Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Это ваша строительная площадка

Поиск

Когда ребенок, окидывая взглядом окружающий мир, видит то, что ему хотелось бы получить, это хорошо. Подоб­ное желание побуждает его к активной деятельности. «Трудя­щийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его» (Притчи 16:26). Когда ребенок, познавая свои спо­собности, возможности и умения, печалится по поводу того, что ему многого не хватает, это тоже хорошо.

Ощущение, что ему чего-то недостает, подталкивает ре­бенка к целенаправленной деятельности. Таким образом он начинает понимать разницу между завистью и желанием. Желание заставляет трудиться. Зависть лишь разъедает душу.

Если вы сами не заходите за пределы и границы дозво­ленного, то вы поддержите стремление ребенка, поможете ему составить план осуществления своей цели и воодушевите его. Не пойдя на поводу у его зависти, вы преподадите ребен­ку самый главный урок жизни: если ему чего-то недостает, то это его проблема. Ему не нравится его жизнь? Значит, надо усердно молиться Богу и прилагать все усилия к тому, чтобы сделать ее лучше. Ребенок должен понять: если он развивает и приумножает свои таланты, то Бог обязательно вмешается, чтобы дать ему еще больше (см, Матфея 25:14-30).

Ход мыслей человека, не находящегося во власти зави­сти, таков: «Я вижу, что где-то есть что-то такое, что я хотел бы иметь; мое теперешнее положение мне не нравится. И это моя проблема. Что я могу сделать, чтобы перебраться из пун­кта А в пункт Б? Усерднее молиться и прислушиваться к Богу, анализировать, что именно мешает мне попасть в желанный пункт, и пытаться понять, что конкретно я могу сделать для достижения заветной цели».

В восприятии ребенка происходит реальный сдвиг: до него доходит, что его мечты и желания ~ это его забота. И он может просить помощи, молиться, учиться, работать или де­лать что-то еще, что считает нужным. Но все, что касается способов удовлетворения его потребностей и принимаемых в связи с этим решений, — это те вопросы, которые обсужда­ются только между ним и Богом.

Никто не будет решать за него его проблемы. Только та­ким образом вы воспитаете ребенка, который сможет опреде­лить свои истинные нужды, с Божьей помощью разобраться в собственных силах, способностях и талантах и обратиться к Богу за знанием и поддержкой, которые потребуются ему на протяжении всей жизни.

Парадокс

Зависть — величайший парадокс жизни. Завистливые люди считают, что всего заслуживают, а в результате остаются ни с чем. Они неспособны по-хозяйски распоряжаться тем, что имеют, не могут в полной мере оценить все, что им дано. Им неведомо чувство благодарности. А то, чем они не обла­дают, обладает ими.

Зависть — это гордыня, ощущение себя Богом, чувство, что вселенная принадлежит вам. Но, как говорит Иаков, гор­дыня в конце концов проигрывает: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иакова 4:6).

Смиренные люди — это те, кто подавил в себе чувство собственного величия. Они смиренно получают то, что им дается, и за все благодарят. Таким людям Бог и окружающие обычно дают еще больше. В этом и состоит парадокс. Завистливый хочет больше, а получает меньше. Смиренный благодарит за то, что имеет, и получает еще больше,

Помогите своему ребенку стать смиренным, благодар­ным человеком. Но помните: проглотить собственную гор­дыню — очень непросто. Чтобы она не застряла в горле, ее надо запить огромным глотком любви. И тогда уже ничто не будет мешать вашему ребенку проявлять активность в реше­нии стоящих перед ним задач, о чем и пойдет речь в следую­щей главе,

Завести свой мотор с полоборота

Рассказывает доктор Таунсенд

После окончания университета я два года работал в дет­ском доме, воспитанниками которого были дети школь­ного возраста. Персонал жил в этом же доме. Работа была до­статочно напряженной, и мы трудились по сменам, чтобы иметь возможность немного отдохнуть. Живя бок о бок, мы могли познакомиться друг с другом поближе.

