Тема 5. Руководство и лидерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Руководство и лидерство



 

Лидер и менеджер

Концепция харизматического лидерства

 

 

Лидер и менеджер

Лидер–это человек, который оказывает значительное влияние на мнение и поведение членов группы. Лидерство - это не управление. Управление концентрирует вни­мание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные, по мнению лидера, вещи. Руководство определяется формальной официальной структурой организации, а лидерство – неформальной структурой межличностных отношений.

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (табл.6). Эффективный менеджер не обязательно явля­ется эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристи­ки находятся как бы в разных измерениях.

Таблица 6. Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Йнноватор
Поручает вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План — основа действий Видение — основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем, Обожаем

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший ме­неджер вносит порядок и последовательность в выполняемую рабо­ту. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фак­тах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффектив­ность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит, от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти.

Используя свой профессионализм, различные способности и уме­ния, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разра­ботки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда су­ществуют значительные возможности для получения соответствую­щего вознаграждения (табл.7).

Исследования показы­вают, что значительная группа менеджеров во многом обладает ли­дерскими качествами.

 

Таблица.7 Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров

 

Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения
§ Ум и логика § Индивидуальность § Умение заручаться поддержкой
§ Рассудительность § Гибкость § Умение кооперироваться
§ Проницательность § Бдительность § Умение завоевывать популярность и престиж
§ Оригинальность § Созидательность и творчество § Такт и дипломатичность
§ Концептуальность § Честность § Умение брать на себя риск и ответственность
§ Образованность § Личностная целостность § Умение организовывать
§ Знание дела § Смелость § Умение убеждать
§ Речевая развитость § Самоуверенность § Умение менять себя
§ Любопытство и познавательность § Уравновешенность § Умение быть надежным

Продолжение таблицы 7

Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения
§ Интуитивность § Независимость § Умение шутить и помогать юмором
  § Самостоятельность § Умение разбираться в людях
  § Амбициозность  
  § Потребность в достижениях  
  § Настойчивость и упорство  
  § Энергичность  
  § Властность  
  § Работоспособность  
  § Агрессивность  
  § Стремление к превосходству  
  § Обязательность  
  § Участливость  

 

Признается, что лидерским способностям и умениям можно на­учиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополага­ющим является то, что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специаль­ных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экс­пертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использо­вания обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это призна­ется его последователями и принимается ими как указание к дейст­вию.

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуаль­ными способностями и умением лидера соединять на своем уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.

Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное учас­тие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства Дольше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, неже­ли чем с месячной премией или выговором.

Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.

Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эф­фективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.009 с.)