Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры, развивающие внимание и память↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дефицит внимания и плохая память ~ главные проблемы, создающие трудности в учебе. Здесь важно научить ребенка не просто переживать из-за этого, а решать учебные задачи с теми вниманием и памятью, которые у него есть - ведь других не будет! То, что дано, надо изучать, развивать, находить способы и приемы, которые подходят именно этому ученику.
Кто увидит больше Эту игру, как и следующую, можно рекомендовать родителям. В нее лучше играть вдвоем или втроем, а не большой группой. Правила очень простые: по дороге - неважно, идете ли вы пешком, едете на машине или на автобусе - играющие соревнуются, кто заметит больше оговоренных объектов: красных машин, собак, кондиционеров на окнах, прохожих в очках, букв «С» в вывесках и т.д. Тот, кто заметил, говорит: «Вижу!» и показывает искомый объект.
Шерлок Холмс Игра носит постоянный характер. Время от времени нужно неожиданно спрашивать друг у друга: «А ты заметил, сколько ступенек на лестнице перед магазином?», «А ты заметил, что написано (нарисовано) на рекламном щите, который мы проехали?», «А ты заметил, какого цвета было пальто у соседки, с которой мы поздоровались у лифта?» и т.д.
Снежный ком Для этой игры лучше всего сесть в круг. Играют по очереди. Первый играющий произносит простое нераспространенное предложение, например: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино, затем Мальчик быстро идет в кино и т.д. Прибавлять слова можно в любом месте, служебные слова не считаются. Игрок, который при повторении предложения пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним. Поначалу ребята все силы тратят на то, чтобы правильно запомнить предложение и правильно вставить слово. После некоторой тренировки они без запинки воспроизводят фразы из двадцати и более слов, причем учатся слова правильно синтаксически связывать. В ходе игры развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и очень трудно дающееся детям умение слушать друг друга. Естественно, развивается и речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ
Важно, чтобы ребята понимали два основных требования к аналитическому мышлению: оно должно быть, с одной стороны, свободным, не «зашоренным», с другой - корректным, дисциплинированным. Мысль о том, что дисциплина мышления и его свобода не противоречат друг другу, а, наоборот, неразрывно связаны, наверняка будет для ребят совершенно неожиданной. Их школьная практика, к сожалению, чаще говорит о другом: все правильное скучно, все интересное неправильно. Естественно, в ситуации игры они легко пренебрегают корректностью своих построений. Постепенно они на собственном игровом опыте убедятся, что по-настоящему хорошо получается только то, что и правильно, и интересно.
Угадай число Один загадывает число, например, от 1 до 100. Другой называет произвольное число в этом интервале и получает ответ: больше это число задуманного, или меньше. И так - пока не угадает. Чем меньше понадобилось вопросов, тем лучше. Можно играть в паре, а можно со всем классом сразу, надо только заранее оговорить принцип, по которому будет выбираться следующий, кто задаст вопрос, иначе самые сообразительные в азарте будут выкрикивать с места, а остальные - просто отсиживаться. Лучше придумать хитроумный способ - например, определять следующего «ходом коня», или «через два по списку», или «тот, кому я брошу мячик», тогда все вынуждены будут находиться в тонусе. Если дети сами не открывают оптимальный алгоритм решения - каждый раз делить интервал пополам, можно подсказать его на примере задачи про лифт: «Представьте себе, что вы идете в гости. Дом пятнадцатиэтажный. На каком этаже квартира - неизвестно. Сколько квартир на каждом этаже - тоже. Как быстрее всего найти нужную квартиру?». Обычно кто-то догадывается, что нужно поехать на 8-й этаж, и так отсечь половину этажей, если искомый номер выше - на 12-й, тем самым отсечь еще половину, если опять выше - на 14-й, то есть каждый раз делить интервал пополам. Так нужный этаж будет определен максимально за три «лишних» выхода из лифта (если не повезет случайно наткнуться на нужный номер). Легко убедиться, что любая другая стратегия требует больше «лишних» выходов.
