Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внушаемость и подражательность

Поиск

Зависимой личности в высшей степени присуща внушаемость как личностная чер­та, свойство. Под внушаемостью понимается легкость усвоения человеком внешних по отношению к нему побуждений, стремлений, желаний, установок, оценок, форм и сти­лей поведения, повышенная восприимчивость к психическому воздействию со стороны другого лица (лиц) без критического осмысления реальности и стремления противосто-


Инфантильность



ять этому воздействию. Считается, что при этом многое из происходящего принимается на веру, глубоко не анализируется и не подвергается пристрастному осмыслению. В. М. Бехтерев (1990) полагал, что внушение входит в сознание человека не с «парадного входа, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа— критику.

Личность, склонная к формированию зависимого поведения, оказывается некри­тичной, часто легковерной, податливой групповому воздействию, авторитарному управлению. Такой человек вырабатывает стереотип поведения не в соответствии с убеж­дениями и разъяснениями окружающих, не исходя из собственных рациональных суж­дений и умозаключений, а в обход их. Помимо этого, характерными для такого человека становятся подчиняемость, нацеленность на снятие с себя и передачу другому ответ-, ственности за поведение, решение жизненных вопросов и планирование будущего. Вну­шаемый подросток безоговорочно верит в правильность поступков и советов того, кто им руководит.

Как правило, зависимость, инфантильность и внушаемость как качества зависимой личности прекрасно сосуществуют и «гармонируют». Многие подростки, вовлекаемые сверстниками в процесс употребления алкоголя, наркотических или токсичных веществ, идут на это без осознания сути происходящего, некритично. Они легко подвергаются воздействию извне. Их не составляет труда «убедить», что вред от употребления этих веществ — «мнимый», что легкие наркотики якобы не вызывают зависимости. Помимо этого, по механизмам самовнушения они способны быстро «уговорить себя», что «это — последняя сигарета, последняя рюмка или последняя доза». В такую минуту они стопроцентно убеждены в правильности собственного умозаключения. Можно утверж­дать, что зависимая личность склонна обманываться, подпадать под влияние окружаю­щих, подчиняться, искать тех, кто способен ей внушить что-либо и руководить ею.

Особую роль внушаемость играет в формировании групповых форм девиантного поведения, например, в становлении религиозного, спортивного или музыкального фа­натизма. Пример людей, уже являющихся зависимыми, оказывается заразительным. В целом же внушаемость можно обозначить как «психическую заразительность», ин-дуцированность, склонность к имитационному и подражательному поведению.

Подражательностью (имитационностью) называют индивидуально-психологиче­ское свойство, проявляющееся в готовности делать что-либо в соответствии с каким-ни­будь образцом, в старании воспроизводить то, что делается другими. Подросток в силу возрастных психологических особенностей склонен к подражательному поведению, что является потенциально опасным в плане формирования личностных черт зависимости.

По данным Л. Шертока (1988), внушаемость и гипнабельность тесно связаны с чер­тами личности. Оказалось, что наиболее поддаются внушению и гипнотическому воз­действию лица, у которых по результатам теста Кеттелла выявляются отклонения по факто­рам А и Е. Как это ни парадоксально, более внушаемыми оказываются люди открытые и властные, а не скромные или застенчивые.

Наши (В. Д. Менделевич, И. Р. Хусаинова) исследования 24 наркозависимых мужчин разного возраста (выборка 1 —от 27 до 30 лет, выборка 2 — от 18 до 22 лет) позволили выявить иные типичные личностные качества наркоманов с повышенным уровнем вну­шаемости. На основании использования 16-факторного опросника изучения личности Р. Кеггелла с оценкой интеллектуальных (В, М, Q), эмоционально-волевых (С, G, I, О, Q, Q3.Q4) и коммуникативных особенностей (А, Н, Е, N, Q2, Ь)были получены следующие результаты (табл. 3).


56 Концепция зависимой личности (психология и психопатология зависимого поведения)

Таблица 3 Средние показатели 16-факторного опросника

 

Фактор А В С Е F О Н I L М N О Q, Q, Q, Q, MD
1-я выборка 4,8 5,2 4,3 4,2 7,0 4,8 5,9 5,0 3,3 7,5 5,2 5,6 7,5 4.7 5,5 5,8 4,2
2-я выборка 5,1 5,6 3.9 4,7 5,5 6,2 5,9 5,5 3,7 7.3 4,2 4,4 5,8 4.2 6.6 6.4 5.7

В результате проведенного исследования в обеих выборках выделялись низкие зна­чения по фактору L «доверчивость — подозрительность», что демонстрировало такие характеристики обследованных, как откровенность, доверчивость, благожелательность по отношению к окружающим людям, открытость и непосредственность. Помимо это­го, в 1-й выборке были обнаружены высокие показатели по фактору F «сдержанность — экспрессивность», что отражало эмоциональную окрашенность и динамичность обще­ния. То есть испытуемым от 17 до 30 лет была наиболее присуща активность, бодрость, беспечность. Отмечалось повышение показателей по фактору М «практичность — раз­витое воображение», а также по фактору QI «консерватизм — радикализм», характери­зовавшему испытуемых как лице повышенными интеллектуальными интересами, склон­ностью к экспериментированию.

Во 2-й выборке обнаруживались высокие значении по фактору М «практичность — развитое воображение», что указывало на развитое воображение, ориентированность на внутренний мир, обладание высоким уровнем творческого потенциала, а также низ­кие значения по фактору С «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устой­чивость», отражавшие низкую толерантность по отношению к фрустрации, подвержен­ность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.139 (0.008 с.)