Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бизнес инкубаторы в инвестиционных проектахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вложения в начинающее предприятие являются особенно рискованными. На данный момент этот вид финансирования составляет 17% от всех венчурных капиталовложений в Соединенных Штатах и Европе. Сжатые сроки инвестирования почти не оставляют времени на оценку. Особенно если речь идет о проекте, который должен занять свободную рыночную нишу. Часто некогда даже провести более или менее детальные маркетинговые исследования. Понятно, что в такой ситуации инвестор должен найти новый способ застраховать свои вложения. Ответ был найден самой стихией новой экономики — это бизнес инкубация. Как и венчурный капитал бизнес инкубаторы для Интернет - компаний – изначально американское явление. Несмотря на то, что по явились они еще в 1996, всемирное признание они получили в прошлом году. Еще в середине 1999 года в Европе не было ни одного сколько-нибудь крупного интернет инкубатора, а к декабрю их насчитывалось уже около 100. Причем масштаб привлеченных отдельными европейскими инкубаторами средств был в среднем не ниже, чем в Америке. Идея инкубаторов является логическим продолжением той тактики, которой стали придерживаться венчурные инвесторы в последние годы. Тактика заключается в формировании целого портфеля разных проектов, чтобы застраховаться на случай провала одного и даже нескольких. Если компания набирает портфель из десяти проектов, то почему бы не создать для них всех общую базу — материальную, юридическую, финансовую? Надо купить или арендовать здание, оборудовать его компьютерами и доступом в Сеть, создать бухгалтерию, обеспечить юридическую поддержку, необходимую молодым фирмам. Вот перечень того, что предоставляет новому предприятию серьезный бизнес инкубатор: это помещение, оборудование, Web-хостинг, бухгалтерия, финансовое планирование. юридическая поддержка, системное администрирование, поиск инвестора, консультирование, подбор персонала. При этом в первую очередь инвестор страхует себя. Кроме того, сокращается часть первоначальных расходов на создание компании — аренду помещения, приобретение оборудования, что составляет, как правило, 10—20% первоначальных вложений. В значительной степени за счет предоставления готовой инфраструктуры можно уменьшить первоначальный штат проекта — не нужны бухгалтер, системный администратор, юридический консультант, инвестиционный консультант или финансовый директор. За счет этого удается сэкономить 20—30% фонда заработной платы, то есть 10—15% всех первоначальных вложений (исходя из того, что, как правило, оплата труда составляет до половины расходов в молодых фирмах). В общей сложности, в зависимости от конкретного проекта, инвестор сокращает свои первоначальные вложения на 20—40%. Очевидна выгода и для инвестируемых — можно пользоваться готовой инфраструктурой, но главное — финансовым и юридическим опытом инвестора. При хорошем уровне взаимопонимания обеспечивается столь необходимая молодым фирмам синергия инновационности и опыта. Крупный инкубатор, как правило, за год выводит на рынок 10—20 проектов, из которых действительно удачными будут 3—4. Таким образом, проекту или компании не надо искать подходящего исполнительного директора, зачастую нужного лишь для того, чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов. Сами руководители бизнес - инкубатора берут на себя эту роль. Кроме того, работая в инкубаторе, компании на начальном этапе своего существования могут полностью сосредоточиться на бизнесе, не отвлекаясь на организационные вопросы. Около 90% времени на начальном этапе предприниматель тратит на поиск инвестора, юридическую проработку контрактов и партнерских соглашений, регистрацию компании, организацию рабочих мест и решение то и дело возникающих технологических проблем. Таким образом, только 10% времени остается на собственно развитие продуктов и услуг, создание маркетинговой стратегии, то есть на все то, что является залогом успешного выхода на рынок. Первый бизнес инкубатор для сетевых компаний, или интернет - инкубатор, — компания Idealab, основанная в Лос-Анджелесе в 1996 году. Однако Idealab работал исходя из идей основателя, под которые подыскивалась команда, проводилось исследование рынка и создавался бизнес-план. Остальные инкубаторы, возникшие