспечивающая работнику совокупность материальных благ, которые можно приобрести при данном уровне цен на товары.

Организация оплаты труда на предприятии включает:

1) ус­тановление условий (норм) оплаты труда;

2) установление норм трудовых затрат (трудовых обязанностей работников);

3) опре­деление системы оплаты труда, т.е. способа учета в оплате ин­дивидуальных и коллективных результатов труда;

4) порядок внесения изменений в организацию оплаты труда.

Тарифная система

Основой организации заработной платы является тарифная система, представляющая собой совокупность норм и нормативов, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда исходя из разли­чий в сложности выполняемых работ, условий, интенсивности и характера труда. Основными элементами тарифной системы являются тарифные сетки, тарифные ставки, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты к тарифным став­кам, региональные коэффициенты. Расчет заработной платы осуществляется следующим обра­зом. Основой построения тарифных ставок и окладов является минимальная заработная плата, устанавливаемая Правительством РФ. Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — гарантируемый федеральным законом размер ме­сячной заработной платы за труд неквалифицированного работ­ника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. На основании минимальной заработной платы и среднего числа часов работы одного рабочего за месяц определяют размер часовой тарифной ставки первого разряда. Ставки последующих разрядов устанавливаются исходя из тарифных коэффициентов. Кроме того, минимальный размер заработной платы используется при расчете минимального размера пенсий и пособий, уровня нало­гообложения, при определении штрафных санкций в админис­тративном и уголовном праве и т.д.

Тарифная ставка — выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу времени. Тарифная ставка первого разряда может быть часовой, дневной и месячной. Тарифная сетка — шкала разрядов, каждому из которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывающий, во сколько раз тарифная ставка каждого разряда выше, чем первого. Тарифно-квалификационные справочники обеспечивают возможность уста­новления разряда работ и работника. В них содержится информация о том, что должен знать и уметь рабочий каждого разря­да, каждой специальности. Надбавки и доплаты к тарифным ставкам за отклонения от нормальных условий труда, в том чис­ле за работу в сверхурочное время, в праздничные дни и т.п., определяются предприятием самостоятельно и включаются в себестоимость продукции как «затраты на оплату труда». Район­ные коэффициенты к заработной плате представляют собой нор­мативный показатель степени увеличения заработной платы в зависимости от местоположения предприятия и условий прожи­вания. Диапазон районных коэффициентов составляет от 1,15 до 2,0. Роль тарифной системы в настоящее время существенно из­менилась. Производственные фирмы самостоятельно выбирают тарифную сетку (число разрядов шесть, семь, восемь и более) и размер прогрессивного абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов либо могут отказаться от ее исполь­зования, то же относится и к выбору форм и методов оплаты труда персонала. Все зависит от финансовых возможностей конкрет­ной фирмы. Кроме тарифных ставок на фирмах применяется система должностных окладов руководителей, специалистов и служащих. Должностные оклады устанавливаются при заключении трудового договора (контракта), уровень оплаты труда зависит от результатов производственной и финансовой деятельности фирмы, прежде всего от размера прибыли. Такая форма оплаты труда руководителей, специалистов и служащих наиболее адекватна требованиям рыночной экономики. В бюджетных органи­зациях применяется утвержденная Правительством РФ Единая тарифная сетка (ETC), которая состоит из 18 разрядов. Перво­начально установленная исходная ставка (первого разряда) ин­дексируется в соответствии с повышением общероссийского минимума заработной платы и с учетом экономических возмож­ностей организаций.

Формы стимулирования труда

Отметим, что при всей значимости заработной платы в ин­дустриально развитых странах она составляет от 50 до 70% до­хода работников фирм, в систему материальной мотивации вклю­чаются различные формы стимулирования труда. К ним отно­сятся премии, надбавки, доплаты, компенсации и разнообразные новые системы вознаграждения персонала. Премии и надбавки вводятся для стимулирования добросовестного отношения к труду, повышения качества продукции и эффективности производства. Необходимо провести четкую грань между этими понятиями.

Премия представляет собой дополнительное вознаграждение и выплачивается работнику за особые достижения (за достиже­ние конкретных результатов деятельности). Надбавки — это поощрительные виды выплат, стимулирующие работника в повышении квалификации, приобретении новых знаний, их обнов­лении. Доплаты представляют собой возмещение дополнительных затрат работнику из-за объективных различий в условиях и тяжести труда. Компенсации — это выплаты, которые учитывают независящие от фирмы факторы (рост цен и пр.), влияющие на уровень реальных доходов персонала. Разница между вышена­званными понятиями состоит в следующем:

• Надбавки и доплаты выплачиваются в одинаковом размере и ежемесячно, а премии могут быть нерегулярны и существенно меняться в зависимости от результатов деятельности работника.

• Компенсации и доплаты отражают те производственные и социальные характеристики, которые объективно не зависят от работника.

• Доплаты и надбавки персонифицированы, в то время как премии чаще всего стимулируют результаты коллективной де­ятельности. Наивысших результатов добиваются те фирмы, которые в своей политике успешно используют взаимосвязь между результатами индивидуальной работы и воз­награждением, а также увязывают общий результат с конкрет­ным вкладом отдельного работника.