Вскоре обнаружилось, что я использую иные воспита­тельные приемы, нежели другие педагоги. Вообще в педаго­гике существует две крайности. Одни педагоги придержива­ются тактики «быть лучшим другом» детей и делать все возжное, чтобы им понравиться. Они проводят с ребятами уйму времени, организовывают для них интересные меро­приятия, никогда не проявляют жесткости, так как она могла бы явиться угрозой хорошим отношениям, установившимся между ними и детьми. Эти педагоги не заставляют детей ни­чего делать и сами накрывают на стол, моют посуду, убирают в палате. Дети обычно довольны, приветливы и ленивы. Их основное занятие — смотреть телевизор.

Другой тип педагога — «командир» — очень напоминает армейского ротного старшину, который с утра до вечера отда­ет команды, устанавливает последствия еще до возникнове­ния проблемы. Иными словами, «гоняет» детей. Во время его дежурства в палатах всегда чисто, все убрано по местам. Помню, что у такого «командира» дети нередко роптали, так как им приходилось делать не только свою, но и его работу. Частенько кто-нибудь убегал из детского дома. Ребята всегда были при деле — никто никогда не сидел сложа руки.

Лучшими были педагоги, сумевшие найти золотую сере­дину: они поддерживали с детьми хорошие отношения и тре­бовали соблюдения порядка. Практическое правило успеха гласит: «Когда уважение приходит раньше дружбы, результа­том является активность. Когда дружба приходит раньше уважения, результатом является пассивность». Дружба спо­собствует пробуждению положительных чувств, а также ле­ни. Когда нужно трудиться, дети обижаются на воспитателей. Те же педагоги, которые начали с уважения, добиваются от детей гораздо большей активности. И когда они потом слегка «отпускают вожжи» и дают детям возможность расслабиться, те их просто боготворят.

Библия учит одному и тому же как в отношении нашего собственного роста, так и в отношении роста наших детей. Поначалу мы все очень эгоистичны и слишком пассивны в вопросах ответственности. Чтобы стать активнее, мы нужда­емся в законе (ограничениях и последствиях), ибо закон —для беззаконных (см. 1 Тимофею 1:9). Лишь поняв, что мы — не Бог и что пассивность причиняет нам боль, мы становим­ся активными, и тогда Бог милостью Своей помогает нам и поддерживает нас.

Дар активности

Один из величайших даров, который вы можете подарить своему ребенку, ~ помощь в развитии у него стремления быть активным, что означает брать инициативу на себя, са­мому делать первый шаг. Ребенок должен понять: решение его проблем и удовлетворение его потребностей в первую очередь зависят от него самого и только во вторую — от кого-то еще.

Чтобы выжить и добиться успеха в этой жизни, мы обяза­ны быть активными. Первый крик новорожденного — это то, что никто на свете не может сделать за него. Услышав этот крик, вы приступаете к выполнению своих обязанностей по удовлетворению нужд младенца. В течение всей жизни груз ответственности лежит на самом ребенке: он должен прояв­лять инициативу в решении своих проблем, даже самых сложных, особенно в ранние годы. когда он очень сильно за­висит от старших, обеспечивающих саму возможность его су­ществования.

Но не путайте зависимость с пассивностью. По замыслу Божьему, всю свою жизнь мы находимся в активной зависи­мости от Него и от окружающих людей. Точно так же не пу­тайте активность с самонадеянностью. Активные люди не пытаются все делать самостоятельно. Быть активным — зна­чит делать все, что вы можете, одновременно настойчиво ища вокруг себя то, чего не хватает в вас самих, то, что допол­нит недостающее в вас. Библия учит, что между нами и Богом должно быть установлено сотрудничество. Перед нами стоят наши задачи, перед Ним — Его: «Совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:12-13). Ваш ребе­нок должен активно доводить до вашего сведения все свои потребности, протестовать против всего плохого, неукосни­тельно выполнять свой долг по отношению к друзьям, делать уроки и работу по дому и постепенно — по мере созревания — принимать на себя все больший груз житейских забот.

Активные дети имеют идеальную возможность научиться правильно реагировать на проведенные границы. Подобно неукрощенной лошади, использующей всю свою энергию на то, чтобы сбросить седока, они сопротивляются вашим огра­ничениям и последствиям, пока не научатся принимать во внимание реалии окружающего мира, а не только свои соб­ственные. Они сталкиваются с существованием такого поня­тия, как «обязанности». И только тогда преклоняют колени перед Божьей реальностью и начинают учиться обуздывать свою агрессивность, держать себя в руках и использовать свою активность в созидательных целях.