Угадай слово Один загадывает слово и говорит, на какую букву оно начинается.. Остальные пытаются его угадать, задавая ему вопросы, на которые отвечать можно только «да» или «нет». Лучше начинать с простыж для отгадывания слов, например, названий предметов или животных. Важно, чтобы дети нашли технологию поиска по родовым понятиям и признакам. То есть начали задавать вопросы типа «Это живое?», «Это больше человека?», «Это хищное?», «Это сделано людьми?», «Это есть сейчас в классе?» и т.д. По мере овладения игрой можно предлагать для отгадывания более абстрактные понятия, например, «каникулы», «правда» или «климат». (Забавно, что на моей памяти самым трудным для отгадывания оказалось слово «двойка». Отгадывающая команда пришла в полное отчаяние, подытожив полученные к тому времени ответы: оказалось, что «это» есть практически у всех детей, но не бывает у взрослых, что «это» один человек делает другому, но при этом оба не рады, и что для получения «этого» не нужно ничего специально делать, а, наоборот, нужно чего-то не делать, да еще «это» можно увидеть и услышать, но нельзя почувствовать. Поди догадайся!). Лучше играть с небольшой группой детей или разбить класс на группы по 5-6 человек (один загадывает, другие отгадывают). Тогда вопросы можно задавать по очереди или вразнобой. Если играть с большой группой детей, нужно задать какой-нибудь алгоритм определения того, кто будет задавать следующий вопрос (например, как в предыдущей игре). Можно разрешить вне очереди поднимать руку тем, кто уже отгадал задуманное слово.
Смысловые пропорции Решаем смысловую пропорцию, например, такую: добро/зло = свет/? (ответ: тьма). Суть задания в том, чтобы понять, каковы отношения между членами пропорции, и найти недостающее слово. Пропорции могут быть построены на сходстве или противоположности, на связи по типу «часть-целое», «причина-следствие», «форма-содержание» и т.д. Вот пример грамматической пропорции: сделать /делать = говорить/? (ответ: сказать). Сначала дети только решают предложенные задания, а потом начинают сами их придумывать. Важно каждый раз выяснять, почему предлагается г именно такое решение, каков ход рассуждений. Иногда возможны два красивых решения, и оба - правильные. Пример: пожар/пожарник=? / дворник (ответ: двор - если пропорция словообразовательная, и мусор - если смысловая). Если составлять пропорции по каждой новой теме, они отлично выявляют проблемы в ее понимании. Игра может проходить по-разному. Для детей неподготовленных, играющих впервые, или просто для самых младших подходит вариант, когда задания дает учитель, а цель ребят - правильно ответить. Тот, кто раньше всех нашел верный ответ, получает балл, в конце игры баллы суммируются, и так определяется победитель. Можно играть и по командам, тогда балл получает команда, которая первой нашла верное решение. Не нужно ставить условие, чтобы команда пришла к единому решению, для этого типа игр чем больше равноправных версий, тем лучше. Второй вариант предусматривает, что ребята не только решают, но и сами составляют пропорции. Можно попросить их подготовиться к игре дома, а можно усложнить задачу: в начале каждого тура играющим дается, например, пять минут на составление трех пропорций. Игра может быть командной, тогда команды по очереди предлагают пропорции, а все остальные ищут ответ. Балл получает и та команда, которая составила правильное задание, и та, которая первой правильно ответила. Можно провести личное первенство: участники задают вопросы по кругу, а отвечает тот, кто первым поднял руку. Плюс личного первенства в том, что в нем участвуют на равных все - никто не может отсидеться за спиной команды. Ниже приводится несколько пропорций разной степени сложности, которые могут быть использованы на первых порах. Все они были составлены учениками 3-10 классов. (Член пропорции, который нужно угадать, указывается в скобках. В необходимых случаях дается пояснение пропорции.) • черное \ белое = (огонь) \ вода • тигр \ кошка = (волк) \ собака • лампа \ свет = (радио) \ звук • дети \ игра = (взрослые) \ работа • казак \ казак = арап \ (пара) - слово наоборот • музыка \ ноты = речь \ (буквы) • пол \ потолок = стена \ (стена) • лицо \ портрет = природа \ (пейзаж) • волк \ шерсть = ворона \ (перья) • пожарник \ (вода) = дворник \ метла • тигр \4 = паук \ (8) - количество ног • провода \ электричество «(сосуды) \ кровь
