Школы менеджмента и их суть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школы менеджмента и их суть.



Сущность менеджмента.

Менеджмент- это система программно-целевого управления перспективного и текущего планирования организации производства и реализации продукции.

Менеджер-это профессионал по организации и управлению производства, сбыта и сервиса, обладающий административно- хозяйственной самостоятельности.

Цели:

1. Получение большей прибыли.

2. Повышение эффективности хозяйствования.

3. Решение социальных вопросов.

4. удовлетворение потребительского рынка.

Задачи:

1. Организация производство конкурентно-способный товар

2. Совершенствования производственного процесса.

3. Внедрение наукоемких технологий

4. Повышение качества продукции.

5. Снижение затрат по производства.

Функции:

-) Планирование-это стадия процесса управления, на которого определяются цели деятельности необходимые для этого средства, а так же разрабатываются методы наиболее эффективных условиях.

-)Организация- это функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а так же обеспечением всем необходимым для её нормальной работы.

-)Мотивация- это процесс побуждения человека к действию с помощью внутренних и внешних факторов.

-)Контроль- это управленческая деятельность задачей которой является количественная оценка и учёт результатов работы организации.

Сущность и характерные черты современного менеджмента. История его развития.

1. Эволюция управленческой мысли.

Основные этапы история менеджмент

1)Промышленный переворот.

2)Эпоха массового производства.

3)Эпоха массового сбыта.

4)Постиндустриальное общество

5)Постэкономическая эпоха.

Подходы к менеджменту.

1. Процессный подход

Процессного научного подхо­да рассматривают управление как сумму всех функций управле­ния, т.е. как взаимосвязанные и взаимообусловленные действия (непрерывный процесс).

Для упрощения пони­мания сущности процессного подхода принято считать, что ос­новными, базовыми функциями управления являются: планиро­вание; организация; мотивация; контроль.

2. Системный подход. « система» — комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем) вместе с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внеш­ней средой.

Суть: менедже­ры должны рассматривать предприятие как совокупность взаимо­зависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ко­торые ориентированы на достижение различных целей под влия­нием внешней среды.

Все предприятия и организации можно рассматривать как откры­тые или закрытые системы.

Открытая система характеризуется максимальным взаимодействием с окружающей внешней средой через "мен ресурсами, продукцией, информацией и т.д

Вход   Предприятие Выход
(Ресурсы) —^ (переработка) (Продукция)

Закрытые системы относительно независимы от внешней среды.

Ситуационный подход.

В менеджменте ситуационный подход — это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. В практической деятельности менеджеры в процессе принятия решений должны в первую очередь рассматривать наиболее значи­мые для организации обстоятельства.

Цикл менеджмента.

Цикл – это совокупность процессов совершаемых в течении определённого времени.

1.Планирование

Основными принципами планирования являются:

- комплектность

-Точность

-Непрерывность

-Гибкость

-экономичность

В условиях рыночной экономики каждое предприятие планирует самостоятельно

2.Организация

В зависимости от сочетания основных принципов организации производства – специализации и непрерывности, различают 3 типа производства: массовое, серийное, единичное

Стандартизация заключается в установлении единых норм по типам, параметрам и размерам, качеству изделий по величине измерений, методам испытаний, контроля, правилам упаковки, маркировки и хранения продукции.

3. Мотивация персонала

Виды:

-Материальная, путём выплаты сотрудникам зарплаты, премий и др. видов материальных вознаграждений.

-Моральная

-социальная

4. Контроль

Это заключительная функция менеджмента, собирается количественная оценка и производится учёт результатов работы организации.

Коммуникация.

Коммуникация – это обмен информацией, значимой для участников общения.

Эффективная коммуникация – это коммуникация, способствующая достижению целей участников общения.

Коммуникативность – это способность к общению.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Общение имеет три стороны:

1. Коммуникативная проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

2. Интерактивная представляет собой взаимодействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений.

3. Перцептивная проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Четыре базовых элемента: отправитель, сообщение, канал, получатель.