позже, ищут и принимают проекты со стороны. Такая стратегия, когда минимизируются возможные риски, позволяет привлекать очень масштабные средства под проекты, начинаемые с нуля. Конечно, пока эти средства на порядок ниже тех, которыми располагают интернет - фонды вроде Andersen Consulting, Softbank. Однако с учетом того, что инкубаторы финансируют идеи и проекты, которые еще даже не доросли до стадии молодых компаний, суммы, которыми они оперируют, вполне можно назвать серьезными. К примеру, летом 1999 года в течение двух месяцев новый американский инкубатор eCompanies привлек 130 миллионов долларов. С помощью инкубатора проект зачастую может получить больше средств, чем от обычных венчурных инвесторов. Это возможно благодаря наличию отлаженной и прозрачной системы взращивания компании, подкрепленной опытом управляющих. Как правило, проект пребывает в интернет - инкубаторе в течение нескольких месяцев — пока не заработает первые деньги или не покажет рост клиентской базы. Обычно инкубационный срок составляет 5—6 месяцев, иногда меньше. На какой объем инвестиций может рассчитывать проект, обратившийся в инкубатор — однозначно ответить трудно. Ведущие американские интернет - инкубаторы вкладывают по несколько миллионов долларов в понравившиеся им проекты. Например, eCompanies распределила 130 миллионов между семью новыми предприятиями. Европейские Интернет - инкубаторы более агрессивны и более формализованы, чем американские. В роли руководителей довольно часто выступают команды молодых предпринимателей, заручившиеся поддержкой инвесторов. Немцы максимально формализовали процесс отбора проектов. В дополнение к стандартным способам (оценка бизнес планов, полученных по электронной или обычной почте) руководители ввели в практику блиц - встречи с авторами проектов. Авторам задается девять вопросов, и у них есть пять минут, чтобы ярко, оперативно и сфокусировано раскрыть суть проекта. Этого достаточно, чтобы решить – продолжать общение или нет. В целом, развитие механизма инвестирования и привлечения средств выглядит примерно так. На определенном этапе скорость, необходимая для вложения денег, становится слишком большой для того, чтобы адекватно оценить проект и провести все необходимые исследования. Поэтому общий тренд таков, что инвестиции в проекты и компании в предстартовом и стартовом состоянии (seed and start up investments) все больше будут идти по схеме инкубатора, а собственно венчурные инвестиции будут направляться на развитие early stage and expansion. Сходная ситуация складывается и в России. На данный момент единственный Интернет - инкубатор, проинвестированный компанией APartners, берет от 30 до 50% за 20-100 тысяч долларов. Можно предположить, что с ростом числа инкубаторов, когда будет предлагаться больше денег, процент снизится до приемлемых 20-25%, а то и меньше. На сегодняшний день свои намерения создать Интернет - инкубаторы высказали RuNet, Holdings и 1НС. Стратегии инвестирования Сейчас на интернет - рынке действуют три категории инвесторов, значительная часть которых — спекулянты, рассчитывающие купить проект (или войти в долю) за небольшую сумму, чтобы затем перепродать его крупному западному инвестору. Последние пока не торопятся выходить на российский интернет - рынок из-за его скромных размеров. Интересно, что в роли крупного западного инвестора чаще всего выступают портфельные инвесторы, работающие по схеме: «раскрутка проекта - выпуск акций - получение доходов за счет роста акций». То есть те же спекуляции, только на более высоком уровне. Стратегических инвесторов с Запада, вкладывающих деньги с целью расширения рынка сбыта, получения новых клиентов и т. д., в российском сегменте Сети пока не видно. Наконец, еще одна категория инвесторов — российские компании. Их подход к покупке и инвестициям в Интернет - проекты отличается от западного. Западные инвесторы прежде всего делают ставку на выход инвестируемых проектов на рынок ценных бумаг, в то время как российские инвесторы хотят получать деньги не в далеком и туманном будущем, после роста акций, а в самое ближайшее время. Прежде всего их интересует прибыльность проекта. А прибыльных проектов пока немного. Достаточно интересна инвестиционная стратегия, которую приносят на рынок новые игроки. Большинство западных инвесторов (и часть российских) изначально делает ставку на