Философия всеединства Соловьева: учение об Абсолюте, Софии. Идея «цельного знания». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия всеединства Соловьева: учение об Абсолюте, Софии. Идея «цельного знания».



 

В.С.Соловьев назвал первоначальной философской интуицией провозглашение “ нового, неслыханного слова: все есть одно ”. Следовательно, обособившееся, разделившееся множество явлений этого мира социальности есть проявление единой сущности. Идея всеединства всю жизнь сопровождала В.Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека. Всеединство, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия.

Абсолют – Бог, а мир – всеединство в состоянии становления. Абсолют – единораздельная целостность бытия. Абсолют, по Соловьеву, преподносится нам во всем. «Безусловно сущее…есть то, что познается во всяком познании – всякое познание держится непознанным…всякая действительность сводится к безусловной действительности».

София – процесс, движимый мировой душой. София – «универсальная субстанция», и субстанция «Божественной Троицы». Так же София – не только субстанция Бога, она и есть «истинная причина творения и его цель, в которой Бог создал небо и землю».

В целом теорию Соловьева можно назвать экзистенциологией, учением о сущем. Для самого мыслителя последовательное осуществление и проведение на практике обеих вер — веры в Бога и веры в человека — сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества.

Философской архитектоникой идей Богочеловечества и Всеединства в концепции Соловьева является теургия — мистическое восхождение к Первоединому, Богу. Стремясь к универсальному синтезу науки, философии, религии, Соловьев создает возможность “ цельного знания ”, которое вместе с “цельным творчеством” образует “цельную жизнь”. Одним из средств к достижению этого является магия любви.

Сам акт творения, есть длительный процесс мистического соединения “ лучезарного небесного существа Софии ” с реальной стороной, материей мира. Человек в этом процессе является посредником, связующим звеном.

В.С. Соловьев. Основными идеалами его философии были:

--идея всеединства - объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

--идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности - право, высший - любовь);

--идея прогресса - как всеобщей связи поколений;

--идея воскрешения всех, как живых, так и мертвых, как главная цель, к которой должно стремиться человечество;

--идея Бога как выражения добра;

--идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

--идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;

--русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

 

Вопрос 24.

Истоки и смысл проблемы бытия в античной философии.

Бытие как Абсолют.

 

1. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию, логику, иные философские проблемы.

2. Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

3. Комфорт человеческого существования предполагает опору на некоторые простые и естественные предпосылки, которые понятны сами собой и не требуют специальных обоснований. Универсальность людей в том, что при всех изменениях, происходящих в мире, существуют какие-то гарантии его сохранения как стабильного целого. Люди всегда стремились найти такие опоры своего существования, которые блокировали бы ужас, связанный с мыслью о возможности ежеминутной гибели мира. И каждый раз, когда начинались сомнения в прочности этих опор, привычные данности реальной жизни, становились предметом размышления, переходя из ранга чего-то само собой разумеющегося в ранг проблем отыскания новых опор.

Мир и вселенная уже не казались столь прочными и надежно существующими, как прежде: все стало шатким, ненадежным. После того как первые философы разрушили связь личности с преданиями, традициями, верой. Античные греки потеряли жизненную опору. Им нужна была вера в новую силу. Философия начала поиски новых оснований мира и человека, ввела проблематику бытия. Парменид объяснил предельным основанием мира и космоса мысль, как таковую, Абсолютную мысль. Бытие – это безличностный, трансцендентный Абсолют, к которому античный грек не мог обращаться с помощью личного местоимения «Ты». Он открыл силу Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность, дает человеку уверенность в том, что все будет подчиняться порядку, установленному в ином мире. Заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно по воле случая, измениться. Парменид постулировал наличия за вещами предметно-чувственного мира, выполняющего роль гаранта стабильности всего, что есть на земле и на небе.

Вопрос 25.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.006 с.)