Преграды в организационных коммуникациях и пути их преодоления:

1. Искажение сообщений

2. Информационные перегрузки

3. Неудовлетворительная структура организации

4. Неудовлетворительный кадровый состав

5. Неудовлетворительный состав рабочей группы

6. Неудовлетворительный способ организации власти и распределения задач

7. Конфликты между различными группами или подразделениями

8. Регулирование информационных потоков

9. Управление действиями

10. Системы обратной связи

11. Системы сбора предложений

12. Современные информационные потоки и т.д.

7. Тактическое планирование.

- это уточнение, коррекция, дополнение стратегии.

Хар-ка:

1. Подробность

2. Временной уровень

3. Лица принимающие решения – многочисленные специалисты

4. Хар-р проблемы – однородные проблемы.

5. Степень регулярности действий – фиксированный график действий

6. Небольшое количество альтернатив

Стадии тактического планирования:

1. Подготовка плана – сбор, систематизация, уточнение инф-ии о деят-ти, анализ полученной ин-фы, уточнение целей и задач, постановка менеджером задач отдельным подразделениям и сотрудникам на разработку плана, опр-ие подлежащих включению в план мероприятий.

2. Принятие – план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем пред-ия.

Текущее (оперативное) планирование – это чем ежедневно занимается менеджер на пред-ии.

Стадии:

Выявление проблемы; Опр-ие возможных действий; Предварительный выбор одного из опр-ых возможных действий; Анализ возможных последствий; Окончательный выбор.

Мотивация: сущность теории.

Мотивация - это процесс формирования у работника необходимых стимулов, являющихся внешним побуждением к труду, которое развивается на основе осознания как своих личных потребностей, так и потребностей других людей.

Все теории мотивации делятся на:

1)Содержательные теории мотивации – это теории, которые основываются на идентификации внутренних побуждений личности, заставляющих действовать так, а не иначе.

-) (А.Маслоу) – иерархическая пирамида потребностей

-)двухфакторная теория(Геруберг)

Гигиена: Политика фирмы, условия работы, ЗП, межличностные отношения, степень непосредственного контроля за работой, т.е. факторы связанные с окруж. средой, в которой осущ. работа.

2 группа потребностей:

Мотивация: продвижение по службе, успех, признание и одобрение, результаты работы, высокая степень ответственности, возможность творческого подхода, возможность делового роста.

-)теория высших потребностей (Мак Клелланд)

Власть, Успех, Причастность

2)процессуальные теории мотивации – это наиболее новые мотивации, которые определяют, как себя должен вести человек с учетом воспитания и познания.

-)теория ожидания(Врум)

Взаимосвязи:

1.затраченный труд – результат труда

2.результат – вознаграждение

3.вознаграждение – удовлетворение

Валентность – это степень удовлетворения или неудовлетворения вознаграждения.

Ожидание- это осознание человеком оценки, вероятности наступления событий.

-)теория справедливости (Стейси Адамс)

Каждый работник по окончании выполненных работ и получению вознаграждения сравнивает отношение затраченных усилий и полученного вознаграждения, с затраченными усилиями и вознаграждениями других работников выполняющих аналогичную работу.

-) теория(Лоулер – Портер)

Теория включает в себя основные элементы:

1) Затраченные усилия

2) Восприятие

3) Полученный результат

4) Вознаграждение

5) Степень удовлетворения

Результат деятельности сотрудников зависит от 3-х факторов:

1) Отличных характеристик работников

2) От затраченных усилий

3) От осознания своей роли в процессе труда

Уровень затраченных усилий зависят:

1)от вознаграждения

2) на сколько работник верит в прочную взаимосвязь между затраченными усилиями и вознаграждением.

По итогу деятельности работник может получить, как внутренние, так и внешние вознаграждения.

Делегирование.

Делегирование-это передача менеджерам полномочий и ответственности за выполнение задач одному или нескольким подчиненным.

Различают несколько типов полномочий:

1)Линейные полномочия

Передаются непосредственно от руководителя к подчиненному и при необходимости далее к другим подчиненным.

