Мораль и право как формы общественного сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мораль и право как формы общественного сознания.



ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.

 

Мора́ль (лат. moralisкасающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и видобщественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу междудобром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.[

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство[9].

В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

§ право вырабатывается государством, мораль — обществом;

§ право закреплено в государственных актах, мораль — нет;

§ за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение, критика и в некоторых случаях санкции государства.

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений[1], общепризнанного определения права не существует и в современной науке[

 

52.Специфика соц.детерменизма

Социальный детерминизм (лат. determinare - определять) - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.

Важнейшей характеристикой социального детерминизма является причинно-следственная связь, однако к последней не сводятся все формы детерминации (обусловленности). Среди них следует назвать связи случайные и необходимые, возможные и действительные, прямые и косвенные и т.д. Вся совокупность связей и отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития.

Он имеет две основные формы: во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, во-вторых, понятие `социальный детерминизм ` относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному субъекту, а классу объектов в целом.

Из существовавших в истории социологической мысли представлений о связи социальных явлений можно выделить: 1) механистический социальный детерминизм, который предполагал жесткую детерминацию, строго однозначный характер всех связей и зависимостей, сведение социального целого к его элементам, отказ от включения случайности в цепь причинно-следственных отношений и приводил к отрицанию свободы воли и фатализму (признанию неотвратимой предопределенности событий); 2) статистический социальный детерминизм, делавший упор на значении случайности в социальных процессах и выявлении причин на основе фиксации статистических распределений; 3) системный социальный детерминизм, подчеркивавший целостность социальных структур, детерминацию социальной системой своих элементов и др.

 

 

53.Искусство как форма познания

Философски оценивая роль различных видов познания, не следует преуменьшать значимость искусства. Еще Леонардо да Винчи (1452-1519) уверял, что искусство подобно науке, ибо оно тоже служит делу познания реального мира. Но искусство и наука изучают разные стороны этого мира, пользуясь различными средствами и методами. Если наука проникает в глубь предметов, вещей и явлений природы, изучает их количественные закономерности, то искусство постигает качественные особенности тех же предметов, вещей и явлений. Благодаря этому обнаруживается красота природы и ее проявлений. Как ученый Леонардо да Винчи удивлялся «мудрости» законов природы и восхищался ее совершенством, а как художник - восторгался изысканной красотой природы и человека.

Для него наука была искусством, а искусство - наукой. В сущности, познание - это наука и искусство видеть и понимать мир. Так, пропорции человеческого тела Леонардо да Винчи изображал как профессиональный анатом и великолепный мастер рисунка, а неповторимость и красоту человеческой души - как первоклассный психолог и живописец, автор прекрасных картин. Много позже Иоганн Гете (1749-1832), немецкий поэт, естествоиспытатель и замечательный мыслитель, утверждал, что человек, «рожденный и развивающийся для так называемых точных наук, с высоты своего рассудка-разума нелегко поймет, что может существовать также точная чувственная фантазия, без которой собственно не мыслимо никакое искусство. Вокруг того же пункта ведут спор последователи религии чувства и религии разума; если вторые не хотят признать, что религия начинается с чувства, то первые не допускают, что она должна развиться до разумности». Искусству и религии дано схватывать и выражать в образах такие сложнейшие явления, которые в принципе невозможно выразить посредством теоретической мысли и тем более описать в рамках фундаментальной науки. Это преимущество искусства как формы познания А. И. Солженицын выразил следующим образом: «Где научному исследованию надо преодолеть перевал, там художественное исследование тоннелем интуиции проходит иногда короче и вернее». Основная черта художественного познания - это внутренняя самоочевидность истины.

 

54.закон единства и борьбы противоположностей

Единство и борьбапротивоположностей, всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражающий суть, "ядро" диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними. Характеристика всякого объекта как подчинённого закону Е. и б. п. указывает на источник всеобщего движения и развития не где-то вне его самого, не в метафизических или сверхъестественных силах, а в самом объекте, в его самодвижении и развитии. Этот закон ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон Е. и б. п. снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей. Например, в биологической эволюции именно путём Е. и б. п. наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В физических процессах именно Е. и б. п., выступающие, например, как корпускулярные и волновые свойства, объясняют природу света, более того, это явилось почвой для "драмы идей" в физической науке, где противоборство корпускулярной и волновой теорий и их синтез характеризовали её прогресс. Простейшее выражение Е. и б. п. в товарно-капиталистическом мире — это потребительная стоимость и стоимость; наиболее развитые противоположности капитализма — рабочий класс и буржуазия; капиталист выступает как персонификация капитала, как "... порождение труда, враждебное труду" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 307).

