Природа как предмет философского анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа как предмет философского анализа



 
 

Философский анализ взаимодействия природы и общества.

 

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии общества и человека, отношения природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху.

 

Основной предмет философии - это система «человек-мир». В основе этой системы лежит два активных организующих начала: природный мир, в котором господствует необходимость, закон и духовный мир, мир идеального, в котором господствует логос, дух, бог. Мир культуры - это тот, который мы создаем сами для себя, который является связующим между первыми двумя. Здесь двоевластие. С одной стороны на него влияет природа, с другой стороны - человеческая воля, субъективность. Формой выражения взаимодействия этих начал является ценность. Поэтому, философское знание прежде всего ценностное. И в основе рассмотрения мира философия кладет именно фундаментальные ценности, выработанные человеческим сознанием.

 

Отношение философии к духовному миру человека определяется системой базовых ценностей, которые лежат в основе взаимодействия человека и общества.

 

Отношение философии к миру природы определяется двояко. Такие философы, как Гегель, Спиноза, Аристотель считали философию наукой о наиболее общих закономерностях окружающего мира, поэтому считали, что учение о природе - это необходимая часть философствования.

 

Революционный переворот совершил Маркс, который отошел от тождества социального и природного мира. Он подчеркивал, что существует наличие общего. Именно это общее рассматривает философия.

 

Рассмотрим, основные подходы при исследовании общества в социальной философии.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.

С одной стороны по мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой им второй природой, человек повышал свою защищенность от стихийного буйства природы.

Наряду с процессами, ослабляющими зависимость человека от природы, с развитием производительных сил связана и другая тенденция. В орбиту человеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.

Изобретая, скажем, способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем с течением времени само развитие цивидизации оказывается зависимым от имеющихся на планете запасов железных руд, от их разведки и хозяйственного использования.

Подобного рода примеры можно множить до бесконечности, и каждый из них будет раскрывать все ту же тенденцию возрастающей зависимости человека от природы. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается самым драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, приводят к исчерпанию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.

Мы видим, т.о., что не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от него.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию челвечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы.

В результате деятельности человека, в особенности в последние десятилетия, в дикой природе к настоящему времени исчезли многие виды животных и растений. Не менее тревожно и то, что происходит неуклонное падение численности и сокращение ареалов других видов.

 

39. глобальные проблемы современности (нужны философские или просто глобальные?)

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Список глобальных проблем

§ Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.

§ проблема «Север-Юг» — преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;

§ предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий,радиоактивного загрязнения окружающей среды;

§ предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;

§ обеспечение человечества ресурсами;

§ глобальное потепление;

§ озоновые дыры;

§ проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.

§ демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых).

§ терроризм.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

Попытки решения

§ Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х

§ Ядерное разоружение

§ Энергосбережение

§ Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми дырами

§ Киотский протокол (1997) — борьба с глобальным потеплением.

§ Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.

§ Римский клуб (1968)

 

40. Общество - продукт взаимодействия людей, способ изменения человечества.(в чем собственно вопрос?)

Общество –

· определенная система общественных отношений, отражающих уровень развития техники и технологий, степень овладения природой, меру цивилизации общества, состояние его культуры и психологии.

· часть материального мира, обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с ней.

· организованная деятельность человеческих коллективов.

· совокупность людей, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, называется

До середины XIX века общество рассматривалось как результат деятельности Бога или субъективного проявления воли человека.

С появлением марксизма и научной социологии общество стало рассматриваться как объективная реальность, развивающаяся по своим законам.

Общество – сверхсложная динамическая система.

Каждый индивид одновременно включен в различные уровни и подсистемы:

  • Семья, нация, класс, общество (в пределах данной страны), планетарное сообщество людей

Общество – высокоорганизованная самоуправляемая система. В динамических системах происходят различные изменения: развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Общественное отношение – определение характеристики, многообразные связи, возникающие между большими соц. группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Главными из них являются:

  • базис – производственные отношения, материальные отношения, которые складываются в процессе производства независимо от общественного сознания.
  • надстройка – совокупность идеологических отношений, сил, явлений. Они формируются на основе материальных отношений и зависят от общественного сознания.

 

Общество - это

1. Совокупность исторически сложившихся форм совместной

деятельности людей

2. Целостный социальный организм

3. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя спосо­бы взаимодействия людей и формы их объединения

4. Открытая саморазвивающаяся система взаимодействия индивидов

Общество как сложная динамическая система:

Система - совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и

образующих определенную целостность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.220.59 (0.018 с.)