Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация в системе менеджмента

Поиск

В менеджменте понятие организация имеет неоднозначную трактовку. Его используют для обозначения упорядочивающего воздействия на объект, определенного организационно-управленческого процесса деятельности, а также для определения самого объекта - социальной категории, среды.

В первом случае организация - это процесс создания и совершенствованияуправленческой структуры и правил функционирования ее элементов, что дает возможность работать эффективно для достижения целей. В этом смысле организация представляет собой определенным образом планируемый и осуществляемый человеком целенаправленный процесс установления соотношений, связей, зависимостей, построения форм и процедур. Данное определение справедливо для обозначения организации, как одной из важнейших функций менеджмента, которая в дальнейшем (глава 6) будет подробно рассмотрена.

Для следующей трактовки организация - это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования. Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль над исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных ресурсов. В этом смысле организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей. Это определение будет изучаться в главе 11 при изучении процессов принятия управленческих решений.

Для последнего случая организация - это объединение двух или более людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это означает, что для возникновения организации необходимо:

- наличие членов группы (по крайней мере, двух лиц), которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель;

- наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы.

Такое определение справедливо для формальной организации, которая представлена и будет изучаться в дальнейшем в блоке вопросов по теории организации (главы 12 – 17).

Понятие организационной структуры менеджмента

Организационная структура менеджмента представляет собой совокупность органов управления и существующих между ними должностных и информационных связей.

Элементами организационной структуры менеджмента являются организационные роли, которые могут объединяться, образуя при этом звенья (подразделения) менеджмента, и находиться в отношениях подчинения, образуя иерархические уровни (ступени) менеджмента.

Выше во 2 главе отмечалось, что М. Вебер в своейконцепции иерархической структуры предложил нормативную модель рациональной бюрократии, включающую в себя чёткое разделение труда, иерархичность управления, наличие формальных правил и норм выполнения обязанностей. Поэтому в основе построения организационных структур лежат горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.

Горизонтальное разделение труда (или департаментизация) представляет собой выделение относительно обособленных видов деятельности. Примерами такого разделения труда могут быть:

- функциональное, когда выполняемая работа делится в соответствии со специальными или конкретными функциями менеджмента;

- региональное, когда выполняемая работа делится в соответствии с тем местом, в котором выполняется работа;

- по виду выпускаемой продукции;

- по виду потребителя (например, деление на оптовых и индивидуальных покупателей, на внутренние и внешние рынки и т.д.);

- проектное, которое имеет место в том случае, если организация занимается проектной деятельностью и за определенными исполнителями закрепляется выполнение определенного проекта.

Вертикальное разделение труда является следствием необходимости управлять трудом большого числа людей, занимающихся различной деятельностью, когда руководитель, не будучи в состоянии делать это полностью сам, набирает штат помощников, наделяя их соответствующими полномочиями и создавая при этом уровни управления. По виду передаваемых полномочий выделяют полномочия линейные и штабные.

В соответствии с признаками разделения управленческого труда можно проводить и классификацию организационных структур (рис. 4.1).

По признаку департаментизации выделяют структуры:

- функциональные;

- региональные;

- продуктовые;

- потребительские;

- проектные.

Региональные, продуктовые и потребительские структуры называют также дивизиональными структурами.

По виду передаваемых полномочий выделяют структуры:

- линейные;

- штабные (или линейно - штабные).

Рис. 4.1. Организационные структуры менеджмента



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.009 с.)