Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Казённый дом: институциональное воспитаниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Оставили ли ребёнка в роддоме, умерли ли его родители, изъяли ли его из семьи, чтобы спасти от пренебрежения и жестокого обращения, но в итоге он оказывается в учреждении для детей-сирот: приюте, интернате, доме ребёнка, детском доме. К сожалению, в России пока нет развитой системы устройства детей в замещающие семьи. А значит, не месяцы, а годы, а то и всё детство ребёнку предстоит провести в казённом доме. То есть стать «детдомовцем». К сожалению, это обрекает его не только на не очень счастливое детство. Выпускнику детского дома непросто найти себя в жизни, создать благополучную семью. Кто-то из них попадает в тюрьму, кто-то начинает пить, и в результате их дети, в свою очередь, тоже оказываются в детдоме. Почему так происходит? Не торопитесь с ответом про «порочные гены» и про «яблочко от яблони». Давайте попробуем посмотреть на ситуацию с точки зрения воспитанника детского дома. Много лет он проводит в казённом учреждении. С одной стороны, он чувствует себя обделённым по сравнению со своими благополучными семейными сверстниками. У него хуже игрушки, еда, одежда, у него нет своей комнаты, нет дома, а главное - нет родителей. С другой стороны, он обеспечен всем необходимым, причём всё это появляется как будто само собой: еда в столовой, чистое бельё в спальне, новое оконное стекло взамен разбитого. Откуда всё это берётся, что нужно сделать, чтобы оно появилось, ребёнок не видит и не знает. Специальными инструкциями запрещено привлекать воспитанников к приготовлению пищи, к уборке санузлов, к стирке белья и т.п. Ребёнок не имеет возможности отвечать за кого-то слабого, например, за младшего брата или котёнка. Время от времени в учреждение приезжают люди, которые выгружают из машин подарки и сладости, устраивают развлечения. Детей приглашают на торжества и праздники, где их опять одаривают и угощают. В результате ребёнок нередко приходит к выводу: «Я сирота, и поэтому мне все должны». Приходилось видеть, как дети брезгливо рассматривали подаренные шефами мобильники: «Это отстой, старая модель». Конечно, не везде дело обстоит так, до сих пор есть в глубинке забытые всеми детдома и особенно интернаты для детей-инвалидов, где нет элементарных вещей. Но, как ни парадоксально, вывод их воспитанники, скорее всего, сделают тот же: «У меня в детстве ничего не было, поэтому мне все задолжали». Годами копится обида на жизнь, на судьбу, растёт ревность и зависть к более благополучным людям, которые легко перерастают в агрессию. Далее. Всё в детском доме распределяется поровну, по нормам. У такого ребёнка нет возможности, как у домашнего, наесться конфет именно сегодня, потому что как-то грустно. Ему дают конфету, но одну в день. А в детстве иногда так сильно чего-то хочется, и именно сейчас! Очень хочется розовую тетрадку, а дали какую-то зелёную. Хочется необычную, модную майку, а дали какую есть. Как ребёнку добыть желаемое? Либо выпросить, либо отнять, либо украсть. Не потому, что ребёнок плохой, а потому, что по-другому его индивидуальные желания удовлетворены быть не могут. Нет в мире человека, который помнит, что нон не любит пряники, а любит печенье, или что ему не идёт красный цвет, а от шерсти всё тело чешется - тех мелочей, которые знают о своих детях родители, и которые есть важная составляющая часть семейной заботы. В учреждении ребёнок постоянно живёт в группе (иногда хочется сказать - «в стае») сверстников. Взрослые приходят и уходят, а настоящая его «семья» - это ребята из одной группы. В результате ребёнок не имеет возможности освоить роль… ребёнка. При нормальном детстве роль ребёнка в семье состоит в том, чтобы слушаться старших, обращаться к ним за помощью, помогать им, подлизываться, клянчить конфеты, препираться, оправдываться, ждать поцелуя перед сном и т.д. В семье на своём опыте ребёнок узнаёт, что ему как ребёнку делать и говорить полагается, а что - нет. Он принимает на себя эту роль со всеми её плюсами и минусами: тобой командуют - но тебя и защищают, тебе запрещают что-то - но зато и балуют, тебя считают порой глупым и маленьким - но зато объясняют что-то и учат полезным вещам. Причём это роль не абстрактного ребёнка, а ребёнка именно этой семьи. Потому что в одной семье детей считают «безобразниками» - и тут уж изволь хоть иногда хулиганить, в другой от них ждут забавных слов и поступков - и дети стараются соответствовать, в третьей ребёнок - непременно вундеркинд (и ему не позавидуешь). У детей из детского дома нет возможности научиться быть ребёнком. Именно поэтому им зачастую так тяжело даётся период адаптации в семье. Вроде бы всё хорошо, и родители новые любят, и в школе неплохо, но - усталость невероятная, стресс постоянный. Потому что приходится ускоренными темпами осваивать сложную, незнакомую роль ребёнка этой семьи. На этом проблемы казённого (его ещё называют институциональным) воспитания не заканчиваются. Ребёнок растёт в искусственной среде. Он общается только в узком кругу сверстников, которые обычно ещё и его одноклассники. У него нет соседей по подъезду, детей родительских друзей, приятелей по спортивной секции. Он проводит детство в обществе таких же, как он сам. Он не знает элементарных вещей: как самому приготовить еду, где покупать одежду и как за ней ухаживать. И уж тем более не знает, как растить и воспитывать детей. Ребёнок не имеет возможности сходить в магазин, купить что-то, получить сдачу. У него вообще нет карманных денег. Он не знаком с такими понятиями, как «не хватает до зарплаты», «отложить на отпуск», «взять кредит», «заплатить за квартиру». Он не пользуется общественным транспортом (иначе как в группе детей, сопровождаемых воспитателем), не ориентируется в городе. Да перечислить невозможно всё, чего он не знает, не умеет, не видел, не пробовал. Сейчас во многих «продвинутых» детских домах действуют программы социализации. Для ребят оборудуют кухни, учат их готовить, ходить в магазин за покупками, привлекают к оформлению комнат. Это очень хорошо и важно, но сплошь и рядом эти программы не содержат главного компонента - ответственности. Такой, как в жизни: поленился сходить в магазин - сиди голодный, не мыл пол неделю - противно ноги с кровати опускать. Этого детское учреждение допустить не может, а значит, получается «социализация понарошку», она учит каким-то отдельным навыкам, но жизни по-прежнему не учит.
