Роль лидера в развитии организационной культуры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль лидера в развитии организационной культуры



 

Лидерство и культура представляют собой два взаимосвязанных понятия. Известный исследователь организационной культуры Э. Шейн отметил: «Уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность».Лидер (от англ. leader – ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров:

1) по содержанию их деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

2) по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

3) по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер).

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образецповедения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер иформальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.

 

Управленческие решения

 

Осуществление любой деятельности человека связано с при­нятием решения. Как правило, управленческие решения принимаются при наличии назревшей проблемы. Такие проблемы часто появляются в связи с изменениями внешней среды, внутренними факторами, которые обобщенно называют ситуацией.

Управленческое решение рассматривается не однозначно и формулируется как вид управленческой деятельности, протекающей в управляющей системе, вариант воздействия управляющей системы на управляемую; организационно-практическая деятельность руководителя в управляемой системе; выбор определенного курса и способа действий и как конечный результат управленческой деятельности.

В широком понимании управленческое решение можно представить как основной вид управленческого труда, обоснование и выбор альтернативы, совокупность целенаправленных и логически последовательных управленческих действий и процедур, обеспечивающих решение управленческих проблем и ситуаций.

Формы управленческих решений:

- Форма разработкив виде указа, закона, приказа, распоряжения, контракта.

- Форма реализации: убеждение, разъяснение, деловая беседа и т.п.

Требования, которым должно отвечать управленческое решение:

1. Четкая целевая направленность.

2. Научная и всесторонняя обоснованность.

3. Адресность.

4. Непротиворечивость.

5. Правомочность.

6. Своевременность (оперативность).

7. Эффективность.

8. Полнота, краткость, четкость.

Общепринятыми критериями классификации управленческих решений выступают следующие:

- по содержанию решения – экономические, технические, социальные, организационные;

- по способу доведения решения одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

- по характеру целей стратегические, тактические, оперативные;

- по широте охвата общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

- по степени новизны рутинные (традиционные), новаторские (творческие);

- по сложности простые, сложные.

Индивидуальные управленческие решения,принимаемые од­ним лицом, носят более творческий характер, затрачивают меньше времени на разработку, но возникает вероятность принятия неоптимальных решений ввиду меньшего количества рассматриваемых альтернативных вариантов.

Групповое принятие решенийхарактеризуется рядом преимуществ по сравнению с индивидуальным. Возрастает качество решения, так как предлагается большое количество альтернативных вариантов, уменьшается возможность ошибочных подходов принятия решений. Групповой подход повышает вовлеченность работников в процесс реализации решения усиливает мотивацию участников этой работы и психологически лучше воспринимается коллективом предприятия.

К недостаткам группового принятия решений относят:выработка решения требует значительных затрат времени для создания группы, подготовки материалов для обсуждения, ознакомления, обсуждения и согласования. Специалисты рекомендуют создавать группы не более семи работников.

По степени формализации управленческие решения делятся:

1. Запрограммированные решения.

2. Незапрограммированные решения.

Рассматривая управленческие решения как мыслительный процесс, выделяют решения интуитивные; решения, основанные на суждениях, рациональные решения.

Интуитивные решения – это выбор, основанный только на ощущении того, что он правилен.

Решения, основанные на суждениях,представляют собой осмысленный выбор, подкрепленный знаниями и опытом.

Рациональное решениеобосновываются на объективных аналитических действиях, полной информации, описывающей проблемную ситуацию, возможные последствия вариантов решения.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.78 (0.008 с.)