Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационный подход к периодизации истории↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 20в. стал утверждаться цивилизац-й подход. Осн. понятия цивилизац. в науке: 1. цивилизация понимается как ступень в развитии общ-ва, следующее за дикостью и варварством (Энгельс) 2. цивилизация понимается как уровень развития отдельного этноса или региона 3. цивилизация понимается как стадия упадка и деградации в развитии отдельных культур (Шперглер «Закат Европы). Полагая, что каждая куль-ра – это живой организм, кот. рождается, растет, стареет и умирает, длиться примерно 1500лет. Считается, что цивилизация – это упадок, деградация. 4. цивилизация отождествляется с культурой. Тойнби английский историк, в работе «постижение истории» В основе каждой цивилизации лежит религия. 5. Современная цивилизация Цивилизация – это единство материи и дух-ой куль-ры в опред-х пространственно-временных границах. При выделении цивилизации главным критерием яв-ся не экон., а духовные, культурологические. Факторы, влияющие на особенности цивилизации: 1. природные факторы (климат, географическая среда). 2. технико-технологический базис, в связи с кот. выделяют 3 волны: - до индустриальное - индустриальная - постиндустриальная 3. особенности истории 4. особенности менталитетов нородов Отличие: Цивилизационный подход ориентируется на выделение особенного и уникального в разных странах и народов. Недостатки цивилизационного подхода: 1. затрудняет изучение чел-ва как единого целого. 2. трудно выявить закономерности в чел-кой истории. В нас. время соц. науки используют оба подхода, они взаимно дополняют др. др. Формационный подход более приемлем для изучения запада, а цивилизационный для востока.
№ 41 Личность и общество. Их взаимодействие Личностью становятся в процессе социализации, которая осуществляется на протяжении всей жизни и представляет собой процесс воздействия на человека общества и его социальных структур. Процесс социализации проходит несколько этапов: детство, юность, зрелость, старость и происходит через так называемых агентов и институты социализации. Агенты – это конкретные люди, которые способны обучать других культурным нормам. К ним относятся родители, родственники, друзья (агенты первичной социализации, они относятся к микроклимату обитания личности), учителя, преподаватели вузов, коллеги, руководители (агенты вторичной организации, относятся к макроклимату). Институтами социализации являются учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Это - семья, школа, армия, церковь. Социализация отличается от адаптации – процесса привыкания и приспособления к новым условиям существования. Личность может стать и субъектом процессов десоциализации и ресоциализации. Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоения ценностей, норм поведения, привычного образа жизни, социальных ролей. Ресоциализация представляет собой восстановление утраченных ценностей и социальных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни. В процессе социализации происходит становление и развитие духовного мира личности, который включает в себя: 1. духовные потребности в познании окружающего мира, самопознании, а также в самовыражении и самопознании; 2. знания о природе, обществе и человеке; 3. убеждения, взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность; 4. вера в истинность своих убеждений; 5. способность к тем или иным видам и формам деятельности; 6. чувства и эмоции – это отношение человека к миру и к самому себе; 7. цели, которые человек ставит перед собой. Важным элементом духовного мира человека является мировоззрение – система взглядов человека на мир и свое место в этом мире. Выделяют следующие типы мировоззрения: 1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт, формируется под влиянием жизненных обстоятельств; 2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды и представления человека; 3) научное, которое опирается на достижения современной науки; 4) гуманистическое, основанное на представлениях о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале. Под влиянием мировоззренческих установок и взглядов у человека формируется представление о смысле своей жизни. Важно отметить, что происходит не одностороннее влияние общества на человека, но есть ещё и обратная связь. Роль личности в истории значительна и может быть оценена как положительно, так и отрицательно. Особенно велико влияние на общественный процесс выдающейся личности, так, как для нее характерна деятельность, направленная на коренные прогрессивные преобразования. (Гитлер, Иван Грозный, Колумб, З.Фрейд).