2) Административные полномочия

Базируются на делегировании различных функций аппарата управления.

а) Рекомендательные полномочия- когда линейные руководители могут обращаться в соответствующие службы административного аппарата за советами и получать необходимые консультации, однако не обязаны их принимать к исполнению.

б)Параллельные полномочия- целью таких полномочий является установление системы сбалансированной власти, что способствует созданию действенного контроля и предотвращению ошибок в работе.

в) Функциональные полномочия- аппарат управления, наделенный функциональными полномочиями может как начать, так и запретить выполнять определенный порядок действий по указанию менеджера.

Группы методов управления.

Организационно-распорядительные, или организационно-административные методы управления – предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением; предусматривают разработку организационных решений, определения необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и контроль исполнения, за которым следует новые организационно-распор. действия.

Формы организационно-распорядительных (орга­низационно-административных) методов:

1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

2. Согласительные методы (консультация, разрешение компро­миссов).

3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложе­ние, общение и т.п.).

Компоненты: виды и типы воздействия; адресат; постановку задания; определение критерия его выполнения; установление ответственности; инструктаж подчиненных и т.д.

Неустойчивый характер.

У людей с таким характером нет твердых внутренних принципов, недостаточно развито чувство долга, отсутствуют высшие человеческие мотивы. Неустойчивые личности постоянно стремятся к сиюминутным удовольствиям и развлечениям. Они любят посмеяться над чужими недостатками, испытывать превосходство над другими. Часто пренебрегают элементарными обязанностями, настроены только на потребление. Любят блага жизни получать за счет других, считают, что удовольствия — основной мотив, ради которого стоит жить. У них ярко выраженное нежелание трудиться.

Менеджер должен знать, что необходимость контроля за поведением лиц с неустойчивым характером может сохраняться на протяжении всей их жизни. Возникает резонный вопрос: "Стоит ли удерживать такого работника на предприятии, тратить время, деньги и нервы на его перевоспитание?» Каждый менеджер должен сам уметь ответить на этот вопрос.

Циклоидный характер. Работники с циклоидным характером неровны в работе. То все горит в руках, то работа идет медленно, и все валится из рук. То настроение отличное, то — депрессия. Циклы длятся обычно по две недели.

Ошибкой менеджера является то, что замечая неровность труда таких подчиненных, он может начать критиковать их за неустойчивость и расхлябанность в работе. Руководитель должен знать, что эти особенности в значительной степени являются биологически обусловленными. Критика и неприятности в период спада могут только удлинять его и углубить тяжесть состояния. Циклоида не стоит ставить на участки, на которых требуется постоянно высокий темп труда и все связаны единым ритмом, например на конвейере. Работник с таким типом характера вполне может добиваться высоких результатов труда, если этот труд правильно и рационально для него организован.

Трансакционный анализ.

Трансакционный анализ – это система групповой психотерапии, в которой взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех состояний «Я».

Основоположник Эрик Берн (американский психолог и психиатр).

Метод делится на четыре этапа:

1. Структурный анализ или теория эго-состояний.

1) «Я – родитель» (контроль, забота, запреты, идеальные требования)

Две основные формы проявления родителя: заботящийся и контролирующий.

2) «Я – взрослый» (включает вероятностную оценку ситуации, рациональность, независимость, компетентность)

3) «Я – ребенок» (включает эффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями)

Может быть: естественный (свободный) и адаптированный (бунтующий, соглашающийся, отчуждающийся)

2. Собственно трансакционный анализ.

Трансакция – это единица общения, т.е. взаимодействие двух или более людей.

Единичным актом человеческих взаимоотношений является обмен ходами.

Трансакция – это обмен действиями. Ответ называется трансакционной реакцией или ответным ходом.

Трансакции могут быть как положительные, так и отрицательные.

В трансакционном анализе рассматриваются 4 возможные жизненные позиции, определяющие отношение к себе и к другим:

1. Я плохой – ты хороший

2. Я плохой – ты плохой

3. Я хороший – ты плохой

4. Я хороший – ты хороший

Формы трансакты:

1. Дополнительная трансакция – это когда стимул, посланный человеком встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию.