• машина \ мотор = человек \ (сердце) • дом \ крыша = человек \ (шапка) • верблюд \ горб = пеликан \ (клюв) - яркий отличительный признак • вода \ огонь = (огонь) \ дерево - то, что уничтожает • автомобиль \ шины = конь \ (подковы) • кран \ вода = холодильник \ (холод) • капля \ море = слово \ (текст) • пустыня \ кактусы = море \ (водоросли) • листья \ зима = лето \ (снег) - то, чего не бывает • музыка \ плеер = море \ (раковина) • мороз \ красный нос = солнце \ (веснушки, загар)
Продолжить ряд Игрокам предлагается ряд букв или слов, который должен включать не менее трех элементов и не более шести-семи. Задача играющих - продолжить предложенный ряд, для чего надо догадаться, какая закономерность лежит в основе его построения. Ответом должен быть не только вариант продолжения ряда, но и объяснение, почему он продолжен именно так. Особенно интересно получается, когда у ряда есть два и более оснований (как в большинстве приведенных ниже примеров). С маленькими детьми или в самом начале освоения игры лучше выбирать ряды с одним основанием. Здесь приведено несколько заданий. Ответы с кратким пояснением приводятся в скобках: О, Д, Т...? (Ч, даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три... четыре); апельсин, банан, виноград...? (груша или другой фрукт на букву Г -следующей за В буквы алфавита); паук, таракан, мышь...? (птица или человек, ряд живых существ в порядке уменьшения количества ног); медведи, сестры, поросята...? (мушкетеры - слово, образующее название художественного произведения вместе с числительным три); каракатица, камбала, кальмар...? (краб, представитель морской фауны, в названии которого содержится одна буква а-по убывающей: каракатица, камбала, кальмар).
Четвертый лишний Задача игры - проанализировать предложенный ряд из четырех элементов и назвать лишний, то есть не имеющий качества, которое есть у всех остальных. Ответ в этой игре также нужно давать вместе с объяснением, почему именно это слово лишнее. Здесь приведено несколько заданий, которые будут полезны на первых этапах знакомства с игрой (ответы в скобках, сопровождаются кратким пояснением): • печка, свечка, утка, овечка (утка, остальные слова рифмуются); • лебедь, воробей, ворона, попугай (ворона, остальные слова мужского рода); • рыба, рак, угорь, скорпион (угорь, остальные слова дали название созвездиям Зодиака); • уши, головы, ноги, плечи (головы, остальные слова называют парные части тела); • крум, брук, друг, шмяк (друг, остальные не являются значимыми словами); • ворота, чернила, задания, ножницы (задания, остальные слова не имеют единственного числа); • полнолуние, Луна, месяц. Земля (полнолуние, остальные слова обозначают планеты); • пароход, парной, парик, парник (парик, корень остальных слов пар). Задания для младших школьников, особенно для ребят, которым трудно учиться, могут быть гораздо проще.
Что общего? Играющие делятся на команды, команды расходятся по углам помещения. Их задача - найти как можно больше разных ответов на вопрос «Что у всех нас, членов одной команды, общего?». После короткого обдумывания команды по очереди начинают предлагать свои ответы, при этом запрещено повторять уже сказанные и давать однотипные варианты (скажем, после ответа Мы все одеты вариант Мы все обуты не засчитывается). Команда, которая в течение минуты не смогла дать ответ, когда подошла ее очередь, выбывает из игры. Побеждает команда, которая ответила последней. Чем старше дети, тем быстрее они переходят от ответов Мы все учимся в школе или У нас у всех есть джинсы к версиям более интересным: Мы все родились; Мы все ходим на двух ногах или, например, У нас у всех есть совесть. Игра проходит в быстром темпе, очень азартно и весело. Понятно, что сыграть в эту игру получится только один-два раза, потом, становится неинтересно, варианты начинают переходить из тура в тур (впрочем, для детей с трудностями в обучении это может быть плюсом, а не минусом, они учатся на повторах). Тем более важно использовать игру максимально. Она прекрасно подходит для ситуации знакомства, когда нужно быстро перезнакомить группу детей (например, новый класс), или просто изменить сонное, вялое настроение в классе.
