Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
УДК- 373.167.1.94(47) Рекомендовано↑ Стр 1 из 33Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ученым Советом МГАПИ В качестве учебно-методических Материалов Захаров В.Ю., Оганесян М.Н. Учебно-методические материалы для подготовки к экзамену по курсу «Отечественная история».- М.:МНАПИ, 2003. - с. Авторы: Захаров В.Ю. к.и.н., доцент (1- вопросы), Оганесян М.Н. к.и.н., доцент (вопрос)
Учебно-методические материалы прдеставляют собой краткое изложение основных проблем учебного курса отечественной истории и хронологически охватывает историю нашей страны с 1Х по начало ХХ1 вв. включительно. Задачей пособия является оказание необходимой помощи студентам в ходе подготовки к экзаменам.
Ó МГАПИ,2003 Ó Захаров В.Ю. Оганесян М.Н.
В представленных материалах содержатся методические рекомендации и развернутые планы ответов на основные вопросы курса. Для полноценной подготовки к экзамену по курсу «Отечественная история» студентам необходимо изучить конспекты лекций и семинарских занятий, прочитать учебное пособие «История России с древнейших времен до наших дней»- М., МГАПИ, 2000, учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов, подготовленное коллективом кафедры МГАПИ в 2002 году. Учебно-методические материалы для подготовки к экзаменам состоят из 12 разделов, каждый из которых включает в себя несколько вопросов, охватывающих тот или иной период истории нашей страны.
РАЗДЕЛ 1. 1. 1. Происхождние, расселение, основные занятия и верования восточных славян. Происхождение восточных славян. Вопрос об их прародине. Расселение восточных славян. Оснновные верования восточных славян. Занятия.
Ответ следует начать с рассмотрения вопроса о происхождении восточных славян. Необходимо отметить, что славяне относятся к индоевропейской языковой семье народов, которая примерно с сер. II тысячелетия до нашей эры (до н.э.) стала делится на составные части. Праславяне наряду с балтами обособились в самостоятельную общность одними из последних в конце I тысячелетия до н.э. Далее следует вопрос о прародине славян. Среди ученых существует несколько версий по этому поводу. Основные две: – прародина славян – Центральная Европа, бассейны рек Вислы, Одера и Эльбы (этой точки зрения придерживаются большинство ученых); – прарордина славян – Северное Причерноморье, а предками славян являются скифы-пахари (земледельцы), о которых упоминает Геродот еще в сер. V в до н.э. (этой версии придерживается значительно меньшая часть ученых). Затем необходимо показать роль Великого переселения народов (что это такое и когда происходило?) на дальнейшее развитие праславян. Следует отметить, что под давлением других народов, особенно германских племен (каких?) часть славян была вынуждена мигрировать на юг, на Балканский полуостров (южные славяне); другая часть на восток через Карпаты в долины рек Днестр, Днепр, а затем и Волги (восточные славяне) где они смешались с местными угро-финскими племенами, которые в силу своей малочисленности были постепенно ассимилированы славянами. Далее необходимо отметить основные источники по истории древних славян (хроники византийских авторов VI-VII вв. Прокопия Кессарийского, Менандра Протиктора, Фиофилакта Симокатта, Повесть временных лет (далее: ПВЛ) XI в.), раскрыть их достоинства и недостатки. При этом следует обратить особое внимание на упоминание в византийских источникаах племенных групп антов, венедов и склавинов (каково их этническое происхождение и связь со славянами?). Затем на основе ПВЛ следует показать процесс формирования восточнославянских союзов племен как предгосударственных образований и их расселение на Восточноеврорпейской равнине (поляне, древляне, северяне, дреговичи, кривичи, вятичи и пр.). Ответьте на вопрос, о чем говорят названия большинсва племенных союзов, данные по особенностям местности, где они проживали (о постепенном переходе от родовой к соседско-территориальной общине). В вопросе о занятиях и верованиях восточных славян необходимо перечислить основные занятия восточных славян (земледелие, охота, скотоводство, бортничество (что это такое?)), обратив особое внимание на отличие двух систем земледелия: подсечно-огневой (в лесных районах) и переложной (в степных районах). Необходимо также перечислить основные сельскохозяйственные культуры, которые выращивали славяне и затем сделать вывод об общем уровне развития хозяйства у восточных славян в догосударственный период. Рассматривая вопрос о верованиях восточных славян, следует вначале раскрыть понятие «язычество», выделить его признаки (мифологическое мировоззрение, неотделенность мира человека от мира природы, отсутствие глубокого рызрыва мира человека от мира богов и духов, относительный демократизм), провести связь между характером религиозных верований славян и их занятиями (преобладание культа земледельческих божеств: Рода и Рожаниц; а затем ближе к VIII-IX вв. – преобладание культа Перуна – бога грома, огня и войны, что свидетельствовало о резком увеличении роли военной прослойки племени (военного вождя и дружины).
