Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество и природа, их взаимосвязьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие природа употребляется в фил-и в широком и в узком смысле. В шир. смысле природа - все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний. В узком – среда обитания чел-ка. В античности в системе общество и природа решающее место отводилось природе, т.к. общество в то вр. зависело от природы и философы рассматривали ч-ка как часть космоса (микрокосмос). В средние века господствует религиозное понимание системы общество-природа, генетическая связь была нарушена и ч-к стал рассм-ся как царь природы. Принципиальное отличие ч-ка от природы – т.к. ч-к создан богом и своей душой он отличается. В период Возрождения и Нового вр. делаются попытки понять взаимодействие природы и общества с позиции разума. Так в 16в. франц-й мыслитель Жан Боден разделил земной шар на 3 полосы – сев.ч., юж.ч., и сред.ч. – зона умеренного климата и пришел к выводу, что сев. народы отличаются физич-й силой, а южн. – тонкостью ума, а жители средней полосы превосходят сев-х по уму, а южных по силе, поэтому там получила развитие устойчивая цивилизация. Позже эта концепция получила развитие в географич-м детерминизме. У истоков стояли Шарль Монтескье, к-й полагал, что от природы зависят нравы людей, формы хоз-й деят-ти, гос-е устройство и т.д. В России Л. Мечников: +: правильно увидели влияние природы на развитие общества; -:1) абсолютизировали воздействие природы на общество; 2) не увидели обратного влияния общества на природу. Совр-я фил-я исходит из того, что в основе взаимодействия м-у обществом и природой лежит уровень развития производит-х сил общества, в ходе развития это взаимодействие меняется. Слишком благоприятные прир-е условия не создают оснований для активного развития общества, так и очень суровые условия севера не способствуют развитию. Влияние природы на общество: 1) прир. оказ-ет влияние на разделение общ-го труда и формы хоз-й деят-ти; 2) прир. влияет на темпы развития общества, на хар-р общ-х отношений; 3) оказ-ет влияние на дух-ю жизнь общ-ва (религию, фил-ю, иск-во), на менталитет народа – соц-но-психол-й облик. Но начиная с периода индустриализации усил-ся влияние общ-ва на природу, к-е в 20в. приобретает глобальный хар-р и порождает экол-й кризис – это нарушение динамического равновесия м-у обществом и природой. По происх-ю экол-е кризисы: 1) прир-е, вызванные стихией; 2) антропогенные, к-е вызваны деят-тью ч-ка. Совр-й экол-й кризис выражается в след-м: 1) происходит оч. быстрое истощение сырьевых и энерг-х рес-сов; 2) оч. быстрое загрязнение окр. среды; 3) быстрый рост населения на планете, что усиливает нагрузку на природу. Социальная стр-ра общества Соц-я стр-ра общ-ва – совок-ть взаимосвяз-х и взаимодействующих м-у собой соц-х групп, слоев и общностей. Соц-я стр-ра носит истор-й хар-р, т.е. меняется входе развития общества, но главной тенденцией этих изменений яв-ся ее усложнение. Это связано с эк-й, полит-й и профессион-й дифференциацией. Все эти 3 вида расслоения обусловлены соц-ми причинами, но есть и биосоц-е расслоение: демогр-е, этническое расслоение. В наст-е вр. при анализе соц-й стр-ры исп-ся 2 подхода: 1)классовый (Маркс, Энгельс); 2) стратификац-й. Классовый – в основе деления общ-ва на соц-е группы лежит соб-ть на средства производства. Это порождает различное место класса в системе общ-го произв-ва, различную роль в орг-и труда, разный размер дохода. Основателем соц-й стратификации был Сорокин, к-й определял страт-ю как процесс, в результате кот-го отдельные люди и группы оказ-ся неравными др. др. и располагаются в иерархич-м слое. Критерии страт-и – доход, V власти. В совр-м росс-м обществе м. выделить 5 соц-х слоев: 1) элита 3-5 %(высшая бюрократия, исп-но-законод-я власть); 2)средний класс – мелкий средний бизнесс, врачи, ученые, финансисты 10-12 %; 3) базовый слой 60-65% - рабочий класс, учителя, врачи, инженеры; 4) нижний слой 10% - люди с низкой квалификацией, безработные; 5) десоциализир-е дно 5% - бомжи, жулики, проститутку, киллеры. Духовная культура общества Само понятие «к-ра» появ. в Др. Риме и означало возделывание земли, а потом – всякое улучшение, облагораживание. Совр-е понимание к-ры возник-т в 18в. Сегодня к-ра – все виды преобразовательной деят-ти людей и ее результаты. В стр-ре к-ры выделяют материальную и духовную. Матер-я к-ра создается в процессе матер-го произв-ва и ее рез-том яв-ся вещи. Дух-я к-ра создается в ходе дух-го произв-ва и ее рез-том яв-ся символы, с помощью к-х ч-к меняет свое сознание, а уже изменившийся ч-к меняет окр-й мир. Ф-и дух-й к-ры: 1. Инф-я. 2. Познават-я. 3. Интегрирующая – духовно объед-т людей (на основе общего языка…).4. Регулирующая (мораль и право). Дух-я к-ра выступает в различных формах – это связано с многообразием общ-й жизни: наука, религия, мораль, иск-во… Формы дух-й к-ры отличаются др. от др.: 1. Объектами отражения. 2. Выполняемыми в обществе ф-ми. 3. Особенностями своей эволюции. 34 Религия в системе духовной культуры. Религия – одна из древних форм духовной культуры, возникла в первобытном обществе и являлась попыткой объяснить окружающий мир и самого человека. Существует множество подходов к пониманию культуры. Основные из них: 1) с позиции священников (Алекс. Мень) – религия – это отражение в сознании людей бытия, в основе которого лежит божественная сущность. 2) Материалистическая философия (Энгельс) - это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. (Маркс) – это опиум народа, духовный наркотик. 3) Фрейдизм (З.Фрейд) – религия – это форма коллективного невроза. 4) Современное понимание – это совокупность представлений, настроений и действий, связанных с верой в сверхестественное. Т.о. главным признаком религии является вера в сверхестественное. В структуре религии выделяют следующие элементы: 1) Религиозное представление (в Библии, в Коране) 2) Религиозное настроение – эмоциональное отношение к сверхестественному 3) Культ 4) Религиозная организация- способ объединения верующих(церковь, секта) Функции религии: 1. Мировоззренческая 2. Компенсаторно- утешительная 3. Регулирующая(с помощью норм, правил, запретов) 4. Интегрирующая- объединение людей на основе общности веры, но есть и дезинтегр-ая 5. Коммуникативная- связывает одно поколение с др. Т. к. религия- явление историческое, она в своей эволюции проходит неск-ко этапов: 1. Родоплеменные религии (фетишизм- вера в предметы, тотемизм- вера в родство между людьми и жив-ми или раст-ми, магия- вера в возможность воздейст- ть на мир с помощью заклинаний, анимизм- вера в сущ- ние духов и душ отдельно от тела) 2. Национальные религии (синтаизм- Япония, иудаизм- Израиль,..) 3. Мировые (буддизм, христианство, ислам) 4. Современные нетрадиционные религии- культы (кришнаизм, сатанизм, белое братство,..)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.23 (0.038 с.) |