Относительно внешняя сторона Е. и б. п. состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности (см. Рассудок) познаёт только эту, внешнюю сторону Е. и б. п. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически — как вечные мировые абсолюты ("свет" и "тьма", абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия (см. Противоречие) и разрешение через борьбу. "Диалектика есть учение о том,... как бывают... тождественными противоположности..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 98). С точки зрения разумного диалектического мышления (см. Разум) действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.).

В истории философии первоначально сложилось представление о повсеместном сцеплении крайностей, об их чередовании и замещении друг другом, о том, что они "сходятся". Из этого представления выросла концепция поляризма (например, у Лао-цзы, в пифагореизме), которая в иных формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Ф. В. Шеллинг, А. Уайтхед, органицизм). Собственно диалектика зарождается там, где вскрывается проблема противоречия — сначала противоречие обнаруживается в виде образа — "гармония лиры и лука" (Гераклит) или апории. Из античных философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику Е. и б. п. Платон. В эпоху Возрождения идею "совпадения противоположностей" развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время И. Кант создал учение об антиномиях, И. Фихте — учение о диалектике в деятельности "Я", Гегель — учение о Е. и б. п. как содержательно-логическом принципе. Последнее — одна из важнейших исторических предпосылок марксистской диалектики.

В современной буржуазной философии преобладают две тенденции. У позитивистов противоположности сводятся к полюсам, а их отношение — к взаимной дополнительности (комплементаризм). У иррационалистов противоположности заключают якобы принципиально не выразимые познанием или неразрешимые антиномии (трагическая диалектика и т. п.). В маоистской лжедиалектике Е. и б. п. подменяется мифологическим представлением об извечной всеразрушительной войне между мировыми абсолютами и о фатальном расколе каждого предмета на антагонистические полюсы. Исходя из этого, маоисты находят антагонистические противоречия и в социалистическом обществе. Реформисты и правые ревизионисты, напротив, пропагандируют тезис о примирении противоположностей, что служит методологическим "основанием" для их соглашательства с буржуазией в политике.

В марксистской философии Е. и б. п. — фундаментальный методологический принцип. В. И. Ленин считал важным исследовать Е. и б. п. "... как закон познания (и закон объективного мира)" (там же, с. 316). Раздвоенность единого на полюсы — лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама "истина есть процесс" (см. там же, с. 183).

Выражение "борьба противоположностей" содержит следующий смысл: 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

В обществе развитие совершается как Е. и б. п., присущих процессу, в котором люди (классы и т. п.) делают свою историю. Прогресс материальной и духовной культуры происходит через порождение противоречащих друг другу тенденций, способов деятельности, всё более многообразных способностей, форм общения, теорий, ценностей и т. п. "Сосуществование двух взаимно-противоречивых сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 136, ср. с. 146). Однако в условиях классовых формаций созидательная диалектика процесса человеческой деятельности скована и изуродована классовым антагонизмом.

Капитализм, последняя антагонистическая формация, порождает и формирует рабочий класс, призванный исторически в конечном счёте преодолеть мир антагонизмов. Поднимаясь в своём развитии и образовании, рабочий класс всё больше становится творчески-революционной силой, выступающей против всех форм социального гнёта. Он становится способным также "... сбросить с себя всю старую мерзость..." и создать коммунистическое общество (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 70).

Марксистское понимание Е. и б. п. противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.

Закон Е. и б. п. не совместим ни с субъективизмом, подменяющим конкретные решения проблем предвзятыми абстрактными разграничениями, ни с объективизмом, не проникающим в противоречивость объективных процессов. Борцы за коммунизм видят в Е. и б. п. Философский принцип коммунистического идеала и метод его реализации в истории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.84.65.73 (0.031 с.)