2. Пересекающаяся трансакция – это когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.

3. Скрытая трансакция требует одновременного участия более чем двух состояний.

3. Психологические игры.

Берн называет игрой серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом.

Три признака психологических игр:

1) Скрытые мотивы, с помощью которых можно манипулировать партнером по игре

2) Благовидность трансакции в социальном плане

3) Выигрышный купон, являющийся целью игры.

4. Сценарии.

Всех людей по представлению о себе, о жизни, по способам реализации своей жизни можно разделить:

1) Выигрывающие – это человек, способный быть аутентичным (достоверным)

2) Проигрывающие – даже преуспевая в жизни чувствуют себя несчастными

Сценарий – это жизненный план личности.

Предписание – это программа, по которой человек стремится к цели.

Свойство пользоваться любимой эмоцией Э. Берн назвал трансакционным рекетом.

Цели трансакционного анализа: сформировать у подчиненных взрослую этическую позицию, научить их стать выигрывающими, ответственными за себя, за все.

Методы принятия решений.

1) Эврестический (неформальный)

-) решение быстрое

-) возможны ошибки

Это совокупность логических приёмов и методов выбора оптимальных решений руководители путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта.

2) Коллективный- основным моментом коллективной работы является определения круга лиц, участвующие в принятии решений.

Главным критерием для участников группы является креативность, компетентность, способность конструктивно мыслить (метод мозгового штурма)

3) Количественный. В основе научно- практический подход, предполагающий выбор решений, путём обработки большого массива информации.

Процесс принятия решений:

1) Постановка целей

2) Выявление ограничений

3) Принятие решений.

4) Реализация решений.

5) Контроль за исполнением.

Уровни принятия решений.

1.Рутинный - у менеджера имеется программа, как распознать ситуацию, какое решение принять.

Ключевыми навыками этого уровня являются: неукоснительное следование процедур.

-разумная оценка ситуаций

-гуманное принятие решений

-соотношения контроля и мотивации.

2. Селективный – требует инициативы и свободных действий в определённых границах.

Ключевые навыки:

-установка целей

-планирование соотношения анализа и развития

-анализ информации.

3 Адаптационный - менеджер должен был выработать решение, которое может быть абсолютно новым.

Ключевыми навыками являются:

-идентификация проблем

- систематизированное решение проблем

-создание рабочих рук

-анализ возможного риска.

4. Инновационный – на этом этапе принимаются наиболее сложные решения со стороны менеджмента.

Требуется абсолютно новый подход.

Ключевые навыки:

-творческое управление

-стратегическое планирование

-системное развитие.

Лидерство и власть.

Лидерство- это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных.

Качества лидера- наличие существенных признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников.

Качество руководителя:

1.Стремление к достижению цели.

2.Желание быть лидером.

3.Честность и прямота.

4.Уверенность в себе.

5.Интеллектуальный потенциал.

6.Навыки и знания.

7.Обратная связь.

8. Контроль над эмоциями.

Важные качества, присущие лидеру:

-)проницательность

-)упорство

-)энтузиазм

-)самопознание

-)прямота

-)зрелость

-)цельность

-)смелость.

Руководство- умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач.

Стиль руководства – это совокупность приёмов поведения руководителя по отношению к подчинённым.

Стили:

1.Авторитарный – властный, основанный на стремлении утвердить своё влияние, авторитет, стиль руководства.

А) Агрессивный

Б) Агрессивно – податливый

В) Эгоистичный

Г) Добросердечный

2. Демократический – стиль основан на инициативе коллектива, а не руководителя.

А) Совещательный

Б) Участвующий

3. Либеральный – предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.

Партнерство.

Искусство строить взаимоотношения деловыми партнёрами, сотрудниками – важная составная часть многогранной деятельности менеджера.

Одежда и внешний вид.