Ключевые даты: 476 г. н.э. – падение Рима, конец Античного мира, начало Средневековья. IV-VIII вв. н.э. – Великое переселение народов. VI-VII вв. н.э. – разделение славян на три ветви: западных, южных и восточных.
Образование государства у восточных славян. Основные теории происхождения Древнерусского государства. Признаки государства и причины образования государства. Особенности образования государтсва у восточных славян. Основные теории происхождения Древнерусского государства: их достоинства и недостатки.
Рассмотрение этой темы рекомендуется начать с анализа общетеоретического вопроса о причинах образования государства у любого народа. Примерный план ответа: В первую очередь следует осветить признаки государства и дать его определение: «государство» - это политическая структура общества, обладающая следующими признаками: – территориальный принцип разделения населения (при первобытно-общинном строе – кровно-родственный принцип разделения); – наличие определенной территории (первоначально, как правило, с естественными границами); – наличие аппарата управления,отделенного от основного населения (главный признак); – наличие налоговой системы (налог – это определенный вид платежа вначале в натуральной, а затем в денежной форме, который собирается постоянно в строго установленном размере); – наличие осноов правовой системы; – наличие аппарата принуждения, то есть вооруженных отрядов, действующих на постояннной основе для защиты границ от внешних врагов и для обеспечения порядка внутри страны. Далее, основываясь на данных современной науки, можно выделить 2 группы причин образования государства:
У восточных славян процесс формирования этих предпосылок занял несколько сотен лет. Среди ученых существует мнение, что восточные славяне вплотную дважды подходили к созданию государства, но оба раза из-за нашествия кочевников (гунны в IV в. и авары в VII в.) этот процесс прерывался и лишь с третьей попытки в IX в. государственность, наконец, была создана. В этот же период создавались и многие другие средневековые раннефеодальные государства Западной и Восточной Европы. Следует обратить внимание также на вопрос, почему восточные славяне миновали рабовладельческий этап развития, и сразу перешли к феодальному строю. Современные ученые чаще всего выделяют следующие причины этого: – суровые климатические условия районов проживания восточных славян долгое время препятствовали возникновению избытков сельскохозяйственной продукции, необходимых для обмена и торговли, что тормозило формирование внутренних предпосылок возникновения государственности; – к моменту возникновению Древнерусского государства рабовладельческий строй себя изжил и трансформировался в раннефеодальный во всех бывших рабовладельческих государствах Европы; – у восточных славян отсутствовал постоянный приток рабов за счет пленных (главное условие существования рабовладельческого уклада), так как еще не сформировалось государство, которое могло проводить агрессивную внешнюю политику. Говоря об основных теориях происхождения Древнерусского государства, необходимо отметить, что помимо славян в образовании Древнерусского государства участвовали и другие народы (финно-угорские племена, норманны из Скандинавии, вполне возможно и другие). Поэтому возникшее государство не было чисто славянским, хотя естественно, восточные славяне и играли ведущую роль как наиболее многочисленный этнос. В настоящее время большинство ученых придерживаются мнения, что Древнерусское государство возникло в ходе длительного внутреннего развития, формирования тех предпосылок, о которых было сказано выше. Но по конкретным вопросам (этническое происхождение варягов и руссов, степень участия норманнов в создании государства происхождение названия государства «Русь» и правящей династии Рюриковичей) единства нет. Во многом это связано с почти полным отсутствием письменных источников по этим проблемам. В целом можно выделить 2 группы теорий: норманнские и антинорманнские, отдельно следует рассматривать теорию профессора А.Г. Кузьмина. Лучше всего эти теории рассматривать по следующему плану: 1) название теории, основные представители; 2) соотношение народов, участвовавших в процессе создания Древнерусского государства (варяги, норманны, русы, славяне); 3) происхождение названия государства – «Русь»; 4) происхождение правящей династии – Рюриковичей; 5) основные аргументы; 6) сильные и слабые стороны данной теории. Учитывая особую сложность данной темы, ниже приводится примерный план ответа по основным теориям происхождения Древнерусского государства: Норманнские теории:
Антинорманнские теории:
Концепция профессора А.Г. Кузьмина:
Общий вывод: в каждой из теорий есть свои достоинства и недостатки. Точная картина событий скорее всего никогда не будет полностью восстановлена из-за почти полного отсутствия письменных источников. Общее же во всех современных теориях: признание того факта, что государство Русь возникло в ходе длительного формирования внутренних предпосылок, и в его создании приняли участие не только восточные славяне, но и другие народы.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.164 (0.014 с.) |