Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа научного управления. Принципы управления Тейлора

Поиск

Школа научного управления зародилась с появлением работ Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). По словам П. Друккера, «тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину». Система Тейлора заложила основы на­учной организации труда через «создание многочисленных правил, законов и фор­мул, которые заменяют личное суждение работника и которые могут быть с поль­зой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение их действия». Тейлор ввел расчленение трудового процесса на отдель­ные элементы с целью их анализа и наилучшего освоения. Применительно к оплате труда он сформулировал, например, следующие принципы: установление расценок должно быть основано на точном знании; расценки должны быть единообразны; заработная плата выплачивается человеку, а не месту; заработная плата, основан­ная на точном знании, создает лучших рабочих, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству. Наряду с Тейлором основы научной школы определили работы Френка и Лилии Гилберт, Генри Ганта. Они разработали эле­менты научной организации труда на уровне отдельных движений и операций. Основные направления деятельности школы:

- анализ элементов трудовых процессов;

- разработка принципов подбора работников;

- разработка систем обеспечения ресурсами в процессе труда;

- разработка систем стимулирования труда.

Административная, или классическая, школа управления основывается на создании универсальных принципов управления, реализация которых ориенти­рована на успех. Первыми представителями этой школы являются Г. Эмерсон (1853 – 1931), А. Файоль (1841 – 1925), М. Вебер (1864 – 1920), Г. Форд (1863 – 1947), А. А. Богданов (1873 – 1928), А. К. Гастев (1882 – 1941).

Основные направления деятельности школы:

- развитие принципов управления;

- описание функций управления;

- систематизация управления организацией.

А. Файоль (1841-1925) считал, что при правиль­ной организации труда каждый менеджер может до­биться успеха. В своем учении Файоль (как и Тейлор) хотел найти правила рациональной деятельности, только рассматривая организацию как единый орга­низм, он считал, что для любого предприятия харак­терно наличие определенных видов деятельности: 1) техническая (производство); 2) коммерческая (за­купка, сбыт и обмен); 3) финансовая, (поиск и опти­мальное использование капитала); 4) безопасности (защита собственности людей); 5) анализ и учет (эккаунтинг); 6) управление. Файоль первым выделил управление как особый вид деятельности, которая включает в себя планирование, организацию, распо­рядительство, координацию и контроль.

При этом Файоль разработал 14 принципов управ­ления, от которых зависит успех управления:

1) разделение труда; 2) власть; 3) дисциплина; 4) единство распорядительства; 5) единство руково­дства; 6) подчинение индивидуальных интересов об­щим; 7) вознаграждение персонала; 8) централиза­ция; 9) цепи взаимодействия; 10) порядок; 11) равен­ство; 12) стабильность персонала; 13) инициатива; 14) корпоративный дух.

 

3. при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте

М. Вебер (1864-1920) разработал теорию бюро­кратического построения организации. Он затраги­вал и проблему управления в организации, которая рассматривалась как единое целое. Вебер разрабо­тал определенные правила поведения работников, при этом оговорил права и обязанности каждого из них. Бюрократическая система обеспечивает точ­ность, определенность и непрерывность деятельно­сти организации. Для достижения этих качеств, орга­низация должна сочетать в себе следующие элемен­ты: 1) существование иерархии власти; 2) внутриор-ганизационные действия должны быть четко распи­саны; 3) карьерный рост может происходить только при достаточных знаниях и стаже работы; 4) специа­лизация труда; 5) наем новых работников должен происходить только при необходимости; 6) существо­вание норм и правил, которые оговаривают права и обязанности персонала.

Школа человеческих отношений ориентирована на менеджмент как систему социально-психологических факторов. Основоположниками данной школы счи­ таются Ф. Тэйлор и Элтон Мейо (1880 – 1949), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Фредерик Херцберг, Дуглас Макгрегор (1906 – 1964), П. М. Кержинцев (1881 – 1940), Дейл Карнеги (1888 – 1945).

В 1880 г. Ф. Тейлор начал свои систематические исследования менеджмента. Он сформулировал следующие первоначальные предположения: человек – это «рациональное животное», озабоченное максимизацией своих экономических доходов; люди реагируют на экономические ситуации индивидуально; люди, как и машины, могут подвергаться стандартизированной моде.

Элтон Мейо отказался от принципов Тейлора. Он считал, что организация обладает единой социальной структурой и задача менеджмента – развивать не­формальную структуру управления с целью воздействия на результаты деятель­ности.

Э. Мэйо (1880-1949) - основатель школы челове­ческих отношений, где центральное место в изуче­нии управления занимает человек как социальное су­щество. Для разработки такой концепции Мэйо про­вел Хоуторнский эксперимент. В этом исследова­нии он доказал, что на производительность труда влияют особые отношения между людьми и их со­вместная работа. Эксперимент Мэйо также показал, что результаты работы зависят от социальных усло­вий на рабочем месте и от отношений между рабочи­ми и менеджерами. Такие выводы абсолютно отли­чаются от положений научного менеджмента, по­скольку все внимание уделяется системе взаимоот­ношений между людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.005 с.)