Классификация Игра очень важна для развития способности к анализу, к установлению связей «часть - целое», «предмет - признак», «род - вид», которые являются проблемой не только для детей с задержкой развития, но и для самых обычных школьников. Перед тем как познакомить ребят с игрой, можно побеседовать о том, что часто нам бывает нужно разделить множество людей или предметов на группы по какому-то признаку. Это и называется «классификацией». Если классификация сделана правильно, она полезна, например, мы делим все живое на растения, животный мир и людей. Но если в классификации нет системы и логики, может получиться что-то вроде известной «классификации животных китайскими придворными мудрецами» Борхеса: «животные подразделяются на: а) принадлежащих Императору, б) бальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включенных в настоящую классификацию, и) буйствующих, как в безумии, к) неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и прочих, и) только что разбивших кувшин, о) издалека кажущихся мухами». Важно обсудить с детьми, почему эта «классификация» вызывает смех, и попробовать вместе с ними вывести правила «хорошей классификации». Пусть каждый предлагает все, какие приходят в голову, способы классифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек, блондинов, шатенов и брюнетов, отличников, хорошистов и троечников, любящих математику и любящих литературу и т.п. Чем больше вариантов, тем лучше. Каждый предложенный способ классификации обсуждается и оценивается. В процессе обсуждения вырабатываются правила: сравнивать и противопоставлять нужно по одному признаку (нельзя: девочки и отличники), не должно остаться ни одного элемента классифицируемого множества, который нельзя отнести ни к одной группе (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий), группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя: мальчики и футболисты). Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, части речи, страны и города, иностранные слова, химические вещества, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое, многое другое. Важно, чтобы множество было всем известно и четко ограничено. Играть можно и по командам, и всем классом сразу, и индивидуально. Конечно, во всех случаях лучше это делать письменно, чтобы не запутаться и чтобы потом можно было проанализировать предложенные варианты.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление--------------------------------------------- 6
Неизвестные дети Осторожно: мифы!------------------------------------ 9 Первые встречи - последние встречи.................................................................. 12
Почему он такой? Один и не дома: эмоциональная депривация------...................................... 17 Как трава при дороге: пренебрежение------.................................................. 22 Кошмар наяву: жестокое обращение................................................................. 29 Рухнувший мир: потеря родителей.................................................................... 35 Казенный дом: институциональное воспитание.......................................... 41 Нормальные дети с ненормальной судьбой.................................................... 45
Как это бывает Брось, а то уронишь!................................................................................................ 48 Гадкий утенок.......................................................................................................... 56 Сама виновата........................................................................................................... 67 Шут гороховый......................................................................................................... 79 У меня никогда ничего не получится................................................................ 85
Переходим к делу Поведение плохое или трудное?........................................................................ 95 В чем причина?......................................................................................................... 99 Плохое - или не по возрасту?............................................................................ 101 Не помогать плохому............................................. …..................................... 104 «Накачать» позитивом....................................................................................108 Три кита и один верблюд.................................................................................... 114 Способности - хорошие и... разные.................................................................. 116 Дойти до сути................................................................................................. 121 Чтобы было не фиолетово.................................................................................. 123 Учиться, учиться и учиться... А жить когда?.......................... .............................. 126 Приемные родители: не бороться, а сотрудничать......................... 129 Специалисты службы семейного устройства - ваши помощники ...132 Не забывать о себе ……………........................................................................................................................133 И напоследок..................................................................................................138 Приложения 15 мифов о детях из детского дома............................................................142
Студио-Диалог» Тел.:(495) 250-64-63 < «www.admil.ru admil@inbox.ru [1] В этой ситуации неоценимо значение профессиональных патронатных семей, которые могут взять малыша к себе до выяснения всех обстоятельств, а потом уже передать его постоянным приемным родителям., очень больно бывает слышать пренебрежительные отзывы об этих людях, которые, мол, «берут детей на передержку». На самом деле они спасают детей от казенного дома, от последствий депривации, каждый раз принося в жертву собственные чувства и желания, чтобы помочь большему числу детей,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.6 (0.011 с.) |