Общество и природа, их взаимосвязь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество и природа, их взаимосвязь



Понятие природа употребляется в фил-и в широком и в узком смысле. В шир. смысле природа - все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний. В узком – среда обитания чел-ка. В античности в системе общество и природа решающее место отводилось природе, т.к. общество в то вр. зависело от природы и философы рассматривали ч-ка как часть космоса (микрокосмос). В средние века господствует религиозное понимание системы общество-природа, генетическая связь была нарушена и ч-к стал рассм-ся как царь природы. Принципиальное отличие ч-ка от природы – т.к. ч-к создан богом и своей душой он отличается. В период Возрождения и Нового вр. делаются попытки понять взаимодействие природы и общества с позиции разума. Так в 16в. франц-й мыслитель Жан Боден разделил земной шар на 3 полосы – сев.ч., юж.ч., и сред.ч. – зона умеренного климата и пришел к выводу, что сев. народы отличаются физич-й силой, а южн. – тонкостью ума, а жители средней полосы превосходят сев-х по уму, а южных по силе, поэтому там получила развитие устойчивая цивилизация. Позже эта концепция получила развитие в географич-м детерминизме. У истоков стояли Шарль Монтескье, к-й полагал, что от природы зависят нравы людей, формы хоз-й деят-ти, гос-е устройство и т.д. В России Л. Мечников: +: правильно увидели влияние природы на развитие общества; -:1) абсолютизировали воздействие природы на общество; 2) не увидели обратного влияния общества на природу. Совр-я фил-я исходит из того, что в основе взаимодействия м-у обществом и природой лежит уровень развития производит-х сил общества, в ходе развития это взаимодействие меняется. Слишком благоприятные прир-е условия не создают оснований для активного развития общества, так и очень суровые условия севера не способствуют развитию. Влияние природы на общество: 1) прир. оказ-ет влияние на разделение общ-го труда и формы хоз-й деят-ти; 2) прир. влияет на темпы развития общества, на хар-р общ-х отношений; 3) оказ-ет влияние на дух-ю жизнь общ-ва (религию, фил-ю, иск-во), на менталитет народа – соц-но-психол-й облик. Но начиная с периода индустриализации усил-ся влияние общ-ва на природу, к-е в 20в. приобретает глобальный хар-р и порождает экол-й кризис – это нарушение динамического равновесия м-у обществом и природой. По происх-ю экол-е кризисы: 1) прир-е, вызванные стихией; 2) антропогенные, к-е вызваны деят-тью ч-ка. Совр-й экол-й кризис выражается в след-м: 1) происходит оч. быстрое истощение сырьевых и энерг-х рес-сов; 2) оч. быстрое загрязнение окр. среды; 3) быстрый рост населения на планете, что усиливает нагрузку на природу.

Социальная стр-ра общества

Соц-я стр-ра общ-ва – совок-ть взаимосвяз-х и взаимодействующих м-у собой соц-х групп, слоев и общностей. Соц-я стр-ра носит истор-й хар-р, т.е. меняется входе развития общества, но главной тенденцией этих изменений яв-ся ее усложнение. Это связано с эк-й, полит-й и профессион-й дифференциацией. Все эти 3 вида расслоения обусловлены соц-ми причинами, но есть и биосоц-е расслоение: демогр-е, этническое расслоение. В наст-е вр. при анализе соц-й стр-ры исп-ся 2 подхода: 1)классовый (Маркс, Энгельс); 2) стратификац-й. Классовый – в основе деления общ-ва на соц-е группы лежит соб-ть на средства производства. Это порождает различное место класса в системе общ-го произв-ва, различную роль в орг-и труда, разный размер дохода. Основателем соц-й стратификации был Сорокин, к-й определял страт-ю как процесс, в результате кот-го отдельные люди и группы оказ-ся неравными др. др. и располагаются в иерархич-м слое. Критерии страт-и – доход, V власти. В совр-м росс-м обществе м. выделить 5 соц-х слоев: 1) элита 3-5 %(высшая бюрократия, исп-но-законод-я власть); 2)средний класс – мелкий средний бизнесс, врачи, ученые, финансисты 10-12 %; 3) базовый слой 60-65% - рабочий класс, учителя, врачи, инженеры; 4) нижний слой 10% - люди с низкой квалификацией, безработные; 5) десоциализир-е дно 5% - бомжи, жулики, проститутку, киллеры.

Духовная культура общества

Само понятие «к-ра» появ. в Др. Риме и означало возделывание земли, а потом – всякое улучшение, облагораживание. Совр-е понимание к-ры возник-т в 18в. Сегодня к-ра – все виды преобразовательной деят-ти людей и ее результаты. В стр-ре к-ры выделяют материальную и духовную. Матер-я к-ра создается в процессе матер-го произв-ва и ее рез-том яв-ся вещи. Дух-я к-ра создается в ходе дух-го произв-ва и ее рез-том яв-ся символы, с помощью к-х ч-к меняет свое сознание, а уже изменившийся ч-к меняет окр-й мир. Ф-и дух-й к-ры: 1. Инф-я. 2. Познават-я. 3. Интегрирующая – духовно объед-т людей (на основе общего языка…).4. Регулирующая (мораль и право). Дух-я к-ра выступает в различных формах – это связано с многообразием общ-й жизни: наука, религия, мораль, иск-во… Формы дух-й к-ры отличаются др. от др.: 1. Объектами отражения. 2. Выполняемыми в обществе ф-ми. 3. Особенностями своей эволюции.

34 Религия в системе духовной культуры.

Религия – одна из древних форм духовной культуры, возникла в первобытном обществе и являлась попыткой объяснить окружающий мир и самого человека. Существует множество подходов к пониманию культуры. Основные из них:

1) с позиции священников (Алекс. Мень) – религия – это отражение в сознании людей бытия, в основе которого лежит божественная сущность.

2) Материалистическая философия (Энгельс) - это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. (Маркс) – это опиум народа, духовный наркотик.

3) Фрейдизм (З.Фрейд) – религия – это форма коллективного невроза.

4) Современное понимание – это совокупность представлений, настроений и действий, связанных с верой в сверхестественное.

Т.о. главным признаком религии является вера в сверхестественное.

В структуре религии выделяют следующие элементы:

1) Религиозное представление (в Библии, в Коране)

2) Религиозное настроение – эмоциональное отношение к сверхестественному

3) Культ

4) Религиозная организация- способ объединения верующих(церковь, секта)

Функции религии:

1. Мировоззренческая

2. Компенсаторно- утешительная

3. Регулирующая(с помощью норм, правил, запретов)

4. Интегрирующая- объединение людей на основе общности веры, но есть и дезинтегр-ая

5. Коммуникативная- связывает одно поколение с др.

Т. к. религия- явление историческое, она в своей эволюции проходит неск-ко этапов:

1. Родоплеменные религии (фетишизм- вера в предметы, тотемизм- вера в родство между людьми и жив-ми или раст-ми, магия- вера в возможность воздейст- ть на мир с помощью заклинаний, анимизм- вера в сущ- ние духов и душ отдельно от тела)

2. Национальные религии (синтаизм- Япония, иудаизм- Израиль,..)

3. Мировые (буддизм, христианство, ислам)

4. Современные нетрадиционные религии- культы (кришнаизм, сатанизм, белое братство,..)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.007 с.)