Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация звуков во фразовой речи

Поиск

(проводится как целое занятие)

Воспитатель использует на занятии потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками. Дети сами могут придумывать предложения: по картинке, на которой изображено действие с предметом; по предметным картинкам, знакомым по предыдущим занятиям; с заданным словом. Воспитатель дает указание придумать такое предложение, чтобы в нем было как можно больше слов с дифференцируемыми звуками, например лир (Милиционер регулирует уличное движение. Лодка плывет по быстрой реке. Рыбаки наловили много рыбы. Клавиши у рояля белые и черные. Рыбы плавают в аквариуме), с и ш (У Саши на ладошке стеклышко. Шла Саша по шоссе. Пастушок играет на свирели. На ромашках спят шмели, лягушата спать легли. Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!) и др.

В этом виде работы может быть использован программный материал по развитию речи правильно подобранные рассказы, песенки» потешки, стихотворения, картины для составления рассказов и т. п.).

Вопросы и задания

Каковы этапы работы по формированию звука и требования к их проведению?

Дайте характеристику этапа ознакомления детей с органами артикуляционного аппарата.

Охарактеризуйте этап уточнения движений органов артикуляционного аппарата.

Расскажите об особенностях работы с детьми на этапе вызывания звука по подражанию.

Укажите, что необходимо учитывать педагогу при подборе дидактического материала для занятий на этапе воспитания четкого произношения звука в словах.

На что в первую очередь должен обращать внимание педагог в процессе занятий по воспитанию у детей правильного произношения звука во фразовой речи?

Дайте характеристику основных этапов работы по дифференциации звуков.

Планирование работы по формированию правильного произношения

Основной формой работы с детьми по формированию правильного произношения являются занятия: фронтальные, подгруппами и индивидуальные. (Знакомясь с практическим материалом данного пособия, представленным в виде этапов работы, не следует забывать, что каждый этап проводится либо как целое занятие по звуковой культуре речи, либо как часть любого занятия по развитию речи или др.).

Фронтальная работа осуществляется регулярно со всей группой согласно планированию на год (см. табл. 4). При ее планировании мы исходим из времени, отведенного программой на занятия по родному языку. Занятия, целиком посвященные воспитанию звуковой культуры речи, проводятся в средней и старшей группах примерно один раз в месяц, а в младших группах чаще. Помимо этого, отдельные упражнения во всех группах, в том числе и в подготовительной, включаются в другие занятия (не реже одного раза в неделю). Например, 5—7 мин можно уделять воспитанию звуковой культуры речи на таких занятиях, как заучивание стихотворений, рассказывание по игрушке, картинке.

Отдельные виды работы по воспитанию произносительной стороны речи (развитие слухового внимания, речевого дыхания, темпа, ритма речи) могут быть включены и в музыкальные занятия.

Таким образом, работа по воспитанию произношения проводится один раз в месяц как самостоятельное (целое) занятие по звуковой культуре речи и один раз в неделю как часть занятия (по родному языку, музыкального и т. д.). Эти занятия тщательно готовятся воспитателем. Проводя фронтальную работу, воспитатель может видеть, как усваивает программный материал каждый ребенок, трудности, возникающие у отдельных детей. Это дает педагогу возможность наметить план будущих мероприятий, продумать, что делать с ребенком дальше, над чем и как с ним работать на последующих этапах.

Работу подгруппами проводят с теми детьми, которые не усвоили программный материал фронтального занятия. Она организуется 2—3 раза в неделю в утренние часы (до завтрака) или вечером (после дневного сна и перед уходом домой). Состав подгруппы (не более 4—6 детей) меняется, так как во время фронтальной работы затруднения могут возникать у разных детей. Для одних трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, для других — уточнение изолированного звука или произнесение его в словах. В эти подгруппы вводят и тех детей, которые отсутствовали на фронтальном занятии. Работая с подгруппами, воспитатель ликвидирует разницу в умениях и навыках детей, а дети, в свою очередь, получают возможность осваивать последующий программный материал на фронтальных занятиях.

Индивидуальная работа по формированию звуко-произносительных навыков проводится в удобное для воспитателя время с темя детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным для всей группы. Недостаточны для них и занятия в подгруппах.

Работа с детьми должна проводиться по индивидуальному плану, составленному воспитателем совместно с логопедом. Активное участие в ней должны принимать родители, выполняющие с ребенком дома определенные задания, предложенные воспитателем и логопедом. К индивидуальным занятиям в случае необходимости привлекаются дети, позже поступившие в детский сад или много пропустившие по болезни. С такими детьми индивидуально отрабатывают материал, пройденный со всей группой. Дети, с которыми проводят индивидуальные занятия, не освобождаются от участия в общей фронтальной работе по звукопроизношению.

Вопросы

Каковы особенности организации фронтальных занятий?

Как организовать работу с подгруппами детей?

Как проводится индивидуальная работа?

Примерный план работы на год

Таблица 4

Месяцы Недели Возрастные группы
Первая младшая Вторая младшая Средняя Старшая Подговительная к школе
Сентябрь I II III в течение года еженедельно проводятся занятия, дидактические игры для развития произносительной стороны речи: слухового внимания, речевого слуха, речевого дыхания, основных качеств голоса; движений органов артикуляционного аппарата; правильного звукопроизношения (воспитатель, используя различные звукоподражания, добивается правильного произнесения простых по артикуляции звуков и пытается вызвать более сложные: свистящие, шипящие, сонорные) Обследование речи детей, оформление результатов обследования и проведение занятий по знакомству детей с основными органами артикуляционного аппарата и их движениями  
IV а н i Дети овладевают умениями делить предложения на слова и составлять из слов предложения; делить слова на части и составлять из частей слова; выделять звук из слова. Далее переходят к работе по дифференциации звуков.
Октябрь I II III IV а а у у н н т т i а (я) i а (я) i у (ю) i у (ю)
Ноябрь I II III IV Работа по произношению не проводится в связи с подготовкой к детскому утреннику    
у и и д д д i э (е) i э (е) i о (ё)    
Декабрь I II III IV и о о к к к ш ш ш с-ш
Работа по произношению не проводится в связи с подготовкой к детскому утреннику          
Январь I II III IV о э э э г г х х ж ж ж ч с-ш с-ш з-ж з-ж
Февраль I II III IV м м м п ы ы с с ч ч щ щ з-ж с-з с-з с-з
Март I II III IV п п б б с с’ с’ з щ л л л ш-ж ш-ж ш-ж т-д
Апрель I II III IV б ф ф з з з’ л’ л’ р т-д л-р л-р
Работа по произношению не проводится в связи с подготовкой к детскому утреннику          
Май I II III IV ф в в в з’ ц ц ц р р р’ р’ л-р т-т’ т-т’ т-т’
Июнь Июль Август Закрепление пройденного материала, индивидуальная работа, занятия с подгруппами (из четырех – шести человек), в которые подбирают детей с одинаковыми недостатками звукопроизношения или дифференциации звуков.        


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.006 с.)