Менеджерам уместно вспомнить русскую пословицу: «Встречают по одежке – провожают по уму»

Осанка. Примером хорошей осанки является положение фигуры человека, который не прячет голову в плечи, смотрит в глаза собеседнику.

Поведение. Уверенный в себе менеджер обычно говорит ясно и убедительно. Он знает,чего хочет, его действия по достижению поставленной цели четки.

уличных взаимоотношений. Основные пути установления хороших личных отношений: признание, установление индивидуальности, заинтересованность, выражение взглядов, оказание поддержки.

Вознаграждение. Есть два типа менеджеров: один находит положительное в работе сотрудников и отмечает это, другой ищет негативное у подчинённых и наказывает их.

Умение давать указания подчиненным. Различают следующие подходы:

- неопределенные указания

- уговоры

-угрозы

- просьба

- требование

Одно их важнейших качеств менеджера – этичность. Этика – это система норм, мораль нравственного поведения человека.

Имидж – это собирательный образ, складывающийся в сознании людей и связанный с конкретными представлениями.

Общие рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

-создание атмосферы сотрудничества

- стремление к ясности общения

-владение эмоциями

- открытость для новой информации

-энергичное достижение своих целей

Сущность менеджмента.

Менеджмент- это система программно-целевого управления перспективного и текущего планирования организации производства и реализации продукции.

Менеджер-это профессионал по организации и управлению производства, сбыта и сервиса, обладающий административно- хозяйственной самостоятельности.

Цели:

1. Получение большей прибыли.

2. Повышение эффективности хозяйствования.

3. Решение социальных вопросов.

4. удовлетворение потребительского рынка.

Задачи:

1. Организация производство конкурентно-способный товар

2. Совершенствования производственного процесса.

3. Внедрение наукоемких технологий

4. Повышение качества продукции.

5. Снижение затрат по производства.

Функции:

-) Планирование-это стадия процесса управления, на которого определяются цели деятельности необходимые для этого средства, а так же разрабатываются методы наиболее эффективных условиях.

-)Организация- это функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а так же обеспечением всем необходимым для её нормальной работы.

-)Мотивация- это процесс побуждения человека к действию с помощью внутренних и внешних факторов.

-)Контроль- это управленческая деятельность задачей которой является количественная оценка и учёт результатов работы организации.

Сущность и характерные черты современного менеджмента. История его развития.

1. Эволюция управленческой мысли.

Основные этапы история менеджмент

1)Промышленный переворот.

2)Эпоха массового производства.

3)Эпоха массового сбыта.

4)Постиндустриальное общество

5)Постэкономическая эпоха.

Подходы к менеджменту.

1. Процессный подход

Процессного научного подхо­да рассматривают управление как сумму всех функций управле­ния, т.е. как взаимосвязанные и взаимообусловленные действия (непрерывный процесс).

Для упрощения пони­мания сущности процессного подхода принято считать, что ос­новными, базовыми функциями управления являются: планиро­вание; организация; мотивация; контроль.

2. Системный подход. « система» — комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем) вместе с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внеш­ней средой.

Суть: менедже­ры должны рассматривать предприятие как совокупность взаимо­зависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ко­торые ориентированы на достижение различных целей под влия­нием внешней среды.

Все предприятия и организации можно рассматривать как откры­тые или закрытые системы.

Открытая система характеризуется максимальным взаимодействием с окружающей внешней средой через "мен ресурсами, продукцией, информацией и т.д

Вход   Предприятие Выход
(Ресурсы) —^ (переработка) (Продукция)

Закрытые системы относительно независимы от внешней среды.

Ситуационный подход.

В менеджменте ситуационный подход — это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. В практической деятельности менеджеры в процессе принятия решений должны в первую очередь рассматривать наиболее значи­мые для организации обстоятельства.

Школы менеджмента и их суть.

1. школа научного управления (1885-1920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика Уинслоу, Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.

2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).

Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.

Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:

первоначальная функция - разделение труда;

полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;

дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;

единоначалие;

стабильность рабочего места.

3. Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.

В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.167 с.)