Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для курсантов I курса, обучающихся по специальности

Поиск

Правоохранительная деятельность»

№ п/п Тема занятия Количество часов
лекции практ. занятия
1. Русский язык в профессиональной деятельности юриста.    
2. Функциональные стили современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля.    
3. Номинативные средства языка. Лексика и фразеология деловой и процессуальной документации.    
4. Морфология письменной деловой и процессуальной речи юриста.    
5. Трудные случаи орфографии.    
6. Стилистические особенности синтаксических средств языка в деловой и процессуальной документации. Трудные случаи пунктуации.    
7. Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление.    
8. Редактирование текстов документов. Устранение типичных ошибок в деловой речи.    
9. Стилистические модели и языковые особенности процессуальных документов. Правка текстов процессуальных документов.    
10. Зачетное занятие    
  Итого:    

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для курсантов IV курса, обучающихся по специальности

Правоохранительная деятельность»

 

 

№ п/п Тема занятия Количество часов
лекции практ. занятия
1. Русский язык в профессиональной деятельности юриста.    
2. Функциональные стили современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля.    
3. Номинативные средства языка. Лексика и фразеология деловой и процессуальной документации.    
4. Морфология письменной деловой и процессуальной речи юриста.    
5. Трудные случаи орфографии.    
6. Стилистические особенности синтаксических средств языка в деловой и процессуальной документации. Трудные случаи пунктуации.    
7. Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление    
8. Редактирование текстов документов. Устранение типичных ошибок в деловой речи.    
9. Стилистические модели и языковые особенности процессуальных документов. Правка текстов процессуальных документов.    
10. Зачетное занятие    
  Итого:    

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для слушателей IV курса факультета заочного обучения,

обучающихся на базе полного среднего образования

По специальности 030505.51

№ п/п Тема занятия Количество часов
лекции практ. занятия
1. Русский язык в профессиональной деятельности юриста.    
2. Функциональные стили современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля.    
3. Номинативные средства языка. Лексика и фразеология деловой и процессуальной документации.    
4. Морфология и синтаксис деловой и процессуальной документации.    
5. Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление.    
6. Редактирование текстов документов. Устранение типичных ошибок в деловой речи.    
7. Зачетное занятие    
  Итого:    

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для слушателей III-IV курсов факультета заочного обучения,

обучающихся на базе высшего образования

По специальности 030501.65 – «Юриспруденция»

№ п/п Тема занятия Количество часов
лекции практ. занятия
1. Русский язык в профессиональной деятельности юриста.    
2. Функциональные стили современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля.    
3. Номинативные средства языка. Лексика и фразеология деловой и процессуальной документации.    
4. Морфология и синтаксис деловой и процессуальной документации.    
5. Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление.    
6. Редактирование текстов документов. Устранение типичных ошибок в деловой речи.    
7. Зачетное занятие    
  Итого:    

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.

Русский язык

в профессиональной деятельности юриста (2часа)

Цель: рассмотреть язык с точки зрения связи с мышлением; определить значение языка в профессиональной деятельности юриста.

Теоретические вопросы

1. Сущность и основные функции языка как знаковой системы. Функции языка права.

2. Язык и мышление. Язык и речь.

3. Современный русский язык как государственное, межнациональное и международное средство общения.

4. Понятие культуры речи. Культура речи юриста.

5. Языковые нормы устной и письменной речи. Варианты норм.

 

Практическое задание

1. Поставьте правильно ударение в словах, предварительно верно написав их. Дайте толкованием словам. Приведите примеры их юридического использования в тексте.

Ак…голь, ан..том, вер…иповедание, вет…р…нария, взведе(н,нн)ый, вмене(н,нн)ый, возл…жить, (во)первых, гарантиро(н,нн)ый, дисп…нсер, д…говор, един…време(н,нн)ый, заключе(н,нн)ый, кв…ртал, ко(л,лл)едж, наг…вор, нам…рение, обеспеч…ние, обл…гчить, озн…комле(н,нн)ый, переда(н,нн)ый, подр…стковый, токсик…мания, уведомле(н,нн)ый, украинский, факс…миле, х…датайство, эксперт.

 

2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа приведённых имён существительных, правильно поставьте ударение.

Шофер, директор, договор, взвод, офицер, герб, отпуск, торт, паспорт, протокол, инженер, профессор, бухгалтер, прожектор.

 

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа приведённых ниже имён существительных, правильно поставьте ударение.

Башня, джинсы, жалюзи, апельсин, башкиры, казах, помидор, чулки, носки, погон, шпроты, рельс, шампунь, дебаты.

4. Выполните задание 6, с. 11 из «Практикума по орфографии русского языка» Т.Г. Голощаповой. Сделайте вывод о правописании гласных в корне слова и их произношении.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

Функциональные стили современного русского языка. Официально-деловой стиль (4 часа)

Цель: рассмотреть основные функциональные стили современного русского языка с точки зрения юридической коммуникации.

