Сознание и бессознательное Маркс и Фрейд.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание и бессознательное Маркс и Фрейд.



1. Психоанализ- направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Началом психоанализа можно считать:

--бессознательное- особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

--реакция вытесненияотрицательных эмоций, опыта, всего, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.

Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрейду, сны - это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Фрейдом выделяются две схемы психики: топографическая, динамическая.

При топографическом подходебессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание - небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет, - в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся стражем в прихожую.

При динамической схемепсихика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я. «Оно» - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. «Сверх-Я» - давящая и влияющая на личность внешняя реальность, внешняя цензура: законы, запреты, мораль, культурные традиции. «Я» человека испытывает мощное давление с трех сторон: бессознательного – «Оно»; внешнего мира; норм, запретов – «Сверх-Я»; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

Согласно Фрейду, главными факторами,которые руководят и направляют психикой человека, являются:

--удовольствия– психика, так или иначе ищет пути к удовольствию;

--вытеснение- психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).

Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру» желания, мысли подвергаются сублимации- преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творчества.

Согласно первой системе,в основе бессознательного лежит «либидо»- сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение в сексуальных действиях; в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную.

В 20-е гг. XX в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему,где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Эрос (инстинкт жизни)лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Таиатос (инстинкт смерти)подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Жизнь человека - постоянное взаимодействие Эроса и Таиатоса.

1. Маркс впервые вводит сознание в область научного детерминизма, открывая его социальное измерение, его социальные механизмы.

Сознание – это лишь одна из метаморфоз процессов объемного, многомерного целого, лишь надводная часть айсберга. Чтобы проникнуть в процессы, происходящие в сознании, Маркс производит следующую абстракцию: в промежуток между двумя членами отношения «объект – человеческая субъективность», которые только и даны на поверхности, он вводит особое звено: целостную систему содержательных общественных связей, связей обмена деятельностью между людьми, складывающихся в дифференцированную и иерархическую структуру. Затем он изучает процессы и механизмы, вытекающие из факта многократных переплетений и наслоений отношений в этой системе, по уровням и этажам которой объективно «растекается» человеческая деятельность, ее предметно закрепляемые общественные силы.

Введение этого посредствующего звена переворачивает все отношение, в рамках которого сознание изучалось. Формы, принимаемые отдельными объектами, оказываются кристаллизациями системы отношений, черпающими свою жизнь из их сочленений. А движение сознания и восприятия субъекта совершается в пространствах, создаваемых этими же отношениями, или ими замыкается. Через эти отношения и должен пролегать реальный путь изучения сознания, то есть того вида сознательной жизни мотивов, интересов и духовных смыслов, который приводится в движение данной общественной системой.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.006 с.)