Концепция общественного развития: формационный подход и теории локальных цивилизаций.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция общественного развития: формационный подход и теории локальных цивилизаций.



Формационный подход.
К. Маркс выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-экономических формациях

Общественно-экономическая формация (ключевое понятие) - совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Достоинства - понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.

Недостатки - неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, неполное подтверждение практикой).

Механизм перехода от одной формации к другой:
Есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным или мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки -возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

Формации

- Первобытная;

- "Азиатский способ производства"- особый политико-экономический тип общества (фактически - шестая формация). Был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек;

- Рабовладельческая общественно-экономическая формация;

- Феодальная общественно-экономическая формация;

- Капиталистическая общественно-экономическая формация;

- Коммунистическая (социалистическая) формация.

Теории «локальных цивилизаций. А. Тойнби.

«Локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Это — западная, две православных (русская и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, майя, египетская и др. Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».

Причина становления: наличие в данном обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком неблагоприятна и не слишком благоприятна.

Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации.
Механизм рождения цивилизаций: среда умеренно неблагоприятная непрерывно бросает вызов обществу, а общество через свое творческое меньшинство отвечает на вызов и решает проблемы. Такое общество не знает покоя, оно все время в движении, благодаря движению оно рано или поздно достигает уровня цивилизации.
Внутренняя структура цивилизации:

-Творческое меньшинство;

- Инертное большинство.

Рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре.

Упадок цивилизации — это не единовременный акт, а длительная стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия.

Стадии, через которые проходит каждая цивилизация

-зарождение;

-рост;

-надлом;

-дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.249.17 (0.006 с.)