И вот с багажом всех этих «не» ему предстоит в 18 лет начать самостоятельную жизнь. Когда он покидает детский дом, правила игры вдруг резко меняются на противоположные: только что всё в жизни происходило само собой, без его участия, и вдруг - вот тебе выходное пособие и справляйся сам, как хочешь. Никто ничего тебе не должен и помощи ждать неоткуда. При этом у детдомовских невелики шансы получить хорошее образование и профессию - ребёнок, которому не для кого стараться, некого радовать своими успехами, учиться обычно не хочет. Да и способность к обучению часто оказывается снижена из-за пережитого, о чём мы говорили выше. А кто захочет учиться, если чувствует себя несчастным и хуже других? Едва ли не главная причина всех неудач детей из детских домов - низкая самооценка, которая обессиливает, заставляет опускать руки и идти по пути наименьшего сопротивления. Любое препятствие воспринимается ими как непреодолимая преграда, вызывает раздражение и отчаяние, а не желание мобилизоваться, собраться, постараться, добиться своего. К сожалению, и от жестокого обращения ребёнок в казённом доме не застрахован. В детских домах порой дедовщина не меньше, чем в армии. Старшие заставляют младших подчиняться, а возрази - изобьют. Воспитателям это удобно, таким образом они поддерживают дисциплину. Встречаются и ужасные случаи насилия со стороны персонала, но достоверных данных здесь нет. Впрочем, «воспитательные меры» вроде затыкания рта тряпкой или выставления босиком на холодный кафель «чтобы не бесились» кое-где и за насилие-то не считаются. Учреждения закрытые, дети слишком зависимы от своих педагогов, чтобы рассказывать об этом, а главное - просто считают это нормой, потому что другого обращения не видели. А теперь представим себе детей (даже с самыми лучшими генами), которые годами растут в таких условиях. Сколько из них смогут потом нормально жить? Привычка принадлежать стае, безоговорочно подчиняться сильным и слушаться старших, обида на «благополучный» мир делают выпускников детских домов лёгкой добычей криминальных структур. И дети охотно на это идут, потому что там их всё-таки защищают, там они нужны. Одиночество, неутолённая потребность в любви и ласке заставляют их рано вступать в брак и рожать детей - так хочется, чтобы у них наконец была семья, близкие люди. Выпускники детских домов искренне верят, что у них в семье всё будет хорошо, они-то своих детей не бросят. Но опыта и умения строить семейную жизнь и налаживать быт у них нет, как ухаживать за ребёнком - непонятно, бабушек и тётушек нет, и в итоге такие семьи быстро разваливаются. Результат - их дети тоже попадают в детдом. Чувство вины, неуверенность в себе вызывает отчаяние, которое мешает им пробиваться в жизни, достигать своих целей. Выпить и забыться - гораздо легче. Из таких случаев и складывается невесёлая статистика. Наследственность тут ни при чём. Просто ребёнок из детского дома - сплошная «ахиллесова пята». Весь - от макушки до собственно пят. Так что если к вам в класс пришёл приёмный ребёнок, то главное событие в его судьбе уже свершилось. Он теперь в семье, и у него есть хорошие шансы наверстать упущенное, восстановиться, выровняться. Но годы, проведённые в казённом доме, ещё долго будут давать о себе знать. И бедным словарным запасом, и особыми, зажатыми, угловатыми движениями, и рыданиями над тетрадками, и эпизодами присвоения чужого, и попаданием в «плохие компании». Печать несчастья, неблагополучия ещё долго будет лежать на таком ребёнке. Эту печать «считывают» и дети, и взрослые. Одноклассники порой не хотят с ним дружить и сидеть за одной партой, родители других учеников недовольны, да и учителю хочется посадить его подальше, на заднюю парту, чтобы не маячил перед глазами. Да ему и не привыкать там, в резервации. Он не такой как все, с ним всё «не слава Богу» - кто бы сомневался! Ничего, после уроков он пойдёт к «пацанам» во двор, там он среди своих… Что делать - подыграть его роли изгоя, дать ему насладиться отверженностью? Или не согласиться с ним и сражаться за возвращение ребёнка к нормальной жизни? Именно этот выбор предстоит сделать учителю, которому судьбы послала такого ученика. Картошку-то жарить его дома научат. И любить будут, и к жизни готовить. А вот иметь дело с его сниженной самооценкой, привычкой сразу приходить в отчаяние и опускать руки (вариант - швырять тетради на пол и топать ногами) предстоит вам. И с его неумением быть ребёнком, соблюдать правила, слушаться и просить помощи вам тоже придётся столкнуться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.013 с.) |