Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественная мысль и общественное движение в России Во второй четверти XIX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные вопросы: активизация общественного движения. Три основных направления общественной мысли. Главные идеи этих направлений. Ответ на эту тему удобно построить в виде анализа трех основных направлений общественной мысли. 1. - Реакционно-охранительное направление связано с “теорией официальной народности” (Уваров, Погодин, Шевырев); следует кратко раскрыть ее содержание и аргументацию авторов. 2. - Либерально-оппозиционное направление; назвать его источники (философия Просвещения, немецкая классическая философия и движение декабристов), первых представителей (Сунгуров, Критский), подробнее остановиться на роли Чаадаева, значение его “Философических писем” (дали начало западничеству и славянофильству). Затем проанализировать суть споров западников и славянофилов, дать им сравнительную характеристику. Примерный план ответа: 1. Славянофилы (Хомяков, братья Аксаковы и Киреевские, Самарин, Кошелев), главные идеи: признание исключительности и самобытности исторического пути развития России; осуждение реформ Петра 1 за нарушение гармонического развития страны, насаждение бюрократизма и крепостничества, возведение культурного барьера между дворянством и остальным населением. Идеал: отмена крепостного права, сохранение монархии, но с созывом Земского Собора, который бы выражал народное мнение, отрицание парламентаризма; сохранение общины и укрепления православия – две главные основы русского общества. 2. Западники (Грановский, Кавелин, Боткин, Соловьев, Герцен на первом этапе творчества); главные идеи: выступали за западный путь развития, введение гражданских и политических прав и свобод человека, парламентаризм в рамках конституционной монархии; в экономике – за капиталистический путь развития; в сфере культуры – за дальнейшую европеизацию.
3. Революционно-демократическое направление. Можно выделить два крыла: умеренное и радикальное. А. Умеренное – кружок Буташевича-Петрашевского (1845-1849гг.) – выступали за изменение политического строя, допускали вооруженное восстание, являлись республиканцами (их взгляды схожи со взглядами Пестеля). Б. Радикальное – «теория русского общинного социализма» Герцена и Огарева, взгляды Белинского. Предполагалась смена не только политического, но и социального строя. Главные идеи: миновать капитализм и перейти сразу к обществу будущего - социализму, основанному на крестьянской общине как ячейке социализма (коллективизм, уравнительность в распределении земли, самоуправление). Проанализируйте, почему Герцен в конце 1840-х гг. изменил свои взгляды (сопоставить с событиями в Европе в 1848-1849г.)
Эпоха Великих реформ Основные вопросы: причины проведения реформ. Подготовительный период. Проведение буржуазных реформ. Отмена крепостного строя. Земская, городская, судебная, военная реформы. Реформы в области образования и просвещения.
Ответ следует начать с анализа причин, побудивших правительство приступить к подготовке реформ, а также раскрыть позицию дворянства – главной социальной опоры правящего режима Причины: а) внешнеполитический фактор - поражение в Крымской войне показало все недостатки режима Николая I, технико-экономическую отсталость страны, создало угрозу превращения России во второстепенную державу; б) социально-экономический фактор - резкий рост крестьянских выступлений (1857г. –192 выступления, 1858г. – 528, 1859г. – 938); / в) политический фактор – осознание Александром II (1855 – 1881гг.) необходимости реформ, а также создание либерального кружка при императорском дворе (брат царя - великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Елена Павловна, братья Милютины), который постоянно подталкивал царя к активным действиям, не давал ему попасть под влияние консерваторов – крепостников. После анализа причин следует разобрать каждую реформу, отметив особенности и характерные черты. Примерный план ответа: Отмена крепостного права. Особое внимание следует уделить подготовке реформы; показать, как изменялась позиция Александра II в вопросе об освобождении крестьян. Характерная черта – большинство дворянства (данные секретного отчета III отделения) по-прежнему выступало против освобождения крестьян, бесплатный труд был для них выгоден. Правительство пошло, по сути, на прямое насилие над своей социальной опорой ради общегосударственных долгосрочных интересов. Этим объясняется и разработка реформы на первом этапе (1856-1857гг.) в обстановке строжайшей секретности. Ноябрь 1857г. – рескрипт Виленскому генерал-губернатору Назимову с разрешением создать местные дворянские комитеты по разработке реформ, это был хитрый тактический ход - реформа проводилась как бы по инициативе дворянства, что делало ее необратимой. 1857-1858гг. – второй этап подготовки, разработка условий освобождения на местах (преобладал принцип личного освобождения без земли). 1859-1860гг. – деятельность Редакционных комиссий (Ростовцев), сведение воедино местных проектов; принцип освобождения с землей. 19 февраля 1861г. – Манифест об отмене крепостного права и ряд положений, разъясняющих условия освобождения: - крестьяне получили гражданские права и личную свободу; - получили надел земли; - принцип постепенности освобождения: за первые два года – составление уставных грамот путем соглашения с помещиком; если не достигнуто-то по закону. Первый этап – временнообязанное состояние (продолжал нести оброк и другие повинности, пока не накопит 20-25% выкупной суммы). Второй этап – выкупная операция (20-25% суммы крестьянин платил сразу, остальные – получал в виде ссуды у государства, затем выплачивал ссуду в течение 49 лет с процентами). Как определялся размер выкупа? В основе - принцип капитализации оброка из 6% годовых, т. е. нужно было найти такую сумму капитала, которая, будучи положенной в банк, приносила бы помещику в виде 6% годовых сумму, равную прежнему годовому оброку. Пример: до реформы оброк составлял 10 рублей в год 10 руб. = 6% х руб. = 100% х = 10 х 100 / 6 = 166 руб.66 коп. Итог: в 1861 г. – 1370 крестьянских бунтов (в чем причина?). Ответ: помимо всего прочего, помещики получили право делать земельные «отрезки» своего бывшего имения, в результате чего размеры крестьянских наделов уменьшились по сравнению с тем, что было до реформы; через 20 лет 1/3 крестьян не перешла на выкуп. Почему? Вывод: в целом реформа была прогрессивной, но проводилась в интересах помещиков, сохранила много феодальных пережитков (помещичьи земли, отработки и т.д.), привела к усилению малоземелья крестьян, что обострило социальные противоречия в деревне.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.006 с.) |