 

Теоретические вопросы

1. Функциональные стили литературного языка как разновидность языковой коммуникации. Общая характеристика стилей.

2. Стилистика и культура речи. Общелитературная и стилевая нормы. Стилистические ошибки.

3. Основные признаки официально-делового стиля языка в зависимости от сферы его функционального применения.

4. Подстили официально-делового стиля языка (канцелярский, законодательный, дипломатический).

5. Характеристика законодательного (юридического) подстиля. Основные его жанровые разновидности (закон, нормативно-правовой акт и др.)

6. Речь юриста и языковые стили.

 

Практическое задание

1. Выполните задания на с. 143- 144 учебника З.В. Баишевой «Русский язык и культура речи в юриспруденции». Дайте стилевую характеристику текстов. Выделить основные черты, характерные для стиля выполняемых текстов.

2. Ознакомьтесь с образцами документов, данными на с. 164 – 184 учебника З.В. Баишевой «Русский язык и культура речи в юриспруденции». Напишите свою автобиографию и резюме для приема на работу.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3.

Номинативные средства языка (2 часа)

Цель: рассмотреть номинативные средства языка (слово и фразеологизм) с точки зрения нормированного национального современного русского языка; выявить ошибки, связанные с неправильным употреблением слова и фразеологизма.

 

Теоретические вопросы

1. Понятие номинативной языковой единицы.

2. Фразеологизм и слово. Фразеологизм и словосочетание.

3. Многозначные слова и фразеологизмы.

4. Прямое и переносное значение слова. Типы переносного значения (метафора, метонимия, синекдоха).

5. Омонимы в современном русском языке. Типы омонимов.

6. Использование полисемии, омонимии, синонимии, антонимии в речи юриста.

7. Типичные лексико-фразеологические ошибки в юридической документации (неразличение паронимов, неточный выбор синонимов, нарушение лексико-фразеологической сочетаемости и т.д.).

8. Активный и пассивный лексико-фразеологический состав русского языка: архаизмы, историзмы, неологизмы. Использование их в юридических текстах.

 

Практическое задание

1. Выделите многозначные слова и омонимы среди следующих слов.

Дача, квалификация, право, эпизод, язык, защита, суд, лицо,

повод, ссылка, брак.

 

2. В каком значении употреблены следующие слова в статьях Уголовного кодекса.

Возбудить, лицо, наряд, пересечение, погашение, смягчение, статья, мера, организация, противоправный, утаивание, содеянное.

 

3. Объясните значение фразеологизмов.

Накалять атмосферу, эзоповский язык, соломенная вдова, белые воротнички, законным образом, явочным порядком, на птичьих правах, ахиллесова пята, камень преткновения, тянуть канитель, умыть руки, тихой сапой, катиться по наклонной плоскости, стереть в порошок.

 

4. Распределите слова на две группы: историзмы и архаизмы.

Басурман, дело (завещание), лихо, видок (свидетель), воевода, гость (купец), рукописание (завещание), СНК (Совет Народных Комиссаров), лай, лихой, послух (очевидец), боярин, ВЦИК, ВЧК, НКВД, стряпчий.

 

5. Устраните ошибки в приведенных текстах.

1. Прицепляя прицеп, ответчик неправильно зацепил цепь, в результате чего создал возможность отцепа. 2. Мною изъято два ствола от одноствольного и двуствольного гладкоствольного оружия. 3. Товар был забракован по некачественным дефектам производственного характера. 4. Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, отобрал нож у Милюкова и нанес ему эти ножом ножевое ранение. 5. Исаков укусил его зубами за руку. 6. На лице Петрова небольшие усы в области носа. 7. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 8. Подброшенная Скуратовым гиря имела траекторию, направленную в направлении черепа потерпевшего, что доказано его показаниями.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4.

Лексика и фразеология

деловой и процессуальной документации (2 часа)

Цель: рассмотреть особенности лексики и фразеологии деловой и процессуальной документации.

 

Теоретические вопросы

1. Лексика и фразеология с точки зрения ее функционирования. Межстилевая и стилистически окрашенная лексика и фразеология.

2. Юридический термин и профессионализм.

3. Речевое клише и штамп.

4. Заимствованные слова и фразеологизмы в языке права. Их стилистическое использование.

5. Аббревиация в юридических текстах.

 

Практическое задание

1. В соответствии с нормами орфографии напишите тексты юридического плана на с.107 – 109 «Справочника-практикума по пунктуации простого предложения» Т.Г. Голощаповой.

 

2. На основании данных номинативных единиц в первом практическом задании выделите лексику и фразеологию, характерную для юридической коммуникации.

 

3. Из любого юридического словаря выпишите 10 терминов иноязычного происхождения. Объясните их значение и составьте с ними небольшой связный текст.

 

4. Приведите примеры наиболее часто употребляемых в ходе деловой и процессуальной коммуникации аббревиатур.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.68.167 (0.01 с.)