Вимоги правил безпеки до шахтних канатів . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вимоги правил безпеки до шахтних канатів .



На действующих и новых подъемных установках нужно применять подъемные круглопрядные канаты с линейным и точечно-линейным касанием проволок, а также трех-граннопрядные и канаты закрытой конструкции. Нижние уравновешивающие канаты на всех подъем­ных установках должны быть плоские, однако допускается применение нераскручивающихся круглых однослойных прядевых канатов крестовой свивки и многопрядевых канатов.

При работе в агрессивных средах следует предусма­тривать применение оцинкованных канатов.

Под запасом прочности каната понимают отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната за вычетом проволок, не выдержавших испытание, к макси­мальной статической нагрузке на канат. Эта величина имеет два норматива: первый — начальный запас проч­ности, которому канат должен соответствовать перед навеской; второй — минимальный запас прочности, кото­рому канат должен соответствовать в период эксплуатации с учетом износа каната под действием атмосферных осад­ков, шахтной воды, динамических и статических нагрузок.

Начальный запас прочности канатов должен быть для людских и аварийно-ремонтных подъемных установок не ниже 9-кратного, для грузолюдских — не менее 7,5-кратного, для грузовых не менее 6,5-кратного и не менее 8-кратного для грузолюдских и людских подъемных уста­новок со шкивами трения. Канаты грузовых многоканатных подъемных установок должны иметь не менее 7-крат­ного запаса прочности.

При глубине подъема более 600 м запас прочности определяется как отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к концевому грузу (без учета массы каната). При этом запас прочности должен быть не менее:

13-кратного — для людских подъемов;

10-кратного — для грузолюдских подъемов;

8,5-кратного — для грузовых подъемов;

11,5-кратного—для подъемов со шкивами трения;

9,5-кратного — для многоканатных установок.

Если учитывать массу каната, то в зависимости от высоты подъема запас прочности будет изменяться. Однако в этом случае запас прочности не должен быть меньше 5-кратного для людских и грузолюдских подъемов и 4,5-кратного для грузовых.

За состоянием подъемных канатов должен вестись контроль. Испытание канатов может производиться только на канатно-испытательных станциях. Первое испытание производится перед навеской канатов, а затем действу­ющие канаты повторно испытываются через каждые 6 мес, а канаты грузовых, аварийно-ремонтных и передвижных подъемов через 12 мес и далее через каждые 6 мес.

Первое повторное испытание многопрядных, малокрутящихся канатов грузовых и грузолюдских подъемов производится через 6 мес и далее через каждые 3 мес.

Для испытания каната отрезают его конец длиной не менее 1,5 м. Для повторных испытаний отрезают ку­сок также 1,5 м, но над последним жимком запанцировки или клиновым регулируемым коушем. Канат считается забракованным, если при испытании перед навеской суммарная площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытание на перегиб и разрыв, составляет для канатов людских подъемов 6 % и для грузовых 10 %.

Если при повторном испытании запас прочности кана­тов для людских и аварийно-ремонтных подъемов ока­жется меньше 7-кратной величины, грузолюдских — 6-кратной, а грузовых — 5-кратной величины, то канат должен быть снят и заменен другим. Канат должен быть заменен также, если суммарная площадь проволок, не выдержавших испытаний на разрыв и перегиб, достигает 25 % общей площади сечения каната. При повторном испытании канатов для подъемов длиной более 600 м учитывается только последнее требование.

Каждый подъем­ный канат должен ежесуточно осматриваться специально выделенным лицом. При таком осмотре определяется общее число оборванных проволок по всей длине каната, а также подсчитывается число обрывов на одном шаге свивки в наиболее поврежденных местах.

Если число обрывов на одном шаге превышают 2 % общего числа проволок, то этот участок отмечается в Книге осмотра подъемных канатов и их расхода. Если число оборванных проволок подъемного каната 5%, а ниж­него уравновешивающею 10%, то канат должен быть заменен. Торчащие концы проволок необходимо удалить. Еженедельный осмотр канатов с участием механика подъема должен включать не только определение обрывов проволок, но и утонение каната. Запрещается эксплуатация прядевых канатов, утонение которых составляет более 10 % номинального диаметра.

Детальный осмотр канатов с участием главного меха­ника шахты или его помощника должен проводиться ежемесячно. При этом поверхность каната очищают от затвердевшей смазки, особое внимание уделяя местам, где повреждения наиболее вероятны. Эти места следует осматривать тогда, когда канат находится в неподвижном состоянии. Осмотр канатов по всей их длине должен про­водиться при скорости движения не более 0,3 м/с.

Шаг свивки

Рис. 3. Измерение шага свивки шестипрядного однослойного ка­ната

Внешний осмотр канатов имеет большое значение для обеспечения безаварийной работы подъема. Он позволяет своевременно установить место начала повреждения ка­ната и своевременно принять меры к устранению неисправ­ностей, однако он не дает возможности судить о состоянии внутренних проволок каната.

В связи с этим широко внедряются средства полного контроля канатов, к которым можно отнести измерители износа стального каната, дефектоскопы для стальных канатов и т. д. Подробно этот вопрос изложен в разделе «Инструментальный контроль» Правил безопасности.

Основным средством, предупреждающим износ кана­тов, является их смазка. Ее производят при изготовлении канатов, а затем еженедельно в период их эксплуатации. Если нарушить регулярность смазки, то влага может пройти во внутренние слои каната, его сердечник и тогда последующая смазка не даст должных результатов. Перед смазкой канат следует очистить от грязи и старой смазки и затем покрыть новой, не оставляя ни одного несмазан­ного места, так как это место со временем станет очагом коррозии.

15. Вимоги правил безпеки до підвісних та причіпних пристроїв. Крепление клетей или скипов к канатам осуществ­ляется с помощью подвесных устройств. Такие устрой­ства бывают нескольких типов: нерегулируемые с предо­хранительными цепями, регулируемые с предохранитель­ными цепями, шатровые, П-образные шарнирные и др. Непосредственное присоединение подвесного устройства к канату осуществляется через коуш.

Независимо от конструкции подвесные устройства люд­ских, грузолюдских и вспомогательных подъемов должны иметь 13-кратный запас прочности по отношению к макси­мальной статической нагрузке, для грузовых подъемов достаточно 10-кратного запаса прочности. Общий срок эксплуатации подвесных устройств установлен 5 лет, после чего они должны быть заменены. Прочность креп­ления каната с помощью подвесного устройства должна соответствовать 85 % его агрегатной прочности. Запас прочности для проводниковых и отбойных канатов должен быть не менее 6-кратного.

Прикрепление конца каната к барабану подъемной машины производится через щель в цилиндре барабана к бобине, расположенной внутри его. Для ослабления натяжения каната на барабанах, футерованных деревом или пресс-массой, делают не менее трех витков трения, а на нефутерованных барабанах — не менее пяти витков.

Для того чтобы иметь запас канатов, расходуемых на периодические испытания, кроме витков трения следует предусмотреть дополнительные витки.

Модуль 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.009 с.)