Проблема смысла человеческого существования. Разнообразие смыслов жизни.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема смысла человеческого существования. Разнообразие смыслов жизни.



Понятие личности. Личность и общество.

Личность – человек в качестве социального индивида, индивида как члена общества. Научное понимание личности опирается на марксистское понимание человека в качестве биосоциального существа, сущность которого составляет совокупность общественных отношений.
Каждый человек – личность, так как социальное стало стороной, моментом, свойством этого индивида.
Развитие людей в качестве личности зависит от природных задатков индивидов, однако совершается оно главным образом в обществе, в котором каждый человек есть и объект и субъект деятельности.
Развитие личности может быть различно. Каждый из индивидов находит в качестве объективных условий развития себя как личности уже имеющуюся форму общества. Широта и глубина развития индивида как личности - это широта и глубина усвоения им социального и превращение социального в форму деятельности индивида.
Исторические формы и типы общества - исторические формы и типы личности.
Личность и общество - социально-философская проблема, суть которой состоит в том, какие условия каждое исторически конкретное общество представляет для становления и развития личности и в какой мере деятельность личности сказывается на обществе, как увязываются интересы общества и личности.
Например, в рабовладельческом обществе наряду с теориями Платона и Аристотеля, обосновывавшими необходимость подчинения личности государству, существовали теории стоиков, скептиков, эпикурейцев, в которых власть государства рассматривалась как подавляющая, враждебная личности сила.
В 17 - 18 вв. разрабатываются теории общественного договора, согласно которым общественное и государственное устройство есть продукт договора индивидов и может быть преобразовано, если оно перестает служить благу людей. Однако утверждение и развитие капитализма, показало, что освобождение личности, которое провозглашали его идеологи, оказалось на самом деле ее закабалением вещными отношениями, денежными связями.

Марксизм, показав, что развитие и смена формаций есть вместе с тем исторический процесс становления и развития человеческой личности, связал, возникновение противоречия между обществом и личностью, с существованием враждебных общественных отношений, раскрыл конкретный характер его проявления и пути его неизбежного преодоления.

На стадии развитого социализма возрастают возможности для гармоничного сочетания общественных и личных интересов, когда, с одной стороны, общество все делает во имя человека и для его блага, а с другой - члены общества сознательно служат общественным интересам, развивая себя как социально богатую личность.

Проблема смысла человеческого существования. Разнообразие смыслов жизни.

Смысл жизни - осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу.

Категория «смысл жизни» — это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества.

Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждого человека. Четкое представление о смысле и назначении своей жизни является основной движущей силой бытия человека, стратегическим орудием, позволяющим преодолеть все трудности и испытания на жизненном пути. Но для этого нужно, чтобы человек сам определил смысл своему существованию, сделал свою жизнь плодотворной, полезной, нужной.

Понимание смысла жизни предполагает существование устойчивых планов и программ на будущее, которые, несмотря на всевозможные трудности, будут вести человека вперед.

Для достижения целей на пути осуществления смысложизненной задачи от каждого человека требуются, как умение найти и наметить эту цель, так и выдержка.

Смысл человеческой жизни может быть найден только на пути единения интересов и целей общества и личности. Смысл человеческой жизни заключается в совпадении основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими позитивными тенденциями развития общества.

Действия человека, не имеющего представления о смысле своей жизни, опасны и необдуманны. Более того, если бы человек не имел ясного представления, для чего ему жить и как ему жить, то его существование превратилось бы в бессмысленное прожигание времени.

Смысл человеческому существованию придает то, что лежит в глубинах человеческой души. И именно ориентация на такие ценности, как любовь, совесть, мужество, способность бороться с собственными недостатками и пороками, чувство ответственности, доброты, и т.д. делают жизнь индивида осмысленной. И именно эти ценности, вместе взятые, наполняют человеческую жизнь счастьем. Поэтому считают, что у человека и есть смысл жить, пока жива в нем потребность в Истине, Добре и Красоте.

Также некоторые философы возводят счастье в ранг смысла жизни любого человека Однако счастье, как таковое, не может быть центральной идеей жизни, то есть её смыслом, если рассматривать проблему смысла жизни через конечность бытия человека, через его смертность.

Проблему смысла жизни человека нельзя рассматривать, не затрагивая проблему смысла смерти, являющейся ее обратной стороной. Человек смертен и, понимает, что жизнь его конечна. Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни.

Как правило, из факта своей смертности каждый делает свой вывод: желая использовать каждую минуту для удовольствия, некоторые люди проживают жизнь в погоне за наслаждениями, по той же причине другие желают прожить ее более плодотворно, используют каждое мгновение с большой пользой, с желанием оставить после себя доброе имя.

Драматизм индивидуальной конечности преодолевается тем, что человек, умирая биологически, не уходит безвозвратно. Человек живет и действует не только для себя, но и для других, для общества. Человек, правильно определивший смысл своей жизни и проживший ее в соответствии с ним, умирает физически, но остается жить в делах общества, в идеях, которые он оставил, т.е. приобретает нравственное бессмертие.

Философы считают, что осознание смерти должно пробуждать в человеке не страх перед ней, не желание бездумно проматывать жизнь, а прожить ее полноценно и содержательно. Каждый должен торопиться жить, стараться использовать каждую минуту целенаправленно, с полной самоотдачей. В этом и проявляется нравственное значение смерти.

Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно лишь субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть.

Разнообразие.

Многие философы, утверждают, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов - объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности - воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон - в заботах о душе; Аристотель - в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Эпикур – в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген Синопский - во

внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики - в покорности судьбе. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах - в стремлении к счастью на основе всеобщей

любви людей друг к другу, Маркс - в борьбе за коммунизм, Ницше - в “воле к

власти”, английские философы XIX века Бентам, Милль - в достижении выгоды,

пользы, успеха.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.78 (0.008 с.)