лидеров рынка и вкладывают деньги в жизнеспособные схемы, показавшие себя на западных рынках. Иной подход практикуется частью российских инвесторов. В частности APartners полагает, что делать ставку на уже отработанные бизнес - схемы и технологии бесперспективно. «За то время, пока данная модель будет реализована — рынок уйдет далеко вперед», – полагают руководители данной компании. Имеет смысл вкладываться в новые, еще неотработанные бизнес - модели — только в этом случае проект имеет шансы стать успешным. К тому же сегодня на рынке складывается интересная ситуация, с одной стороны, наиболее развитый сегмент интернет подошел к порогу насыщения, с другой – это практически единственная нормально развитая и функционирующая часть Сети, то есть наиболее привлекательная для инвесторов. Естественно, инвесторы предпочитают работать с уже раскрученными проектами. Но ограничения по числу проектов им не преодолеть – рано или поздно все интересные информационные ресурсы будут скуплены и возникнет необходимость в новых объектах для инвестиций. И здесь важно уловить основные тренды, чтобы, затратив минимальные суммы сегодня, завтра, к моменту готовности инвесторов, — получить работоспособные проекты. Одной из таких ниш, безусловно, станет электронная коммерция. Эта область Сети, обладающая огромным потенциалом – достаточно посмотреть (приложение Б) на прирост инвестиций на рынке электронной коммерции. Но в России эта ниша практически не развита. Тем не менее проекты здесь существуют и сейчас демонстрируют достаточно уверенный рост, как по оборотам, так и по числу пользователей. Если познакомиться с достижениями И-бизнеса за прошлый, 1999 год PricewaterhouseCoopers – мировой лидер консалтинга и аудита, подготовил обзор инвестиций в американские компании, сделанных крупным национальным венчурным капиталом во всех видах индустрии (смотри приложение А). В четвертом квартале 1999 года венчурные вложения достигли 14,7 млрд. долларов, превысив на 302% тот же показатель 1998 года. За прошлый год 4006 компаний получили 35,6 млрд. долларов — в то время как за 1998-й 2849 фирм получили 14,7 млрд. долларов. Прирост составил 150% по общему объему годовых инвестиций и 41% по числу предприятий, получивших эти инвестиции. Таким образом, в 1999 году одной компании в среднем досталось 8,9 млн. долларов, что на 71% больше, чем в 1998-м. Впервые за последние пять лет годовые инвестиции в нетехнологические компании упали, в то время как интернет - фирмы привлекли львиную долю вложений. Таким образом, новички имели больше шансов в 1999 году, чем до этого, добиться инвестиций от венчурных фирм, готовых на высокие риски, связанные как раз с более ранней стадией инвестирования (смотри приложение В). На сегодня приблизительный объем инвестиций в российский интернет составляет не менее 100 млн. долларов. Возможно, эта сумма скромна по западным меркам, однако для безденежных российских интернет - просторов эти миллионы выглядят весьма заманчиво. Активность инвесторов в российской Сети в значительной степени сдерживается во – первых завышенной самооценкой большинства проектов. В частности, покупка 20% акций проекта port.ru компанией DataArt за 940 тыс. долларов в значительной степени подогрела ожидания владельцев интернет- площадок, которые теперь не хотят вести переговоры с инвесторами, начинающими торг с суммы, меньшей полумиллиона долларов. Во-вторых, число проектов, интересных инвесторам, ограничено. Ситуация с инвестициями осложняется еще и тем, что часть ресурсов не имеет юридической базы (государственных сертификатов, лицензий и т. п.) для своей деятельности. Вести же переговоры с частными лицами инвесторы не рискуют. Остается только гадать, к чему приведет (с нуля до 100 млн. долларов) рост инвестиций в российскую Сеть, может быть, к очередному витку роста стоимости проектов, когда еще непроданные ресурсы будут покупаться уже не за миллионы, а за десятки миллионов долларов, а может быть, к массовому появлению новых проектов, взращенных в бизнес - инкубаторах, и, как следствие, к падению стоимости существующих ресурсов А возможно, и к тому, и к другому. Очевидно одно - инвестиционные деньги откроют для российской Сети много новых интересных возможностей. Интернет - рынок в том виде, в котором мы его знаем сейчас – исчезнет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.008 с.) |