№40 Общественный прогресс и его критерии. Изменения, движение в обществе принято называть общественным процессом. Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются многие поколения людей. В историческом процессе происходит взаимодействие объекта и субъекта, воплощается взаимосвязь поколений, связь прошлого, настоящего и будущего. Объект общественного процесса – вся историческая действительность, а субъект – его участники (классы, соц.группы, организации людей, индивиды, выдающиеся личности). Самым значимым объектом истории в XIX Л. Карсавин считал всё человечество, а К. Маркс решающую роль отводил народным массам, потому что именно они создают материальные и духовные блага, необходимые для человеческого существования. Часть исследователей решающую роль отводили личности, роль которой в истории значительна и может быть оценена как положительно, так и отрицательно. Особенно велико влияние на общественный процесс выдающейся личности, так, как для нее характерна деятельность, направленная на коренные прогрессивные преобразования. В вопросе о нравственности в науке сложилось два варианта его решения: 1 ) пессимистический – общество движется по пути регресса, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. Гесиод (VIII в. до н.э.), например, разделил мир на 5 веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. Золотому веку соответствовала высокая нравственность, а железному - полное падение нравов. Идея регресса нашла свое отражение во многих религиях, а также в трудах таких известных философов, как Ф.Ницше, О.Шпенглера, К.Поппера. Последний писал, что прогресс – это движение к какой-либо цели и он возможен лишь для отдельного человека, но не для истории. Теории общественного регресса, как правило, разрабатываются в периоды глубоких социальных кризисов. Например, христианская концепция движения общества от райского состояния к грехопадению возникла в период кризиса рабовладельческой Римской империи, а Шпенглер написал свою работу «Закат Европы» под впечатлением последствий Первой мировой войны. 2) оптимистический вариант состоит в признании того, что в истории господствует прогресс – тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному. Впервые эта точка зрения была четко сформулирована французским философом XVIII века Кондорсе, который выделил в истории человечества 10 эпох, изменяющихся под воздействием совершенствования человеческого разума. Идею прогресса разделяли Кант, Гегель, Маркс. Маркс, не отрицая прогресса в обществе, указывал на его противоречивый характер, когда в ходе истории возможны ошибки, заблуждения, повороты назад. Результатом противоречивого характера общественного прогресса в XX веке стало появление глобальных проблем. Вместе с тем прогресс общества налицо. Его основными критериями являются: 1. развитие и совершенствование производительных сил; 2. увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества; 3. расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям в соответствии со своими намерениями; 4. способность общества создавать оптимальные условия для жизни своих граждан и т. д. Выделяют различные механизмы социальных измерений. Это – Эволюция – это постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю. Революция – это коренное, скачкообразное преобразование, которое приводит к изменению всех или большинства сторон общественной жизни. Реформа – это преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы. Модернизация (с лат. – усовершенствование) – процесс обновления, усовершенствования, придание тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям.
№42 Человек, индивид, индивидуальность, личность. Самым простым и в тоже время самым главным элементом общества, является человек. Человек - это понятие родовое, выражающее общие черты, присущие всему человеческому роду. Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид – homo sapiens. Человек – существо биосоциальное, его основные отличия от животных: 1. человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные используют только естественные орудия (палки, камни); 2. он осуществляет осознанную целенаправленную творческую деятельность, тогда как животное в своем поведении подчинено инстинктам; 3. в процессе деятельности человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые материальные и духовные блага и ценности; 4. он обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и речью; Целенаправленная деятельность осуществляется благодаря наличию у человека богатейшего набора способностей, то есть индивидуальных особенностей, которые позволяют ему успешно заниматься определенного рода деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических особенностей нервной системы. Но природа не столько дает способности, сколько они вырабатываются и развиваются в процессе деятельности и тренировки. Мыслитель Сенека отмечал, что «свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Выделяют интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные, инструментальные способности. В свою очередь, их можно разделить на общие, определяющие успех человека в различных видах деятельности (умственные, коммуникативные), а также особенные, которые определяют успех в специфических видах деятельности, для которых необходимы особые задатки (музыкальные, математические, технические и т. д.). Сочетание различных развитых способностей называется одаренностью, а талант - это выдающиеся способности. Гениальность – высший уровень развития способностей и талантов. Индивид – это каждый отдельный человек, которому, наряду с родовыми, присущи и индивидуальные черты. Например, природные задатки, психические свойства. Индивидуальность – это совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от других, неповторимость каждого отдельного человека. Личность – это социальная характеристика человека. Она определяется мерой усвоения и развития человеком социального опыта. С позиции сущностной характеристики, личность – это устойчивая совокупность социально значимых качеств человека, присущих ему как члену общества. Важнейшими из них являются: 1. сознание и самопознание, чем больше развито самосознание, тем больше развита сама личность; 2. способность ориентироваться в обществе, успешно взаимодействовать с другими людьми; 3. личное достоинство, которое определяется в уважении к другим и требовании уважения к себе; 4. наличие убеждений и принципов, готовность отстаивать их; 5. способность нести ответственность за свои поступки и действия; 6. свобода выбора, то есть возможность поступать по собственной воле; 7. самоопределение – сознательное выявление и утверждение собственной личности. Личностью становятся в процессе социализации, которая осуществляется на протяжении всей жизни и представляет собой процесс воздействия на человека общества и его социальных структур.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.193 (0.009 с.) |