Божий дар активности предоставляет вашему ребенку целый ряд преимуществ. Он помогает ему:

• Учиться вести себя правильно, используя опыт не­удач и последствий

• Осознавать, что его проблемы и потребности — то, над чем следует работать ему самому

• Развивать в себе самообладание и умение по-хозяй­ски распоряжаться собственной жизнью

• Во всем полагаться только на себя

• Избегать ситуаций и отношений, представляющих для него опасность

• Стремиться строить отношения, от которых можно получить утешение и помощь

• Демонстрировать свою любовь и выражать эмоции таким образом, чтобы постоянно поддерживать разумную и плодотворную связь с Богом и близкими людьми

Библия снова и снова напоминает нам о законе инициа­тивности. Мы должны ежедневно нести свой крест (см. Луки 9:23); быть прилежными (см. Притчи 12:24); искать Царства Божия и правды Его (см. Матфея 6:33); стучаться в Божью дверь, как это делала нуждающаяся в помощи вдова (см. Луки 18:1-5); просить то, в чем нуждаемся (см. Иакова 4:2). Как Сам Бог демонстрирует активность, действенно решает проблемы и проявляет инициативу, так и мы, созданные по Его образу, должны делать то же.

Родителям иногда трудно понять преимущества актив­ных детей. Нередко при обсуждении темы о детях и границах мама просит помочь ей в решении проблемы: «Я очертила ре­бенку границы поведения. Но он их постоянно нарушает. Что мне делать?». Ответ таков: «Так и должно быть. Вы — мать. У вас есть определенные обязанности. Вы должны устанавли­вать ограничения и контролировать соблюдение последствий — и делать это с любовью. Он — ребенок. У него свои обязан­ности. Он должен активно и напористо испытывать ваши границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности. Это уста­новленная Богом система воспитания».

Проблема пассивности

Пассивность, инертность или замедленная реакция — со­стояния прямо противоположные активности и инициативно­сти. Пассивность в детях — главное препятствие формирова­нию границ. Пассивные дети идут по жизни по кругу, постоян­но от кого-то чего-то ждут. Когда ребенок пассивен, он не учится быть хозяином своей судьбы. Он привыкает находиться в чьих-то руках, привыкает, чтобы кто-то все решал за него. Пассивные дети не способны извлекать пользу из про­цесса под названием «учиться на собственных ошибках», ко­торый заставляет их формировать границы. Они никогда ни к чему не прикладывают усилий, никогда не терпят неудач и соответственно не растут. Зачастую это очень милые и прият­ные дети, но, общаясь с ними, вы никак не можете понять, что же они собой представляют. Им трудно завести друзей и определить свои интересы и пристрастия, они очень легко подпадают под влияние и контроль более напористых при­ятелей. Они лишь существуют, а не живут полной жизнью.

Мне всегда становится грустно, когда я думаю о детях, которые из-за своей пассивности остаются на обочине жиз­ни. Они растут, стареют и умирают, никогда ничем и никем до глубины души не увлекаясь и сами никого по-настоящему не увлекая. Из-за своей пассивности они обречены постоян­но пребывать в сумерках. Как бездарно прожиты их жизни!

Пассивная позиция — не добродетель, а грех. При отсут­ствии активных ограничений буйным цветом расцветает зло. Пассивный человек — невольный союзник зла, так как не противостоит ему. Дьявол только и ждет, когда своей инерт­ностью пассивные люди предоставят ему возможность напа­костить (см. Ефесянам 4:27). Бог не благоволит к тем, кто ко­леблется (см. Евреям 10:38). В притче о талантах господин рассердился на своего раба, который побоялся рискнуть и не употребил в дело данный ему талант (см. Матфея 25:24-28). Однако не путайте пассивность с терпением, являющимся положительным качеством, которое не позволяет нам делать за Бога Его работу (см. Иакова 5:8).

Смысл библейского отрывка об активности и пассивно­сти выражен в старинной поговорке «Лучше принять плохое решение, чем не принять никакого». Именно поэтому при остальных равных обстоятельствах активные дети усваивают полученные знания и становятся зрелыми раньше пассив­ных. Это означает, что родителям предоставлено большое количество сырья, над которым им предстоит немало потру­диться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.71 (0.007 с.)