Остановимся более подробно на новых системах материаль­ной мотивации. Среди многочисленных систем вознаграждения можно выделить:

1) участие в результатах работы организации;

2) участие в распределении прибыли;

3) участие в капитале;

4) плату за знания и компетенции.

Бонусы

В последние годы расширилась сфера деятельности специ­фической формы участия в прибыли фирмы — бонусов. Бонус наличностью — это премия; кроме того, бонус может иметь форму акций. Бонус — это специфическая форма вознаграждения, суть которой состоит в определении участия персонала в прибыли прошлого года. Размер его выплаты определяется руководством фирмы, при этом оплата осуществляется, как правило, по гиб­кой схеме, т.е. непропорционально изменениям размера прибыли. Смысл в том, чтобы избежать слишком больших скачков этой дополнительной денежной оплаты для персонала фирм. Учиты­вая, что рост или снижение прибыли меняется умеренно, нор­мальным, например, считается бонус в размере 50% месячной заработной платы; если речь идет об успешном окончании фи­нансового года, то его размер может составить 70%, в плохой год — 30%. Преимущество бонусов как одной из форм материального вознаграждения состоит в обеспечении достаточно сильной мо­тивации работника, стимулировании высокопроизводительного труда отстающих работников, учете реально достигнутых резуль­татов конкретного работника.

Не вдаваясь детально в расчет бонусных выплат, отметим лишь составляющие данных расчетов. Расчет бонуса осуществляется с учетом оклада работника, личностного бонусного фактора (в процентах), а также фактора выплаты бонусов (который, в свою очередь, определяется как матричная функция от среднего тем­па роста объема продаж и среднего уровня отдачи активов). Бонус, таким образом, базируется на прибыли (конечных резуль­татах деятельности фирмы) и индивидуальной деятельности. Временной фактор основан на результатах деятельности за год или за четырех-пятилетний период, причем выплата может быть немедленной или отложенной на трех-пятилетний срок. Есте­ственно, что система отложенных бонусов используется руковод­ством как система «привязки» квалифицированных работников к данной фирме. Бонусы и премии позволяют мотивировать сотрудников на максимальную самоотдачу, а также ориентировать их на дости­жение бизнес-целей. Предположим, нам необходимо организо­вать слаженную коллективную работу так, чтобы ни один этап не был сорван. Для этого назначим бонус за достижение подраз­делением результата в конкретный срок. Если, наоборот, мы хотим поощрить индивидуальную работу, то определим бонус за лич­ные достижения сотрудников, получивших нужный результат в установленный срок.

Участие в капитале

Задача данной системы состоит в том, чтобы интересы ра­ботника совпали с интересами фирмы, необходимо увязать их так, чтобы каждый работник был заинтересован в реализации стра­тегических планов развития фирмы. Участие в капитале осуще­ствляется в основном через различные формы акционирования. Работник, становясь совладельцем акционерного капитала фирмы, уже не только располагает в качестве дохода своей заработной платой, но и получает прибыль на капитал. Участие в капитале может быть обеспечено получением дивиденда. Дивиденд — это плата за долю в капитале фирмы. Размер дивиденда определя­ется рентабельностью и пропорционален уровню чистой прибыли, т.е. зависит от рыночно-стоимостной оценки конечных резуль­татов деятельности фирмы.

Среди других форм участия в капитале можно назвать сле­дующие: распределение бесплатных акций, продажа обычных акций со скидкой в размере определенного процента от их кур­са, привилегированных акций без права голоса на общем собрании акционеров, основание общества с долевым участием сотрудников, опционы на акции, акции по итогам деятельности и др. Акции выполняют специфическую функцию согласования текущих материальных интересов работника со стратегическими интере­сами фирмы. Выпуск акций для работников фирмы осуществ­ляется ежегодно, причем каждый сотрудник может расходовать до '/4 своего годового дохода на приобретение акций фирмы, ко­торые примерно на 20% дешевле, чем курс на бирже.

Достаточно новой для российской практики формой участия в капитале является опцион на акции. Опцион — это специфическая форма вознаграждения, используемая для стимулирования работ­ников фирмы, и прежде всего ее руководства. Опцион дает пра­во сотруднику на приобретение акций фирмы по фиксирован­ной цене в определенный момент в будущем. Опцион устанавливает прямую зависимость между будущим доходом работника и курсом акций фирмы. Участие в опционе способствует росту заинтересованности работников в повыше­нии курса акций и, следовательно, в увеличении рыночной зна­чимости фирмы, а потому они связывают свое благополучие в долговременной перспективе с ее процветанием. Опционы, бе­зусловно, выгодны для фирмы, поскольку они являются прак­тически бесплатной формой материального вознаграждения, учитывая, что акции приобретаются сотрудниками по фиксированной цене, а не раздаются бесплатно. Опционы оказывают стимулирующее воздействие на работника, как и в случае с бонусами (и другими видами премий), поскольку они представляют собой существенную дополнительную денежную выплату (в сред­нем от 10 до 20% от заработной платы работника).

Тема 6. Трудовые ресурсы организации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.092 с.)